Лилия Петрунива
Сообщение из опыта работы «Семейный экологический проект, как форма взаимодействия с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.
Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Семейный экологический проект, как форма взаимодействия с родителями“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Проекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семейные проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проектная деятельность способствует развитию творчества и исследовательских навыков, позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника. Основанный на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействоватьстановлению ребенка как личности.
Поэтому я в работе со своими воспитанниками активно реализую проектную деятельность. Сегодня я хотела бы рассказать вам о семейном экологическом проекте : «Такая нужная вода».
2 слайд. Проблема воды становится одной из важнейших не только в плане ее всестороннего и разумного использования, но и в плане охраны источников: ведь вода – это частица сложной системы. От воды зависит жизнь на земле.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Насколько дискомфортно мы себя чувствуем, когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым! И в то же время не можем заставить себя соблюдать в своем доме, на работе, в детском саду, элементарные правила рационального природопользования.
Убедившись в актуальности данной темы, я провела беседу с мамой Насти Жидковой, результатом которой, стало решение разработать и реализовать экологический проект.
3 слайд. Были определены цель и задачи проекта.
Цель: сформировать у ребенка знания о значении воды в повседневной жизни.
Задачи:
Образовательные: научить использовать знания о свойствах и значении воды в повседневной жизни.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде.
Развивающие: Развивать познавательные способности ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой. Развивать любознательность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
4 слайд. Проект был краткосрочным.
Участниками стали воспитанница подготовительной к школе группы №3 Жидкова Настя и ее мама Жидкова Наталия Юрьевна.
5 слайд. Традиционно проект реализовался в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Мероприятия на основном этапе проводились в соответствии с составленным планом.
6 слайд. Технология проекта.
Наталия Юрьевна и Настя активно принялись за предложенную педагогом работу. Они определили ряд вопросов для изучения:
1. Как вода попадает в кран.
2. Изучить места в доме, где нужно использовать воду.
3. Выяснить, как очищается вода.
4. Насколько важна вода для жизни человека.
Настя с мамой вместе искали информацию о том, как вода попадает в дом. И выяснили, что вода попадает в кран из скважины или реки. Только в кран она попадает не сразу. Мама объяснила дочери, что сначала из реки воду человек направил в трубы, где ее очистили и после этого она попадает в наш дом: «Для того чтобы чистая вода побежала из крана, пришлось потрудиться многим людям: одни на заводе делали трубы, другие помогли воде попасть в трубы, т. е. построили водопровод, третьи очистили воду, четвёртые ремонтируют краны. А нам иногда кажется, что вода сама течёт из крана и её очень много, можно не экономить, пусть себе льётся! Но ты теперь знаешь, что вода течёт в кран из реки, и если все люди будут оставлять краны открытыми, что же может произойти?»
7 слайд. Настя с мамой стали изучать места в доме, где нужно использовать воду (стирка, купание).
8 – 9 слайд. Выяснили, на какие домашние нужды используется вода (полив комнатных растений).
10 слайд. Приготовление пищи.
11 слайд. Познакомившись с работой домашнего очистителя «Барьер», Настя решила, что теперь будет пить только очищенную воду.
12 слайд – 13 слайд. А проведя совместно с мамой несколько интересных опытов с чистой и загрязненной водой, Настя убедилась в необходимости бережного отношения к воде. А еще мама рассказала Насте, о том, что вода не всегда поступала в дома по трубам. Используя сеть «Интернет», Наталия Юрьевна смогла наиболее информативно рассказать и показать своей дочери, как наши предки, для того чтобы пользоваться водой, рыли глубокие колодцы.
14 слайд. Девочке понравились эти необычные сооружения, и она предложила своей маме смастерить свой колодец.
В начале и по завершении проекта Насти был предложен ряд вопросов, определяющий уровень ее знаний о значении воды в доме (первичный и повторный мониторинг) :
1. Где нужно использовать воду в доме?
2. Откуда и как вода попадает в дом?
3. Почему важно беречь воду?
15 слайд. Выводы по итогам мониторинга записывались в сводную таблицу (таблица № 1) исходя из оценки: низкий уровень — ребенок затрудняется ответить на вопрос или не отвечает, средний уровень – ребенок отвечает на вопрос с помощью взрослого или ответ не полный, высокий уровень – ребенок отвечает на вопрос с незначительной помощью или самостоятельно.
Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы. Уровень знаний Насти о воде и ее значении в доме до начала проекта был ниже среднего, а после завершения проекта – высокий.
Выводы и результаты: Настя с мамой подготовили и провели беседы. Я, как педагог координировала их действия, помогая в подборе информационного материала и поддерживая интерес ребенка к проводимой работе.
Конечным итогом совместной работы ребенка и взрослых стало оформление семейного экологического проекта «Такая нужная вода».
Подводя итог работы по данному семейному проекту, можно сделать вывод, что участвуя в нем, Настя поняла: вода – не только самая распространенная, но и самая важная в природе жидкость. Без нее невозможно существование людей, животных и растений. И для продолжения жизни на земле необходимо беречь воду.
Таким образом работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных способностей ребенка. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Формирует у дошкольников умение планировать, развивает самостоятельность и творческую активность. А участие в нем родителей, их эрудиция, жизненный и профессиональный опыт служат источником информации и реальной помощи педагогу.
16 слайд. По итогам муниципального этапа краевого конкурса «Семейные экологические проекты», среди образовательных учреждений муниципального образования Брюховецкий район, наш проект в номинации «Вода в доме», занял 1-е место. Считаю, проект успешно реализовался и стал победителем конкурса благодаря активному участию мамы, проявившую заинтересованность к исследовательской работе и развитию своего ребенка.