зульфия Мухаметдинова
Семинар-практикум на тему «Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум на тему :
«Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС».
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников
Публикация «Семинар-практикум на тему „Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи:
уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимо-действия с родителями.
повысить профессиональную компетентность педагогов по организа-ции новых форм взаимодействия с родителями;
активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;
поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Материал
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы поделиться опытом работы с родителями по экологическому воспитанию.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, и от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. Успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.
.
- И так мы хотим поделиться с Вами нашим опытом по работе с родителями. Слово предоставляется воспитателю первой категории : Сабирьяновой Гульнаре Габдрашитовне.
Воспитатель :
Встречаешь их везде: и в клумбе и в горшке, И в парке, и в саду, и даже на пруду.
Поднимут настроение зеленые … (растения)
- Ребята, для чего нужны растения? (Чтобы было красиво, любоваться ими, радостно смотреть, как распускаются цветы, украшают нашу землю, понюхать их, они очищают воздух от пыли, дают кислород, которым дышат люди)
- А сейчас семья Хажиахметовых и семья Сагитовых представит вашему вниманию презентацию детских костюмов: «Роза» и «Колокольчик».
Презентация детских костюмов: «Роза» и «Колокольчик»
Мама: К городскому Параду «Цветущий город», посвященному празднованию Дню города и молодежи я сшила своей дочери Ангелине костюм «Розы» и хочу представить его вашему вниманию.
Ребенок: За красоту мы любим розы, За дивный запах, аромат, За радость, что приносят людям, Им дарим восхищенный взгляд! (Слайд №1)
Мама: «Роза» - царица цветов, поэтому костюм изящный, красного цвета: зеленый воротничок в виде листиков, короткая юбочка и головной убор с отделкой в виде лепестков роз.
Воспитатель : Ребята, где растет роза? (В саду) Значит какой это цветок? (Садовый)
Мама: Мой сын Малик тоже участвовал городском Параде «Цветущий город», для него я сшила из отходов швейного производства костюм «Колокольчик». Разрешите представить его вам.
Ребенок:
Что за странный гул и звон Раздаётся за окном? Так заливисто хохочет Скромный, синий колокольчик! (Слайд №2)
Мама: «Колокольчик» - скромный луговой цветок, но в тоже время очень нежный и красивый. Поэтому костюм получился не броским, но нежным. Штанишки и рубашка из зеленого атласа, рубашку дополняет воротничок голубого цвета в виде лепестков. Головной убор – голубая шляпка в виде цветка колокольчика.
Воспитатель :
- Ребята, где растет колокольчик? (На лесной полянке) Значит какой это цветок? (Полевой)
- Ребята, а как называются растения, которые растут в комнате? (Комнатные) - Чем отличаются комнатные растения от растений, которые растут на улице? (Комнатные растения растут в комнате в цветочных горшках и зимой и летом, а на улице цветы растут на клумбе только летом.)
- А сейчас семья Касимовых проведет презентацию: «Как правильно ухаживать за комнатными растениями».
Презентация: «Как правильно ухаживать за комнатными растениями»
Мама: В нашей квартире много комнатных растений, потому что они украшают комнату и создают уют. (Слайд №3)
Ребенок: В нашем доме на окне, Во зелёной во стране, В расписных горшочках Подросли цветочки. Вот бегония, фиалка, Колких кактусов семья. Их польём мы спозаранку. Я и мамочка моя. (Слайд №4)
Мама: Моя дочь Сафия очень трудолюбивая девочка и во всем мне помогает.
Ребенок: Я дома помогаю маме поливать комнатные растения. (Слайд №6)
Мама: Поливать растение нужно понемногу, с разных сторон, чтобы вода попадала на всю землю горшка. Поливать растения нужно теплой водой - комнатной температуры. Летом комнатные растения поливают – вечером, а зимой – утром.
Ребенок: Мы с мамой дома протираем листики растений, чтобы им было легче дышать. (Слайд №6)
Мама: С листьев пыль необходимо вытирать мягкой тряпочкой, протирать аккуратно, чтобы не повредить листики.
Моя дочь большая молодец и с удовольствием помогает мне ухаживать за комнатными растениями.
Презентация проекта: «Комнатные растения – наши друзья»
Я, Сабирьянова Гульнара Габдрашитовна, воспитатель средней группы № 11 «Бабочки» со 2.10.2017г. по 6.10.2017г. подготовила и провала краткосрочный, групповой проект: «Комнатные растения – наши друзья».
Цель проекта: развивать интерес к развитию и росту комнатных растений, развивать наблюдательность, любознательность, наглядно-действенное мышление.
Задачи проекта:
- закрепить представления детей о комнатных растениях, познакомить с названиями (3 - 4) комнатных растений;
- побуждать сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках (комнатных растений и растений, растущих на клумбе);
- способствовать развитию интереса к развитию и росту растений, любознательности и наблюдательности.
