Прасковья Ушницкая
Семейный спортивный клуб в детском саду как новая форма работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
1. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ
В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Новизна отношений дошкольного учреждения и семьи определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности с помощью общения. Это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать.
Публикация «Семейный спортивный клуб в детском саду как новая форма работы с родителями» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семейный клуб.
- Темочки
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг другу взаимодействующих сторон, учет индивидуальных возможностей и способностей каждого[11].
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание. Эти характеристики тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях. Совместная работа педагогов и родителей позволяет им лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимовлияния.
Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги детского сада, так как они профессионально подготовлены к образовательной работе, а значит, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка, и что в этом необходимо убедить родителей[5].
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация совместной деятельности, в которой родители являются активными участниками процесса, т. е. происходит включение родителей в деятельность дошкольного учреждения.
Включение родителей в деятельность дошкольного учреждения предполагает их участие в:
- организации образовательного процесса;
- организации развивающей среды;
- привлечении родителей к оценке и контролю за деятельностью ДОУ;
- оказании дополнительных услуг;
- разработке планирования : общих дошкольных планов, самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности детей и взрослых.
Для реализации этой задачи необходимо:
- поэтапное включение родителей в деятельность дошкольного учреждения;
- повышение уровня педагогических знаний родителей;
- воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных услуг, т. е. понимание ими назначения целей, функций дошкольного учреждения;
- систематическое участие родителей в деятельности дошкольного учреждения;
- создание условий для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ[3].
Эффективность сотрудничества педагогов и родителей обусловлена :
- положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу;
- осознанием целей работы, личной заинтересованностью;
- совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей;
- позицией администрации, способствующей самореализации и самовыражению педагогов и родителей.
Переход к новым формам отношений родителей, педагогов и детей невозможен в рамках закрытого детского сада : он должен стать открытой системой. Исследования Т. А. Куликовой позволяют сделать вывод, что «открытость детского учреждения» предполагает «открытость внутрь» и «открытость наружу» [14].
Реализовать «открытость внутрь» - это значит сделать образовательный процесс более гибким, дифференцированным, гуманным отношения между детьми, педагогами, родителями. Для этого необходимо вовлечь родителей в образовательный процесс детского сада, создать такие условия, чтобы у всех участников процесса возникла личная готовность открыть себя в какой-либо деятельности. «Открытость детского сада наружу» означает готовность сотрудничать с окружающим социумом: библиотекой, школой.
Как пишет Котырло В. К., для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны доверяли друг другу. Отношения педагогов и родителей должны строиться на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада[17]. Не менее важны культура общения, тактичность и взаимопонимание.
Ведущая роль в установлении взаимоотношений, основанных на доверии друг к другу, принадлежит педагогу. Взаимопонимание и взаимное доверие возможны, в том случае, если педагог исключает в работе с родителями назидательность, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях по воспитанию и развитию детей. Атмосфера взаимодействия общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий с ними, что родители его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.
Взаимодействие педагогов и родителей в современных условиях предполагает линию воздействия на семью через ребенка, где ребенок становится ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, конструктивными. Эта модель сотрудничества предполагает взаимодействие детского учреждения и семьи как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Новая модель взаимодействия родителей, детей и педагогов помогает:
- обеспечить участие родителей в образовательном процессе;
- активизировать воспитательные возможности родителей;
- способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности ее преобразования и изменения.
Воздействие на семью через ребенка предполагает такую систему сотрудничества с семьями воспитанников, которое будет зависеть от социального статуса, образования, интересов и запросов родителей.
I уровень предполагает: - помощь родителям в планировании развивающего воздействия на ребенка, в реализации индивидуального подхода к детям;
II уровень - родители дополняют программу развития ребенка в детском саду через разные формы совместного общения родителей и детей;
III уровень - родители совместно с педагогами проводят занятия, организуют творческую деятельность с детьми, направленную на развитие индивидуальных возможностей детей.
Все три уровня взаимодействия позволяют в зависимости от потребностей родителей принимать участие в жизни детского сада, вносить изменения в воспитательно-образовательный процесс и являться активными его участниками. Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений[13].
Таким образом, преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны :
- Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены, что ДОУ поможет им в решении педагогических проблем, с учетом мнения семьи.
