Наталья Щукина
Семинар для педагогов ДОУ «Оснащение процесса музыкально-эстетического развития в соответствии с ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Известный пианист 19 века Генрих Нейгауз утверждал: «Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой они особенно хорошо произрастают». Что же может послужить той почвой, которая взрастит таланты?
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования большую роль отводит развивающей предметно-пространственной среде.
Понятие развивающая предметно-пространственная среда С. Л. Новосёлова определяет как «систему материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующую содержание его духовного и физического развития»
Публикация «Семинар для педагогов ДОУ „Оснащение процесса музыкально-эстетического развития в соответствии с ФГОС ДО“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Организация предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС дошкольного образования должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, с учётом его склонностей и уровня активности, но развивающей она станет только в том случае, если будет представлять интерес для ребёнка, подвигать его к действиям и исследованиям.
Предметная среда в детском саду выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
В каждом образовательном учреждении предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметную среду необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к конкретному возрасту и ситуации.
Предметная среда должна отвечать:
- критериям оценки материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в образовательных организациях;
- санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ.
При создании предметной среды необходимо ориентироваться на принципы, определенные ФГОС дошкольного образования:
1) Принцип насыщенности. Образовательное пространство ДОУ должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими) и соответствующими материалами (расходными, игровыми, спортивными и оздоровительными) в соответствии с ФГОС;
2) Принцип трансформируемости. Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Принцип полифункциональности. Предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды и наличие полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённых способом употребления) предметов.
4) Принцип вариативности. Предполагает наличие материалов, обеспечивающих свободный выбор детей, их периодическую сменяемость.
5) Принцип доступности. Предполагает свободный доступ воспитанников к играм, материалам и пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6) Принцип безопасности. Предполагает соответствие всех элементов ПРС требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Теперь остановимся подробнее на предметной среде для музыкального развития дошкольников.
Для полноценного музыкального развития ребёнка недостаточно занятий с педагогом. Ребёнку необходимо предоставить возможность самостоятельно играть на музыкальных инструментах, заниматься творческим музицированием. Для достижения этой цели необходимо специальное место в каждой группе детского сада («центр», «зона» или «уголок», в соответствии с требованиями основной образовательной программы ДОУ, оборудованное музыкально-дидактическими играми, пособиями, музыкальными инструментами, техническими средствами обучения.
Музыкальная среда служит своеобразным стимулом к развитию музыкальной деятельности детей, источником получения информации, является для ребёнка наглядно-зрительной опорой, без которой у большинства детей формирование даже элементарных представлений и понятий о музыке было бы затруднительно.
Требования к проектированию музыкальной предметно-развивающей среды:
1) Музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной
сферы ребёнка, то есть, содержать как уже известные компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию.
2) Музыкальная среда должна быть динамична, эстетична, стимулировать развитие творческих способностей, развивать любознательность, стремление к экспериментированию.
3) Должны быть созданы условия для активного взаимодействия детей с любым пособием, инструментами и для возможности переноса их в другие места.
4) Предметная среда должна быть сомасштабна глазу, действиям рук, росту
ребёнка.
5) Должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей.
Музыкальная зона должна быть наполнена:
- Материалом для творческих сюжетно-ролевых игр — игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты (предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами)
- Детскими музыкальными игрушками и инструментами для творческого музицирования;
- Музыкально-дидактическими играми и пособиями;
- Аудиовизуальными пособиями (компакт-диски, музыка на электронных носителях).
Наличие красиво оформленной, наполненной музыкальной среды само по себе не решает задач воспитания. Необходимо тактичное руководство воспитателя, прямо или косвенно направляющего музыкальную деятельность детей.
Воспитатель не обучает детей - он старается заинтересовать их в слушании знакомой музыки, вовлекает детей в музыкальные игры.
Эмоциональная поддержка, поощрение творческих устремлений детей со стороны воспитателя помогут возникновению нерегламентированной музыкально-творческой деятельности дошкольников. Любое музыкальное общение с ребёнком следует строить на партнёрстве, совместной деятельности. От компетентности, доброжелательности и заинтересованного отношения педагога к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет, сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности.
Очень часто музыкальные уголки не пользуются особой популярностью у детей. Почему это происходит?
1. Статичность и однообразие материалов.
Воспитатель перестаёт привлекать внимание детей к материалам, представленным в музыкальном уголке, или вводит дополнительные, удобные для него правила их использования. Например, запрет на перемещение музыкальных инструментов с полки, на которой они хранятся, приводит к угасанию интереса детей к ним, к равнодушию. Редкая сменяемость материалов делает их неинтересными для ребенка, вызывает нежелание использовать в своей деятельности;
2. Несоответствие оборудования и материалов возрастным возможностям и актуальным интересам детей.
Хранение образно-символических материалов (картинок и иллюстраций) в уголке в папках с завязками пресекает желание детей их рассматривать. Отсутствие в музыкальном уголке альбомов, детских качественно иллюстрированных книжек для восприятия зрительного ряда также не привлекают внимания детей к объектам этой тематической зоны;
3. Прямой словесный («Положите на место металлофон, вы очень шумите») или негласный запрет на использование материалов и оборудования уголка в свободной самостоятельной деятельности;
4. Эстетическая малопривлекательность материалов, их ветхость не стимулируют интереса детей к их применению в свободной деятельности.
Чтобы не допустить угасания интереса детей к музыкальной деятельности
1) Не стоит перегружать уголок всеми атрибутами и пособиями, которые имеются у воспитателя в арсенале. В уголке должно быть одновременно 4-5 разных музыкальных инструментов, 2 музыкально-дидактические игры, несколько игрушек-самоделок, картинки, звуковые книжки, диски c записью музыки;
2) Музыкальные уголки в младших группах имеют сюжетную направленность,
в старших группах – дидактическую;
3)Обновлять уголки необходимо в соответствии с темой недели.
У нас в городе работает проблемно-творческая группа «Организация ППРС в соответствии с ФГОС дошкольного образования», в рамках которой педагоги разработали карту ППРС по тематическим неделям. Каждая тематическая неделя предполагает подбор музыкально-дидактического материала: аудиозаписи для слушания, пения, сопровождения театрализованных игр, музыкально-дидактические игры. Эти подборки позволяют разнообразить содержание музыкальных уголков и привлекают внимание детей к новым материалам.
Соблюдая эти простые рекомендации, педагог сможет поддерживать интерес дошкольника к музыкальной деятельности.
Таким образом, для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.