Кливиткина Вера Николаевна
Семинар-практикум для воспитателей «Организация и проведение режимных моментов в ДОУ в соответствии с ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход семинара-практикума.
Цель: Познакомить педагогов с методическими рекомендациями по организации режимных моментов; их значимостью для развития интеллектуальных, физических качеств; предпосылок учебной деятельности, на формирования общей культуры и развития личностных качеств ребенка дошкольного возраста.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Организация и проведение режимных моментов в ДОУ в соответствии с ФГОС до“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Режимные моменты в детском саду
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Материал: проектор, ноутбук, мольберт, карточки 4-х цветов, разрезная картинка «Режим дня» из 4-х частей, карточки с цифрами от 1 до 10, мяч.
I.ЧАСТЬ
(Участники семинара стоят по кругу)
Заместитель заведующей по ВМР: Добрый день, дорогие коллеги. Я Вас приветствую на семинаре-практикуме «Организация режимных моментов в соответствии с ФГОС ДО». Давайте настроимся на работу.
Упражнение «Ассоциация».
Цель: настроить воспитателей на работу, снять психологическое напряжение.
Заместитель заведующей по ВМР:
Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.
Если воспитатель – это цвет, то какой?
Если воспитатель – это геометрическая фигура, то какая?
Если воспитатель – это настроение, то какое?
Если представить, что воспитатель – это сказочный герой, то кто?
Если представить, что воспитатель – это время года, то, какое?
Если воспитатель – это вид спорта, то какой?
Если воспитатель – это цветок, то какой?
Если воспитатель – это драгоценный камень, то какой?
Спасибо, большое всем. Видите, как мы с вами ассоциировали современного воспитателя. Мы настроились на плодотворную и серьёзную работу.
(Воспитатели рассаживаются на стулья)
II. Часть
Заместитель заведующей по ВМР: Решение программных образовательных задач решается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. На первый взгляд, ничего нового по отношению к организации режимных моментов как условий для решения образовательных задач не наблюдается: нормируется то, что всегда было в силу специфики дошкольного образования.
На сегодняшнем семинаре-практикуме мы рассмотрим необходимость и возможность организации жизни и деятельности ребенка в дошкольном учреждении с позиции современных ценностно-целевых ориентиров, заданных ФГОС ДО: «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».
Не умаляя значимости развития интеллектуальных, физических качеств и предпосылок учебной деятельности, остановимся на проблеме формирования общей культуры и развития личностных качеств ребенка дошкольного возраста в процессе организации режимных моментов.
Уважаемые коллеги, как вы понимаете понятие «общая культура человека»? (высказывания воспитателей)
Заместитель заведующей по ВМР: Основными составляющими общей культуры являются: культура здоровья (культура питания, культура сна, культура безопасности жизнедеятельности) и социальная культура (культура поведения и общения, культура деятельности).
Как известно, режим дня, в котором режимные моменты нормируются по длительности протекания, в первую очередь ориентирован на сохранение и укрепление здоровья детей. Методические рекомендации по организации режимных моментов представлены в каждой примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Большое внимание авторами программ уделяется формированию культурно-гигиенических навыков, которые имеют непосредственное отношение к культуре здоровья. Режимные моменты с позиции взаимосвязи и единства двух компонентов общей культуры практически не рассматриваются.
Специфика дошкольного образовательного учреждения и семейного воспитания позволяют ребенку «войти в культуру» повседневной жизнедеятельности, которая в дальнейшем будет проявляться независимо от того, где находится ребенок, а потом и взрослый человек — в учреждении, в гостях или в домашней обстановке. Проявляется ли бережное отношение к спящему или отдыхающему; закрывается ли дверь туалетной комнаты, собственного шкафа; сервируется ли стол для себя или другого человека, убирается ли посуда после приема пищи; приводится ли в порядок место отдыха, рабочее место; звучат ли слова благодарности тем, кто проявил заботу — все это определяет уровень культуры человека. От этого поведения зависит отношение к человеку тех людей, которые находятся рядом. Основы такого поведения закладываются в дошкольном возрасте и значение дошкольного образования трудно переоценить.
Зафиксируем принципиально важные позиции, которые помогут грамотно систематизировать задачи психолого-педагогической работы в каждом из организационных моментов режима дня. Предлагаю вам озвучить их. (Воспитатели выбирают карточки и зачитывают их)
Красная карточка: Организация режимных моментов должна быть направлена на формирование общей культуры и развитие личностных качеств ребенка.
Синяя карточка: Организация каждого из режимных моментов должна обеспечивать всестороннее развитие ребенка.
Зелёная карточка: В ходе организации режимных моментов должно обеспечиваться единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
Желтая карточка: Организация режимных моментов должна «строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей».
Заместитель заведующей по ВМР: В дошкольном образовательном учреждении нормативным основанием для разработки проекта по организации режимных моментов в каждой возрастной группе является режим дня.
Сообщение с показом презентации «Режим дня»
Заместитель заведующей по ВМР: Сейчас мы более подробно рассмотрим основные компоненты в режиме дня. Нам надо собрать из карточек целую картинку. Заместитель заведующей по ВМР выбирает первую карточку и читает:
Сели дети все за стол.
Чтобы не было беды,
Вспомним правила еды:
Наши ножки не стучат,
Наши язычки молчат.
За столом ты не сори!
Насорил – так убери.
А у нас есть ложки,
Волшебные немножко.
Вот - тарелка, вот – еда.
Не осталось и следа.
