елена прокопова
Особенности лепки в детском саду. Семинар-практикум
▼ Скачать + Заказать документы
«…В семье изобразительных искусств, - лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука
представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки», отмечал скульптор И. Я. Гинцбург.
Мир скульптуры многообразен. На протяжении многих веков талантливые скульпторы создавали свои произведения – статуи, скульптурные группы, бюсты.
Публикация «Особенности лепки в детском саду, Семинар-практикум» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
В скульптуре художник выражает духовный мир человека и представления об окружающем, воплощает свои эстетические идеалы. Как и другие виды искусства, скульптура имеет свою специфику, которая выражается и в содержании и в выборе материала и выразительных средств.
Отличительная особенность скульптурного изображения – объемность, трехмерность. Основные виды скульптуры:
Круглая скульптура – если изображение можно обойти кругом, рассмотреть его со всех сторон (памятники)
Рельеф – это изображение с одной стороны представляет выпуклое изображение, выступающее над плоскостью. Имеет две разновидности: барельеф, горельеф.
Барельеф – изображение выступает над плоскостью не более чем на половину своего объема.
Горельеф – изображение выступает над плоскостью более чем на половину своего объема, а иногда и полнообъемное изображение и лишь прикасается к фону отдельными деталями (поэтому барельеф иногда называют низким рельефом, а горельеф - высоким).
В лепке ребенок должен отразить материальные свойства тел - их объем, форму, плотность, фактуру. Процесс лепки требует тончайшего анализа и синтеза объемных свойств предмета. Самостоятельно ребенок не может овладеть этим. Только взрослые могут научить его обобщенной системе активного обследования предмета, познакомить с выработанными обществом сенсорными эталонами.
Активное исследование предмета перед лепкой – это педагогический способ организации чувственного опыта детей. Эта система включает четыре этапа.
1. Первый этап.
Организация восприятия предмета в целом. Она включает последовательное и непрерывное движение пальцев и глаз, начиная с верхней точки вниз, по главным характерным линиям (движение с верхней точки вниз и как бы по спирали). Положение предмета как бы фиксировано (левая рука держит предмет, правая его обследует; предмет может стоять на столе неподвижно).
2. Второй этап.
Обследование предмета рукой и взглядом сопровождается анализом основных частей и определением их свойств (форма, величина, пропорции и т. д.); движения пальцев как бы измеряют соотношение глубин и определяют пространственное взаимоотношение частей.
3. Третий этап.
Выделение более мелких частей предмета установление их формы, величины, пространственного положения по отношению к основным частям.
4. Четвертый этап.
Повторное целостное восприятие предмета. Общее заключительное движение руки и взгляда сверху вниз позволяет объединить данные, полученные чувственным путем, в целостный образ. Обследование может быть направлено и на анализ (ощупывание) структурной поверхности предмета. При этом должны работать все пальцы рук. Для распознавания структуры материала применяется надавливание на поверхность предмета.
Это и есть система обобщенных действий, которая предлагается дошкольнику, сначала под руководством взрослого, а позднее и самостоятельно.
Основная задача педагога – обеспечить правильное соотношение двух процессов: анализа (расчленение целого) и синтеза (объединение отдельных свойств в целостный облик предмета).
В работе с детьми используют три вида лепки :
1. Предметная лепка.
Изображение отдельных предметов. В лепке ребенок имеет дело с реальным объемом. Дети с интересом лепят фигурки животных и людей. Они быстрее овладевают конструктивной формой нежели пластической.
2. Сюжетная лепка.
Требует от детей большого объема работы, так как надо вылепить каждый предмет, входящий в композицию отдельно, установить его в нужное положение, дополнить деталями. Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия. (данная лепка проводится со старшей группы).
3. Декоративная лепка.
Учит детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в форме рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Дети лепят декоративные предметы, игрушки, посуду. В данном варианте используют стеки, печатки (трубочки, квадраты, треугольники, используют гвоздики, стеки, палочки, колпачки фломастера и другие штампики). Узоры рисуют на глиняной пластине, а потом её расписывают гуашью или выкладывают по нему рельеф. Работа над лепным орнаментом влияет на развитие мелких мышц кисти руки, учит ребенка работать кончиками пальцев, делать их более гибкими и чувствительными к форме.
Декоративная лепка в детском саду – это создание детьми посуды, декоративных пластин, фигурок на темы народных игрушек.
Основные задачи декоративной лепки :
• Формировать духовные потребности, чувство патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности.
• Научить детей видеть красоту предметов народного искусства.
• Воспитать эстетический вкус, любовь к декоративному искусству, умение отличать один промысел от другого.
• Использовать декоративные элементы для обогащения лепного образа.
• Стимулировать детей к самостоятельной деятельности.
• Переносить усвоенные умения на предметы не декоративного характера.
Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребенку удается передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки.
Занимаясь декоративной лепкой, дети начинают разбираться в сочетании декоративных элементов в узоре и расположении их на поверхности предметов.
Декоративная лепка имеет и другие, присущие только ей особенности. Орнамент, украшающий предмет может быть рельефным или контррельефным, т. е. углубленным, нарисованным палочкой или стекой на поверхности изделия, а иногда просто нанесенным кистью, гуашью без создания рельефа. Эти способы доступны детям.
Создание изделий из глины всегда связано с выражением его пластических особенностей. В старших группах дети начинают понимать красоту и плавность лепной формы.