Педагоги заручаются пониманием родителей в решении проблем воспитания и развития детей;
- Учет индивидуальных особенностей ребенка. Поддерживая контакт с семьей ребенка, педагог знает его особенности, привычки и учитывает их при работе, что ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
- Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что нереально при использовании традиционной формы работы;
- Укрепление внутрисемейных связей;
- Родители могут уже в дошкольном возрасте выбирать и формировать то направление в развитии и воспитании ребенка, которое считают нужным, т. е. берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
Организация администрацией ДОУ работы с педагогами по реализации новой философии работы с родителями предполагает :
- Четкую постановку цели. Педагоги должны осознавать цель взаимодействия и в ходе работы придерживаться ее. Нарушение этого положения ведет к результату, обратному ожидаемому;
- Каждый сотрудник ДОУ должен четко представлять, какую личностную пользу он получит от этой работы, включая финансовый аспект. Наибольший психологический эффект достигается от пользы, которую будет иметь каждый, изменив свое отношение к работе с родителями;
- Обязательно учитывать при планировании работы государственный, межрайонный уровень, досрочные инвестиции, предполагающие эффект через несколько лет[7].
Доверительные отношения педагогов и родителей не могут быть навязаны, они появляются как естественное желание двух сторон. Добиться понимания во взаимоотношениях с родителями можно, если систематически изучать запросы родителей, их требования к работе ДОУ, приглашать родителей в дошкольное учреждение при проведении развлекательных, спортивных мероприятий, устраивать презентации ДОУ в социуме, предоставлять родителям письменную информацию о работе детского сада.
На основе исследований Лешли Дженни можно выделить действия педагогов по налаживанию контактов с родителями :
1. Первые контакты между ДОУ и семьей:
- посещение педагогом семьи на дому;
- приглашение родителей посетить ДОУ;
- предоставление родителям письменной информации о детском учреждении;
- встреча с родителями с целью выяснения условий посещения ребенком детского сада.
2. Дальнейшая взаимосвязь родителей и педагогов реализуется в процессе:
- ежедневных контактов, когда родители приводят или забирают детей;
- неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи;
- ознакомления родителей с письменным материалом об их детях;
- посещений родителей детского сада с целью знакомства с работой ДОУ и возможностью увидеть, как занимается их ребенок.
3. Помощь родителей ДОУ :
- в качестве организаторов и спонсоров;
в организации совместных экскурсий, прогулок, досугов;
4. Участие родителей в ежедневном посещении детьми ДОУ:
- родители остаются, чтобы ребенок привык к ДОУ;
родители принимают участие в играх, занятиях детей.
5. Вклад родителей в обучении своего ребенка:
- работа со своим ребенком в детском саду (чтобы воспитатель мог научить родителей, как помочь их ребенку);
- продолжение дома работы по обучению, которое ведут педагоги.
6. Участие родителей в общественной деятельности:
- работа в родительском комитете детского сада, других общественных организациях родителей.
7. Организация общественных мероприятий для родителей :
- посещение курсов по проблемам воспитания;
- работа клуба для родителей;
- приглашение лекторов по интересующим вопросам;
8. Помощь родителям :
- оказание помощи в вопросах воспитания развития ребенка;
накопление информации по семейному воспитанию и практических советов;
- помощь в решении выхода из кризисных ситуаций[6].
Достижению оптимальных результатов воспитания и развития детей в совместной деятельности педагогов и родителей будут способствовать условия:
- единство задач и содержания воспитательной работы в детском саду и дома;
- обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников на основе анализа семейного воспитания и контингента родителей;
- планирование педагогами разных форм обучения с родителями, другими членами семьи, взаимосвязь разных форм;
- преемственность в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей детей разного возраста, в формировании у родителей практических умений;
- наличие в ДОУ нормативно-правовых документов по работе с семьей;
- подбор материалов в методическом кабинете ДОУ в помощь педагогам;
- участие всех специалистов в пропаганде целей, задач, содержания и методов воспитания и развития детей дошкольного возраста[10].
Чтобы педагогически грамотно выстраивать работу с родителями в рамках новой философии необходимо соблюдать принципы:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей. Установление партнерских отношений всех участников воспитательного процесса;
- научность - лежит в основе всех разработок по проблемам дошкольного детства, что позволяет осуществлять педагогический процесс на научной основе, используя новые технологии воспитания.
- непрерывность и целостность - умение работать с семьей, осуществляя единую линию взаимодействия на всех стадиях дошкольного возраста;
- вариативность - различные формы взаимодействия детского учреждения и семьи, гибкое реагирование на запросы родителей;
- планомерность - постепенность педагогического воздействия на родителей, которое проявляется в содержании, средствах, методах, приемах, отвечающих особенностям семей;
- гуманность - отношения педагогов и родителей строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, доброжелательности;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском учреждении[9].