Заместитель заведующей по ВМР: Обязательным компонентом режима дня является организация приема пищи. В процессе организации питания формируются культурно-гигиенические, навыки самообслуживания и культура приёма пищи.
Сообщение с показом презентации «Организация питания детей»
Заместитель заведующей по ВМР выбирает следующую карточку и читает:
Говорит дежурный:
- Детки!
Вот вам чистые салфетки!
Если будешь аккуратен,
То нигде не будет пятен!
Ложки, чашки с петухом.
Вкусно пахнет молоком.
Блинчики, варенье!
Просто объедение!
Заместитель заведующей по ВМР: При подготовке к организации питания и после окончания приема пищи осуществляется обучение дежурству по столовой.
- Сообщение с показом презентации «Организация дежурства по столовой»
Заместитель заведующей по ВМР выбирает следующую карточку и читает:
В детском садике у нас
Тихий час.
В этот час нам нужна
Тишина.
Мы сказали: – Чок! Чок! Чок!
Язычок, закрываем тебя в сундучок.
Запираем сундучок на крючок.
Все ребятки на кроватки,
Будем спать мы сладко-сладко!
Заместитель заведующей по ВМР: Одним из важных и обязательных компонентов в режиме дня является подготовка ко сну, сон.
- Сообщение с показом презентации «Организация сна»
Заместитель заведующей по ВМР выбирает следующую карточку и читает:
На прогулке мы играли.
Мы водящих выбирали.
Дворнику мы помогали –
Снег лопатой разгребали.
За погодой наблюдали,
А потом в снежки играли.
Заместитель заведующей во ВМР: Прогулка – это заранее организованный и запланированный воспитателем режимный момент.
- Сообщение с показом презентации «Организация прогулки»
Заместитель заведующей по ВМР: У нас из четырёх картинок - получилась целая картинка «Режим дня»
(Из четырёх карточек, выложенных на мольберте, получилась целая картинка «Режим дня»)
III. Часть.
Заместитель заведующей по ВМР: Мы с вами очень подробно рассмотрели основные компоненты режима дня ребёнка в детском саду. И я предлагаю Вам поучаствовать в «Блиц-опросе». Я буду вам задавать вопросы, а вы будете быстро и кратко отвечать:
1. Что такое режим дня в детском саду? (Четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование сна и бодрствования и организацию различных видов деятельности)
2. Вносятся ли сезонные изменения в режим дня в холодное или теплое время года? (Да)
3. Сколько раз в день рекомендуется проводить прогулки с детьми в детском саду? (2 раза в день, в первую половину дня – перед обедом, во вторую половину дня – перед уходом домой)
4. Каковы структурные части прогулки? (Наблюдение, двигательная активность (подвижные игры, спортивные игры, индивидуальная работа с детьми по разным направлениям, трудовая деятельность, самостоятельная деятельность)
5. Назовите алгоритм одевания на прогулку в холодное время года?
(Штаны, обувь, свитер (кофта, головной убор, куртка, варежки)
6. К каких случаях подаётся чайная ложка? (Чайная ложка подаётся к компоту)
7. Как правильно положить чайную ложку на блюдце с чашкой (Ложку кладут на блюдце перед чашкой, ручкой справа.)
8. Каких детей рекомендуется раньше других сажать за стол для приёма пищи? (Дежурных детей, детей, которые едят медленно)
9. Какое оборудование должно быть в уголке дежурства для организации дежурства по столовой? (Фартуки, шапочки, щетки, совки)
10. Какова продолжительность дневного сна детей дошкольного возраста? (От 1,5 до 3 лет – не менее 3 часов, старше 3 лет – 2-2,5 часа)
Заместитель заведующей по ВМР: Спасибо всем за активное участие в семинаре-практикуме. А закончить я предлагаю на хорошей позитивной ноте. Предлагаю всем взять по карточке с числами, выстроиться в соответствии с числами от 1 до 10 и прочитать стихотворение.
(Воспитатели читают стихотворение «Режим дня»)
1. Утром в садик все пришли,
Играть с друзьями будем мы.
Упражнения и зарядка
Нам нужны как подзарядка.
К завтраку готовы мы,
Нас ждут накрытые столы.
2. Заниматься интересно,
Многому научимся.
Любознательны мы очень,
С нами не соскучишься
3. Чтобы были мы здоровы,
Пойдем на улицу гулять.
Дождик, снег и сильный ветер
Нам не смогут помешать.
4. Возвращаемся с прогулки,
Моем руки, есть хотим.
И охотно, с аппетитом
Что дадут - мы все съедим.
5. Вкусный на столе обед,
Не болтает мой сосед.
Вот тарелки опустели,
Весь обед мы дружно съели
6. Сон подкрался незаметно,
Одеялом всех укрыл,
Сны волшебные как сказки
Детям сонным подарил.
7. Мы проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись,
Умываемся водой,
Одеваемся с тобой.
8. В игры играют ребятишки,
Поют, рисуют, читают книжки
Ужин! Вкусный ужин!
Очень всем нам нужен!
9. Опять на прогулке гуляем,
За погодой наблюдаем,
В подвижные игры играем.
10 Пришли родители за нами
Мы спешим домой, к маме
День прошел, мы не устали,
Ночью будем крепко спать
Завтра в сад придём опять!
Заместитель заведующей по ВМР:
Но на этом работа наша не кончается-
Это только начало нашего пути,
А я желаю нам удачи и творческих идей,
Чтобы этот путь достойно пройти!
(Воспитатели уходят из музыкального зала)