ирина заугольных
Семейная гостиная «Игры для стимуляции речевого развития детей раннего возраста в условиях семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Семейная гостиная : "Игры для стимуляции речевого развития детей
раннего возраста в условиях семьи"
Заугольных Ирина Николаевна
учитель - логопед
МБДОУ "Аленький цветочек"
Развитие речи у ребенка начинается почти с самого момента его появления на свет. Огромную роль в этом процессе играет общение мамы со своим крохой во время кормления и купания, прогулок или укладывания спать. Воспринимая обращенные к нему слова взрослых, малыш постепенно учится реагировать на них сначала эмоционально, улыбкой, а позже стараясь издавать ответные звуки (гуление).
Публикация «Семейная гостиная „Игры для стимуляции речевого развития детей раннего возраста в условиях семьи“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Еще до формирования активной речи ребенок обучается и диалоговой речи, когда взрослые, спрашивая ребенка о чем-то, обращаясь к нему, вслед за этим сами дают ответы на свои вопросы, подкрепляя их мимикой или жестом.
Многие родители наивно полагают, что дети научатся говорить от речи из телевизоров, планшетов. Это ошибка! Фонематический слух развивается только благодаря живой речи.
К возрасту 12 месяцев, когда начинается формирование собственно речи и ее словесного выражения, ребенок уже имеет достаточно большой пассивный словарь (слова, которые он знает и понимает, но не умеет пока произносить).
Все эти этапы появления речи определены номами речевого развития. К сожалению, сейчас эти нормы изменяются. Если раньше двухгодовалый малыш говорил предложениями и повторял исключительно все за взрослым, то теперь это скорее является исключением, нежели нормой. В развитии ребенка можно условно выделить четыре периода: новорожденный, адаптивный к детскому саду, дошкольный, школьный.
I период – новорожденный. Условные границы периода от 0 до конца 1 -го года жизни ребенка. В этот период происходит начальное становление основных механизмов речи, связанных с развитием фонематического слуха и слогообразования. Малыш эмоционально связан с мамой в общении, он вслушивается в интонацию и ритм ее речи, исследует артикуляцию и мимику мамы. Так в возрасте 2-3 месяцев появляется гуление, которое обозначает непроизвольное исполнение звуковых комплексов и напоминает нам близкую к речевым артикуляцию. Гуление для развития речи ребенка просто необходимо, так как оно является начальной тренировкой артикуляционного аппарата малыша. Ребенок не только продуцирует звукокомплексы, но и вслушивается в производимые им звуки.
В 5-7 месяцев гуление плавно переходит в лепет. Отличие лепета, в том, что у него очень четкое произношение гласных и согласных звуков и по структуре напоминает линейку из слогов. Например: «ма-ма-ма, ба-ба-ба, гу-гу-га». Сочетания слогов отличаются определенной ударностью, единством артикуляционного уклада и мелодикой. Особенность лепета – в том, что в нем прослеживается некоторая предметная соотнесенность. Слоги «ма-ма-ма» будут соотносится с образом мамы, «ба-ба-ба» – с образом бабушки и. т. д.
11 месяцев – переломный момент в жизни ребенка. Появляются первые шаги и первые осознанные слова. Эти слова могут полностью оказываться одинаковыми с образцами взрослой речи (мама, папа, дядя, няня и т. д, но могут носить и искаженный характер: «ня»-на, «кика»- киса, «ди» - иди.
Данный период характеризуется стремительными темпами овладения ребенком этими словами и активным их использованием в собственной речи. Артикуляционные движения губ и языка, производимые ребенком в это время, становятся уже близкими к родному языку. У ребенка увеличивается словарный запас и он переходит к следующему периоду развития.
Стоит отметить один из важных моментов в предречевом развитии ребенка это формирование указательного жеста. Указательный жест – это внутренняя речь ребенка. Указательный жест появляется в районе 1 года.
II период – адаптивный к детскому саду.
Примерные сроки этого периода – от 1 года до 3-х лет. В начале второго года жизни словарь ребенка может пополняться чередованием периодов спада и роста активности. Но при этом происходит быстрое расширение объема пассивного словаря, что приводит к обобщению, и уточнению, активизации названий различных предметов и действий, уже имеющихся у ребенка, то есть понимание речи возрастает с каждым днем. И порой одно слово у ребенка обозначает несколько понятий.