Таким образом, сотрудничество педагогов и родителей способствует оказанию комплексной помощи воспитанникам детского сада и их семьям, помогает в организации полноценной жизни детей на каждом возрастном этапе, создает благоприятные возможности развития детей, а всем специалистам детского сада предоставляется возможность для их профессионального роста. Взаимодействие способствует решению актуальных образовательных проблем всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов.
В работе с семьей важно, чтобы родители чувствовали профессионализм педагога в вопросах воспитания, были уверены в его хорошем отношении к ребенку, но главное - ценили его личностные качества (внимание, доброту, заботливость, чуткость). Такое доверие воспитатель завоевывает, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем положительные личностные качества, великодушие, милосердие.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОГО КЛУБА В ДЕТСКОМ САДУ
Создание семейного клуба является необходимой социальной площадкой на пути решения проблем в семейном воспитании, укрепления детско-родительских отношений.
Семейный клуб мы рассматриваем как сообщество детей, педагогов и родителей, объединенных общими взглядами на роль семьи в воспитании и развитии детей, общностью интересов и потребностей в совместной деятельности, как место для коллективной деятельности специалистов и семей, приходящих в клуб, где взрослые и дети получают возможность развиваться и само реализоваться, продуктивно проводить время[19].
Семейные клубы - это разновозрастные клубы, включающие два-три поколения (дети, родители, бабушки и дедушки). Семейные клубы могут быть организуемыми и самоорганизующимися.
Многообразие видов деятельности определяется интересами семей- членов клуба. Существенной характеристикой семейного клуба является и х педагогическая и досуговая направленность.
Добровольное участие членов в его работе, свобода выбора деятельности, возможность реализации своих интересов и способностей в творчестве и общении. В работе семейного клуба как правило, принимают участие разные специалисты ДОУ[22].
При организации клуба в детском саду главными являются, такие функции:
• Коммуникативная;
• Предметно-деятельностная;
• Социально-воспитательная;
• Социально-культурная;
• Практически-деятельностная;
Организовать можно семейные клубы в детском саду в следующих видах :
• Клуб будущих родителей
• Клуб «Молодая семья»
• Клуб семей с детьми раннего возраста, не посещающих детский сад.
• Клуб родителей будущих первоклассников.
• Клуб для мам.
• Клуб неполных семей.
• Клуб прародителей.
• Клуб для пап.
Деятельность родительского клуба в дошкольном образовательном учреждении имеет общую цель :
Комплексное психолого- педагогическое сопровождение семьи, создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогами ДОУ. Гармонизация детско-родительских отношений[20].
Основные задачи семейного клуба имеют следующие направления:
• Оказание психолого-педагогической помощи родителям.
• Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
• Организация общения детско-родительского коллектива в ходе различных игр и продуктивной деятельности.
• Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания детей дошкольного возраста.
• Обогащение семейного досуга.
Коллективная работа по создании семейного клуба в детском саду состоит из трех этапов, первый этап – организационный:
• Создание условий для организации детско-родительского клуба.
• Изучение особенностей, потребностей семей через собеседование и анкетирование.
• Распределение обязанностей специалистов ДОУ
• Деятельность по планированию работ детско-родительского клуба.
• Информирование родителей (законных представителей) о работе детско-родительского клуба.
• Разработка положения о детско-родительском клубе.
Второй этап работы- основной этап. Этот этап реализуется в двух
взаимосвязанных блоках:
• Инвариантном (взаимодействие со всем контингентом и родителями (законными представителями).
• Взаимодействие с отдельными группами родителей (законными представителями).
В процессе взаимодействия родителей оказывается помощь в овладении системой психолого-педагогических знаний, особенностях формировании личности ребенка дошкольного возраста[8].
Кроме того, умения применять психолого-педагогические знания в практике повседневного взаимодействия со своим ребенком, согласовывать свои действия с действиями других членов семьи.
В третьем, контрольном этапе, ставится оценка эффективности проделанной работы, проявляется основной критерий соответствия результатов работы поставленным целям и задачам.
Таким образом, организации семейного клуба в детском саду это, одна из самых эффективных форм работы с родителями.
Мы отмечаем, эффективность работы детско-родительского клуба, по следующим показателям: в работе педагогов и родителей (законных представителей) снижается ситуация конфликтности; повышается уровень посещаемость родителями мероприятий ДОУ; в воспитательном процессе наблюдается более высокая активность родителей (законных представителей); увеличивается качества индивидуальных консультаций специалистов ДОУ и при консультировании изменяется характер запросов семей.