Дарья Бурля
Логопедический игротренинг как активная форма работы с родителями и детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие диалогических отношений дошкольной организации образования и семьи-одна из важнейших задач модернизации социально-педагогической практики взаимодействия общественного и семейного воспитания. Любая инициатива дошкольной организации, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение и оздоровление эмоциональных связей и отношений ребенка со значимыми взрослыми (матерью, отцом, бабушками и др.)
Публикация «Логопедический игротренинг как активная форма работы с родителями и детьми» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
При условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций, возможно решение вопросов качества семейного воспитания, расширения воспитательных возможностей семьи. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм взаимодействия с детским садом.
Новой формой взаимодействия с родителями в нашем дошкольном образовательном учреждении стал логопедический игротренинг для развития мелкой моторики рук.
На учебный год был разработан план мероприятий «Развиваем пальчики вместе», совместных тренингов для родителей и детей, с целью повышения компетентности родителей по вопросу развития мелкой моторики и побуждения заниматься с ребёнком в домашних условиях.
При планировании данного вида взаимодействия были поставлены задачи:
• стремиться установить доверительные отношения с родителями;
• формировать у родителей активное и позитивное отношение к взаимодействию с ребенком;
• активизировать творческий потенциал родителей и детей.
Первоначально был подобран комплекс пальчиковых игр, с учетом возрастных и речевых особенностей, по принципу распределения материала, как пальчикового, так и речевого, от простого к сложному.
Все выбранные нами игры и упражнения были разделены на 3 блока:
1. Первый пальчиковый блок представлял собой простейшие тактильные движения и самомассажи в комплексе с несложным речевым материалом.
2. Второй блок, более усложненный, состоял из комплекса упражнений с бытовыми предметами и текстом.
3. Третий блок – это систематизированные упражнения и игры со специальными предметами, в сопровождении с емким речевым материалом.
Пальчиковые игротренинги для родителей и детей средней логопедической группы были запланированы 3 раза в год, в начале каждого квартала. Данная периодичность была оптимальной, т. к. для выполнения задания им было предоставлено достаточное количество времени-3 месяца.
Предварительно было проведено анкетирование. В анкетах родители отвечали на вопросы из области речевого и моторного развития детей. Анализ анкетных данных позволил в ходе работы реализовать индивидуальный подход к каждому родителю и ребенку.
Для поддержания активного взаимодействия, родителям было предложено оформить индивидуальные домашние блокноты, представленные в виде Блокнота «Послушные пальчики». Формат и вид блокнота являлся произвольными. Главный критерий к выбору блокнота был интерес и желание ребенка работать с ним. Блокнот включал в себя домашние задания по итогу каждого проведенного игротренинга, т. е. различные пальчиковые игры и упражнения с бытовыми и специализированными предметами.
Кроме этого, родителям было предложено самостоятельно найти в книгах, интернете или сочинить стихотворение (размер произведения не был нормирован, соответствующее пальчиковым движениям, представленным в каком-либо из упражнений, заданных на дом, или даже создать свою пальчиковую игру с новыми движениями и новым текстом. Уже после первого проделанного домашнего задания стало ясно, что такая творческая работа оказалась очень интересной и занимательной как для родителей, так и для детей. Составленные ими стихи чаще всего являлись авторскими, а движения имитирующими текст. Приведу один пример составленной пальчиковой игры своей воспитанницы и ее мамы:
Вот дорожки руки лежат, ладони вверх
Вот ворота имитируют закрытые ворота
Вот окошки руки прикрывают лицо, ладони к себе
А вот дом. Имитируют крышу дома
Приходите, колечки: поочередно соединяют большой
Поспешите, палец с другими пальцами.
Мы вас дома
Очень ждем.
В начале каждого квартального игротренинга участникам было предложено представиться достаточно необычным способом- сначала родитель называл имя своего ребенка, затем ребенок называл имя родителя и одну их общую характеристику. Приведу пример одного из таких приветствий:
-Моего сыночка зовут Сережка.
-Мою маму зовут Елена.
- Мы добрые.
Последняя характеристика становилась названием команды, которое потом использовали все участники в процессе работы при обращении к данной паре. Такое приветствие позволяло участникам узнать имена друг друга, поднять настроение себе и окружающими, а также, сформировать командные отношения между родителем и ребенком.
Для поддержания интереса родителей и детей к информации игротренингов мы подобрали материал, который был разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники и их родители выполняли двигательные упражнения с использованием бытового и нетрадиционного материала.
Первый квартальный игротренинг был проведен в сентябре месяце. Сначала была освещена важность вопроса развития речи и мелкой моторики рук детей, затем продемонстрированы и проведены совместно с участниками простые пальчиковые игры и упражнения, самомассажи ладоней и пальцев рук, упражнений для координации движений пальцев, а также для заучивания названий каждого пальчика.
Обязательным было объяснение родителям того, что все проводимые игры и упражнения должны сопровождаться сюжетным стихотворным речевым материалом, который необходим для развития темпа, ритма и выразительности речи ребенка. В завершении игротренинга участникам был представлен блокнот «Послушные пальчики» с простыми пальчиковыми играми и упражнениями для выполнения заданий дома.
Второй игротренинг, проведен в декабре месяце. Первоначально родители и дети представили свою совместную творческую домашнюю работу, затем с ними была проведена более сложная, чем на предыдущем этапе, пальчиковая работа, в виде игр и упражнений с бытовыми предметами: прищепками, платочками, спичками и др. По окончанию игротренинга, участники получили задание на дом, связанное с использованием бытовых предметов.
В начале третьего квартала, в марте, был проведен последний игротренинг, включивший в себя демонстрацию домашнего задания и знакомство с новыми играми. Участники были ознакомлены со специальными предметами, предназначенными для развития мелкой моторики пальцев рук, таких как четки, мячи-ежи, мячи Су-Джоки, шнуровки и т. д. Затем были проведены игры и упражнения с перечисленными предметами. В работе была отмечена эффективность и простота использования специализированных материалов, а также они были рекомендованы для работы по закреплению навыка, полученного на игротренинге.
Насколько сформированы навыки работы по итогу третьего этапа можно будет проследить уже в мае на логопедическом занятии по развитию речи, когда домашняя работа в блокнотах будет завершена, и ребенок сможет самостоятельно (без родителя) представит свою творческую работу, выбрав необходимый предмет.
По итогам проделанной работы было отмечено, что родители с достаточным доверием взаимодействовали, активно участвовали в процессе формирования пальчиковых навыков и умений у детей, положительно оценивали обстановку и все происходящее на игротренинге, проявляли свою готовность к участию в иных формах взаимодействия, предлагаемых детским садом, а также активно демонстрировали свой творческий потенциал, составляя интересные пальчиковые игры и упражнения.
Таким образом, использование игротренинга в работе с семьями воспитанников логопедических групп детского сада даёт положительные результаты. По средствам проделанной работой родителям было показано, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет детский сад, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Список литературы
1. Беккер К. - П., Совак М. Логопедия. - М. ,1981.
2. Гуров В. Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. - М., 2003.
3. Игры в логопедической работе с детьми. Ред. -сост. В. И. Селиверстов. - М., 1987.
4. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М., 1979.
5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - СПб., 2009.
6. Лопухина И. С. Стихи и упражнения для развития ребенка. - СПб., 2000.
7. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М. ,1987.