В возрасте от 1.5 до 2-х лет у ребенка появляются возможности объединения слов в простое предложение. Чаще всего это комбинация существительного и глагола, но могут быть и другие варианты : «Мама, а» - мама, дай; «Тата -бах» - Тата упала; «Оть биби» - вот машина. В этот период у ребенка в речи допускаются «физиологические аграмматизмы», то есть ребенок выстраивая фразу, еще нне может ее грамматически оформить. У малыша с нормальным развитием речи это период длится недолго и преодолевается самостоятельно, без логопедического воздействия. Спустя 2-4 месяца объем предложения расширяется до трех слов. «мама да ко»- мама, дай молоко, «баба дем гуя» - баба, пойдем гулять. В это время в ребенок начинает улавливать и понимать отдельные морфемы в словах и в следствие этого в собственной речи появляются существительные в единственном и множественном числе (дядя – дяди, мяч – мячи, а так же отдельные существительные с уменьшительно- ласкательным значением («ёсечка» - ложечка). Ребенок постигает звуковую вариативность слов. Отсюда – огромное число неправильно образованных слов. Начало усвоения грамматических значений проявляется в четкости произношения ребенком окончаний слов. Таким образом, к трем годам дети получают возможность пользоваться простыми распространенными предложениями, правильно используя наиболее употребительные грамматические конструкции. Одновременно происходит совершенствование слоговой структуры слова: в самостоятельной речи употребляются одно-, двух-, трехсложные слова. Звукопроизношение еще отличается значительным несовершенством и артикуляция сложных переднеязычных звуков, таких, как Р-Рь, Ш, Щ. Л-Ль, Ж может быть нарушена вследствие физиологического несовершенства артикуляционного аппарата. Но при этом ребенок адекватно оценивает правильность речи окружающих.
В дальнейшем речевые умения и навыки совершенствуются и получают дальнейшее развитие.
Границы развития речи являются размытыми, во многом индивидуальными для каждого ребенка.
Как же помочь своему малышу в формировании такого важного процесса, как развитие речи? Как организовать полноценную речевую, которая способствовала бы своевременному появлению речи и успешному ее развитию? Как не упустить самый благоприятный период для появления речи вашего малыша?
Что же вы, родители, можете сделать с самого рождения ребенка для того, чтобы он заговорил естественным образом?
Речь складывается из активного и пассивного словаря. Нужно заложить фундамент для речи – накопить достаточно большой пассивный словарь, для того чтобы появилась возможность перехода к активному словарю (самостоятельной речи). Поэтому в первую очередь необходимо научить ребенка понимать речь.
Учить говорить можно не только на специальных занятиях, но и в быту, во время повседневного общения. Для этого малышу задают вопросы, на которые первое время взрослому приходится отвечать самому. Так, мама застилает кроватку для малыша и говорит: «Куда Ваня сейчас пойдет? В кроватку. Спать». Если сначала малыш говорил «Бай-бай», то через некоторое время на этот вопрос он начнет отвечать «Пать» («Спать»). Таким образом из речи будут постепенно вытесняться звукоподражания и лепетные слова.
Разговаривать с маленьким ребенком нужно только о тех предметах, которые привлекают его внимание в этот момент, или о тех действиях, которые он совершает. Например, купая малыша, нет смысла говорить об игрушках, лучше обратить его внимание на мочалку, мыло и полотенце.
Малыш, увлекшись игрой, начнет повторять за вами предложенные звуковые комплексы и упрощенные слова. И неважно, какого качества будут эти первые слова, – важно, что они наконец-то прозвучат. Похвалите ребенка и порадуйтесь вместе с ним.
Напомним вам, что сенсорный канал восприятия информации о внешней среде (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) у детей в первые годы жизни основной. Поэтому ответ лежит на поверхности: необходимо давать ребенку как можно больше информации об окружающем мире, как можно больше любого рода сенсорных ощущений и стимулов. Теплые мамины руки, ее ласковые прикосновения, поглаживания, массаж, гимнастика, игрушки разных форм и фактур, пальчиковые игры — чем больше всего этого, тем лучше. Знание о самом себе, своем теле и его ощущениях формируется благодаря контактам с окружающей средой, поэтому максимально разнообразьте тактильные ощущения ребенка. Вода разной температуры (осторожно, мягкий тканевый и резиновый мячики, пластмассовая погремушка и деревянный кубик, пальчиковые краски на палитре, песок в детской песочнице, фасолинки в банке и т. д. — мир так богат для тренировки чувства осязания!
Давайте малышу как можно больше информации, которую он может воспринимать на слух: звуки музыки, природы, бытовых приборов в доме, шум улицы из окна и, конечно, звуки родной речи. Разговаривайте с крохой всегда и обо всем. У мамы это получается само собой, ведь речью сопровождаются любые ее действия: она озвучивает пеленание, кормление, купание, укладывание. Она называет предметы, окружающие ребенка, указывая на них, отзывается на звуки, которые издает кроха, повторяет их и знакомит его с взрослой речью, которой малыш по мере взросления будет пытаться подражать.
Заинтересовывайте малыша окружающими его предметами, чтобы он научился фокусировать зрение и удерживать свое внимание на значимых объектах. Чтобы помочь ребенку концентрировать внимание, можно подвесить над кроваткой яркие цветные предметы (например, воздушные шары, пушистые помпоны — они достаточно легкие и непременно привлекут внимание). Некоторые модели мобилей укомплектовываются съемными игрушками — это помогает взрослым обеспечивать ребенку богатое стимулами пространство и разнообразить его. Это для самых маленьких. Позже арсенал предметов окружающей действительности может пополняться бесконечно и за счет игрушек в доме, и за счет тех визуальных впечатлений, которые малыш будет получать, оказываясь вне дома: на городской улице, на речке, в лесу, в зоопарке.