Тип проекта: познавательно – исследовательский;
В ходе проекта с детьми группы по данной теме была проведена следующая работа : - беседы; - дидактические, пальчиковые игры; - ознакомление с художественной литературой; - наблюдения; - художественно-эстетическая работа; - пополнение развивающая среды; - проведено открытое мероприятие по заданию МО: ООД по экологии с элементами труда на тему : «Научим Муху-цокотуху ухаживать за комнатным растением»;
В ходе проекта была проведена следующая работа с родителями :
- акция: «Подари комнатное растение в группу». - консультация: «Как дети совместно с родителями дома ухаживают за комнатными растениями»;
- оформление папки - передвижки для родителей : «Комнатные растения - наши друзья»;
- изготовление альбома: "Многообразие комнатных растений". - конкурс детских работ, изготовленных совместно с родителями на тему : "Комнатные растения - наши друзья".
Старший воспитатель : - Всем давно известно, что устами младенцев глаголет истина, а могут ли родители, погруженные в быт и суету, услышать эту истину. И сейчас слово предоставляется воспитателю первой категории Мухаметдиновой Зульфие Зайнидиновне, которая представит игру с родителями «Устами младенцев»
Воспитатель :- Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовались как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). (Показывается презентация)
И сейчас вашему вниманию хотим представить одну из нетрадиционных форм работы с родителями – игра «Устами младенцев».
«Устами младенцев» рассказы детей о домашних и диких животных.
Подводятся итоги игры
Старший воспитатель : Слово предоставляется воспитателю первой категории Галиакберовой Гульфире Рифовне
Вступление. Воспитатель читает стихотворение:
«Что значишь ты, без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь ты, наконец,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец?»
. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде. Мы с Вами отправимся в «путешествие». Мы будем говорить, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите, о том, как научить наших детей беречь и заботится о ней.
Вначале объявляется небольшая «Походная разминка», звучит любая ритмичная музыка:
1. «Надеваем рюкзаки» — круговые движения рук у плеча вперед и назад.
2. «Определим погоду» — поднести руки ко лбу и поворачиваться то влево, то вправо.
3. «Собери ветки для костра» — наклоны влево и право.
4. «Завяжи шнурки на кедах» — наклоны то к правой, то к левой ноге.
5. «Перепрыгни через кочку» — прыжки вперед, назад, влево, вправо.
6. «Идем в поход» — ходьба на месте и с продвижением на первую остановку.
Остановка первая: «Знатоки природы» (столы с карточками, на которых изображены животные и птицы).
«День, проведенный ребенком среди рощ и полей, заменяет многие недели на учебной скамье». Сухомлинский говорил: «Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ребенком всеми красками радуги, оставляйте всегда что–то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Родителям предлагается взять карточку, назвать животное или птицу и рассказать коротко всё, что они о нем знают. За лучший рассказ — звание «Знатока природы».
Остановка вторая: «Острое блюдо».
Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли». Под музыкальное сопровождение «Журавленок», родителям раздаются «листочки» с короткими вопросами по теме собрания. Дается время для ответа (1-3 минуты).
Вопросы:
«Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?»;
«Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?»;
«Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?»;
«Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал
«Ребенок видит паука и говорит: «он злой и вредный. Надо его раздавить». Как объяснить ребенку, что этого делать нельзя» и другие.
Остановка третья: «Они нас лечат».
Воспитатель : Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства. В каждой травке, в каждой ветке – И микстура, и таблетки. Нужно только не лениться, Нужно только научиться. Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения! Для Вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.
-Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива, отваром моют голову, а также она останавливает кровь).
— Путник часто ранит ноги — вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях).
— Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).
— Капля сочного нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться вам поможет… (Медуница)
— Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет).
Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.
Остановка четвертая : «Природные поделки»-презентация родителями своих поделок.
Остановка пятая «Показ моды из природного и бросового материала»-презентация работ родителями.
Подведение итогов
Воспитатель : «Нельзя же вечно брать взаймы.
И долг природе должен быть оплачен,
Когда б язык природы знали мы,
Наверно, жизнь была б у нас богаче» (Л. Сорокин)
На этом наше путешествие закончилось. Мы надеемся, что помогли Вам хоть немного понять язык природы и использовать полученные знания в воспитании экологической культуры вашего ребенка. Спасибо за участие и понимание.
Старший воспитатель : Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. (В. А. Сухомлинский). Слово предоставляется воспитатель первой категории Юсуповой Ю. Ю.
Воспитатель : Вы знаете, что сказки бывают разные: волшебные, бытовые, добрые, о животных, растениях, неживой природе и предметах, экологические сказки.
А что такое экологическая сказка?
Экологические сказки несут «экологическую информацию», т. е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.
Экологические сказки учат :
• познавать окружающий мир;
• воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;
• думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
В сказках русских писателей XIX и XX вв. много повествуется о бережном отношении к природе, о защите природы. Итак, какие писатели уже ознакомили нас с экологической сказкой? П. Бажов «Малахитовая шкатулка», С. Баруздин «Почему рыбы молчат», В. Бианки «Сказки», Б. Заходер «Избранное : стихи, сказки, переводы, пересказы», М. Константиновский «Сказки, М. Пришвин «Кладовая солнца», Л. Толстой Л. «Сказки», К. Ушинский, «Рассказы и сказки».
Экологическая сказка исполненная родителями.
-