Творческие способности ребенка во время декоративной лепки могут проявиться в разных направлениях: предварительном создании эскизов на бумаге для лепки с них :
• Декоративных пластин, блюд и подносов;
• В продумывании элементов узора;
• В расположении их на объемах;
• В создании предметов декоративного характера для украшения помещения;
• В умении найти способ изображения и оформления предмета;
• В перенесении навыков декоративной лепки на изображение предметов не декоративного характера и сюжетную лепку.
В декоративной лепке большое значение имеет работа над формой.
Почти все народные игрушки разнообразны по способу изображения. Козлы, бараны, олени, медведи изображаются одним способом : туловище и ноги выполняются из одного куска. Однотипно изображаются и птицы.
Развитие детского творчества в лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами.
Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой тряпочки, а в некоторых случаях узор наносится и специальными печатками. Следовательно, работа над лепным орнаментом положительно влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными.
Занимаясь декоративной лепкой, дети пользуются стеками. Они бывают деревянными, пластмассовыми, металлическими. Они бывают в виде печаток, для нанесения орнамента используют крышечки от фломастеров, шляпки от винтиков, колпачки от ручек.
Успех мастера зависит и от того как организовано рабочее место.
Практика работы в дошкольных учреждениях показывает, что знакомство детей с предметами народного творчества и обучение их декоративной лепке ведут к тому, что в свободное время они с удовольствием лепят посуду для игры, игрушки для ярмарки или магазина, игры в «Зоопарк», украшают предметы не декоративного характера. Замыслы детей становятся более самостоятельными, а вылепленные предметы, украшенные рельефом и росписью, приобретают выразительность, у детей появляется способность находить различные варианты создания образных фигурок. Педагог наблюдает за работой детей, вовремя их поправляет и помогает советом или частичным показом.
Завелась неведомая птица –
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.
Далеко по белу свету
Знают все пичугу эту,
Эта птица не простая,
Расписная, золотая.
Просто диво – безделушка,
Зовут её народная игрушка.
И. А. Деньшин – вятский художник.
Ярок и красочен живописный мир народной игрушки. Заслуженной славой пользуются игрушки, сработанные в деревне Дымково, Филимоново, Хлуднево, Абашево и другие.
Чтобы прикоснуться к удивительному миру народной игрушки, надо взять в руки хорошо перемятую глину и приступить к лепке одной из самых выразительных вятских игрушек – «кормилицы», или нянюшки. Поможет вам в этой работе вековой опыт народных мастериц.
Из куска глины величиной с куриное яйцо скатайте в ладонях шарик. Вдавите в него указательный палец на глубину примерно двух фаланг. Пережмите левой рукой шарик в середине, разделив его на две части. Причем нижняя часть должна быть больше верхней. Получится фигура, напоминающая неваляшку. Из верхней части лепят туловище, голову и руки, из нижней – юбку в виде колокола. Глубину юбки-колокола должна соответствовать длине указательного пальца. Чтобы получить форму колокола, глину постепенно обминайте вокруг указательного пальца. По мере такой обработки стенки колокола будут становиться все тоньше и тоньше, его объем будет увеличиваться.
Затем стенки колокола промните между указательным пальцем, находящимся внутри, и большим, расположенным снаружи. Когда толщина стенок будет примерно 5- 6 см, переходите к лепке туловища, головы и рук.
Ком глины, расположенный сверху, разделите на две части так, чтобы верхняя оказалась несколько меньше нижней. Из нижней лепят туловище и руки, а из верхней – голову.
Подровняв снизу юбку – колокол, фигурку укрепите на дощечке, поставьте на столе. Наметьте талию и руки, а с верхней части слепите голову вместе с головным убором – кокошником. Из запаса глиняной массы, оставленной в средней части фигурки слепите руки. Из отдельного кусочка – тонкой пластины вырежьте стеком фартук, а вдоль нижнего края сделайте оборки. Смочите фартук водой и со всех сторон и прижмите со всех сторон, где нет складок. Чтобы стенки не провалились, поддерживайте их из нутрии в месте приклеивания фартука пальцами левой руки. Затем наклейте накидку, вырезанную также из тонкой глиняной пластины. Фигурка «нянюшки» готова. Младенца вылепите из маленького кусочка глины, который кладите на мокрую тряпку, вылепленные детали перед соединением смочите водой рукой или кистью. Дымковскую игрушку после обжига загрунтуйте и начинайте расписывать гуашевыми красками, смешанными с куриным яйцом. Начинайте роспись с самой светлой краски (для удобства надо иметь несколько кистей).
Филимоновские игрушки имеют более вытянутые пропорции. Обычно животные, вылепленные филимоновскими игрушечниками, высокие, голенастые, с нарочито вытянутыми шеями и маленькими головками.
Женские фигурки имеют более высокую вытянутую юбку – колокол, на голове вместо кокошника высокая шляпка с загнутыми полями, какие когда-то носили горожане. В руках вместо младенца – свисток виде птички.
Последовательность лепки женской фигурки мало чем отличаются от общепринятой.
Литература
1. Корчинова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях, М: «Феникс» 2002
2. Г. Федотов «Послушная глина» Основы художественного ремесла, Москва «Аст-Пресс» 1997
3. Халезова Н. Б. Лепка в детском саду, М. «Просвещение» 1986
4. Н. Б. Халезова Декоративная лепка в детском саду, М: «Сфера» 2007