Мамино молоко, вода, чаи, соки, протертая и твердая пища — какое разнообразие консистенций и вкусов! Знакомьте малыша с ними, постепенно расширяя ассортимент продуктов, которые вы вводите в детское питание. Чем раньше ребенок познакомится с основными вкусами, тем менее привередлив в еде он будет позже.
Крупная моторика ( движения крупных мышц: корпус тела, руки, ноги). Важно мотивировать малыша активно двигаться начиная с первых недель жизни. Если вы считаете, что ребенка надо пеленать, не забывайте выделять достаточное количество времени, чтобы малыш мог свободно махать ножками и ручками. Когда кроха подрастет, создайте безопасное пространство для свободного движения в доме.
Мелкая моторика (тонкие движения кистей рук и пальцев). О том, что мелкая моторика и речь связаны, не слышал разве только новорожденный. Связь эта объясняется близостью расположения речевых моторных и двигательных центров в головном мозге. Поэтому любая активность, направленная на стимулирование мелкой моторики, положительно влияет и на формирование речи. И не забываем о развитии навыков самообслуживания с раннего детства : чашка, зубная щетка, столовые приборы, пуговицы на одежде, молнии и шнурки на ботинках — отличные тренажеры!
Реальную и полноценную помощь малышу могут оказать те лица, которые постоянно взаимодействуют с ним. Общение всех взрослых в семье с ребенком может помочь в стимуляции речевой активности малыша, при соблюдении некоторых правил.
Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.
– Что я взяла? – Чашку.
– Что это такое? – Чашка.
– Что поставила? – Чашку. И т. д.
Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где платье?», «Вот платье», «Платье на стуле», «Платье красивое», «Таня наденет платье» и т. п.
Взрослый описывает все действия ребё нка: что он трогает, видит, слышит.
Не спешить сразу же выполнить желание малыша: дайте другую игрушку, а не ту, на которую он молчаливо указывает. Взрослый временно становится «глухим», «глупым» : «Я не понимаю, что ты хочешь: мишку, куклу, юлу?». «Непонятливость» взрослого будет первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет.
Взрослый продолжает и дополняет всё сказанное ребёнком, но без принуждения его к повторению. Ребё нок: Сок». Взрослый: «Да, сок», «Яблочный сок очень вкусный», «Сок наливают в кружку».
Альтернативные вопросы, типа: «Ты хочешь играть мячиком или машинкой?», «Что ты будешь пить – молоко или чай?». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.
Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребёнка : «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? – Дай куклу…».
В процессе игр («День рождения», «Дочки-матери» и т. п.) или ухода за животными взрослый поощряет ребё нка к простейшим высказываниям: «Угости зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай», «Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя, баю-бай».
Ну и конечно сложно переоценить важность эмоционального общения. Очень важно хвалить и демонстрировать достижения ребёнка в его присутствии другим членам семьи. Это стимулирует потребность в речевом общении.
Сейчас мы хотели бы показать вам, на сколько важен эмоциональный контакт с ребенком для развития его речи.
Упражнение с родителями: «Чтение сказки»
Инструкция. Трем участникам предлагаются книжки со знакомыми сказками. Первый участник читает отрывок, сидя к остальным членам группы спиной. Второй читает, повернувшись лицом, но не отрывая взгляда от текста. Третий эмоционально рассказывает, лишь изредка посматривая на текст. После трех разных прочтений родителям предлагается ответить на вопрос: «Какое чтение лучше воспринималось и почему?»
Эмоциональное, интонационно выраженное общение должно сопровождать малыша с первых дней его жизни. Укачивая младенца, мама убаюкивает малыша и нежно поглаживает, ритмично похлапывает, напевая колыбельную, наполненную мелодикой, выразительностью. В этот момент у вашего малыша формируются предпосылки родной речи, языковые способности, чутье к родному языку.
Список используемой литературы:
1. Архипова Е. Ф. логопедическая работа с детьми раннего возраста : учебное пособие для студентов пед. вузов. - М. : АСТ: Астрель, 2007.-224с.
2. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона/ О. Е. Громова. - М. : ТЦ Сфера,2005.-176с.
3. Громова О. Е. Признаки речевых нарушений в раннем возрасте/ О. Е. Громова //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2008 - №4.-С. 24-32.
4. Жукова О. С. Малыш учится говорить. От рождения до трех лет / О. С. Жукова, В. П. Балобанова. – Спб. : Издательский дом «Нева», 2006г. -96с.
5. Кольцова М. М. ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг/ М. М. Кольцова, М. С. Рузина. - Екб. : У-Фактория, 2006.-224с.
6. Корсакова Ю. В. Руководство по запуску речи ребенка/Ю. В. Корсакова. – Ростов на Дону: Феникс, 2019.-94с.
7. Парамонова Т. В. Из опыта работы с неговорящими детьми/Т. В. Парамонова//Логопед. -2006.-№3.-С. 63.