Наталья Приймак
Семинар-тренинг для родителей «Секреты психологического здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-тренинг для родителей
«Секреты психологического здоровья»
Разработала
Приймак Наталья Николаевна,
педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад № 46»
г. Саров, Нижегородская область
Цель: расширение знаний о факторах, влияющих на психологическое здоровье детей, способствовать оптимизации детско-родительских отношений, осуществление профилактики психологических проблем у детей.
Публикация «Семинар-тренинг для родителей „Секреты психологического здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Игра-приветствие «Молекулы».
Инструкция: участники свободно передвигаются по комнате. По команде они объединяются по количеству, указанному ведущим. Например, «Молекулы – по три (пять, два и пр.)».
Круг: ожидания от встречи, почему заинтересовала данная тема?
Упражнение с картами: «Какой он, ваш ребенок?» (К. Крюгер Метафорические ассоциативные карты для детей и взрослых «Я и все-все-все»).
Инструкция: родителям предлагается выбрать ту карту, как им кажется, герой которой напоминает их сына или дочь. Чем напоминает?
Мини-лекция.
Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Нервно-психическое здоровье ребенка – один из критериев здоровья в целом.
Физическое здоровье - это такое состояние человеческого организма, при котором все его внутренние органы и он в целом способны исправно осуществлять свои основные функции.
Психическое здоровье - (духовное или душевное, иногда — мента льное здоровье) — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Психологическое здоровье - это неразделимость телесного и психического в человеке.
Упражнение «Условия формирования здоровья» (см. Приложение 1).
Инструкция: «Мы рассмотрим условия формирования здоровья. Выберите карточку, определите, к какому виду здоровья она относится, обоснуйте выбор».
Материал: схема – физическое и психологическое здоровье, карточки, отражающие принадлежность к тому или иному виду здоровья (например, ребенок делает зарядку, спокойно общается с родителями, занимается любимым видом деятельности, играет, гуляет, занимается спортом и пр.).
Психологически здоровому человеку присущ оптимизм, он эмоционально уравновешен, способен радоваться, самодостаточен, умеет адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам. Психологически здоровая личность осознает свою индивидуальность, неповторимость, способна к глубокому проявлению чувств и переживаний, инициативна, активна и самостоятельна.
Психологическое здоровье следует рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентации на абсолютные ценности (добро, красота, истина). Таким образом, если у человека нет этической базы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье.
Каждый человек появляется на свет как нечто еще никогда не существовавшее до сих пор.
Каждый человек по-своему видит, слышит, чувствует, думает, имеет индивидуальные возможности, способности, черты характера и т. п.
Каждый человек проходит свой путь развития. Выделяют следующие этапы развития:
0-3 года; 3-5 лет; 6-10 лет; 11-14 лет; 15-17 лет.
Задание: «Вспомните себя в каждый из этих периодов. Напишите, кто на вас оказал наибольшее влияние? Чему вы научились?» (заполнение таблицы).
Возраст Кто оказал влияние? Чему научились?
0-3 года
3-5 лет
6-10 лет
11-14 лет
15-17 лет
Таким образом, на разных этапах формирования на личность влияют близкие люди и социум. И насколько удовлетворены наши потребности в общении и признании на каждом возрастном этапе, зависит психоэмоциональное благополучие, психологическое здоровье.
Очень часто родители, беспокоясь о здоровье ребенка, занимаются его умственным и физически развитием, забывая о духовном, психологическом здоровье, которое является важной составляющей триады здоровья человека.
Задание: «Определим факторы, отрицательно влияющие на психологическое здоровье ребенка» (работа в двух подгруппах).
Последствиями психологического дискомфорта для ребенка может быть: появление страхов, зарождение тревожности, повышение агрессивности, переход психологических переживаний в соматические расстройства, переход психологических травм из детского возраста во взрослую жизнь в виде употребления наркотиков, побегов из дома, суицида и пр.
Задание с метафорическими картами (см. выше) : «Выберите карту, на которой ребенку (или другому объекту) нужна, как вам кажется, психологическая поддержка, и какая?»
Одним из важных факторов формирования личности ребенка является родительская позиция – психологическая и воспитательная направленность матери и отца. Эта позиция может быть основана как на сознательной, так и бессознательной оценке ребенка и выражается в определенных способах взаимодействия с ним. Детские психологи еще полвека задумались о связи поведения родителей и психического развития ребенка. Большинство взрослых психологических травм и проблем имеют корни в детстве.
В настоящее время существует четыре типа семейного воспитания.
Анкетирование родителей «Стратегия семейного воспитания» (см. Приложение 2).
Инструкция: родителям предлагается из четырех вариантов выбрать самый предпочтительный.
Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определённый стиль воспитания.
Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идёт о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют чёткие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы всё-таки хотите видеть своего ребёнка, также и самого себя как родителя.
Авторитетный (демократический) стиль. Вы осознаёте свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним самим признаёте право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.
Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.
Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, вы не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?
Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!
Стиль воспитания откладывается в психике ребенка как норма. Это происходит скорее бессознательно, так как начинается в дошкольном возрасте. Когда человек вырастает, то воспроизводит этот стиль как естественный.
Чтобы воспитание детей прошло успешно, нужно найти нечто среднее между стилями. Идентификация и зависимость не должны быть слишком сильными, но и полное их отсутствие неприемлемо. Детское поведение является отражением семейного воспитания. Поэтому дальнейшее поведение ребенка будет зависеть именно от опыта, полученного в семье.
Раздать памятки для родителей (см. Приложение 3).
Задание: Составьте циклограмму взаимодействия с детьми, отражающую сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка.
Заключительный круг «Оправдались ли мои ожидания», «Что я узнал (а) нового», «Что для меня было полезным».
Приложение 1
соблюдение режима дня сбалансированное питание физическая активность
полноценный сон прогулки личная гигиена
медицинский контроль дозирование информационных нагрузок гармоничные отношения в семье
право выбора
наличие правил в жизни ребенка
предоставление самостоятельности объятия демонстрация положительных эмоций
Приложение 2
1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться. (Эдгар Хоу.)
Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве.)
В. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер.)
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему ос-тальному. (Томас Футер.)
4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
5. Как вы обычно поступаете, когда требуется ребенку дать деньги на карманные расходы?
А. Если просит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц, чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Некоторую сумму выделяем на определенный срок, а потом расходы мы обычно обсуждаем в доверительной беседе.
6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды не долгие.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
7. Как вы отнесетесь к сквернословию вашего ребенка?
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут обходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
8. Ваш ребенок-подросток хочет провести время на даче у друга, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы его?
А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Он вполне разумный человек, чтобы сам принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.
9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь.
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
А. Безусловно. Б. Стараюсь. В. Надеюсь. Г. Не знаю.
Ключ к анкете.
Стиль поведения Номера вопросов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
авторитетный Б В В Г В Г А Б Г Б
авторитарный А А Г В Б Б Б А А А
либеральный В Б Б Б А А Г В В В
индифферентный Г Г А А Г В В Г Б Г
Приложение 3
Стиль воспитания, его характеристика Влияние стиля воспитания на развитие ребенка Совет родителям
Авторитарный. В данном воспитании ребенок воспринимает желание родителей, как закон для себя самого. Однако взрослые и не подозревают о том, что таким образом подавляют детей. Они требуют непререкаемого подчинения, при этом не объясняя причины таких указаний. Жесткий контроль за жизнью ребенка не всегда ведется корректно.
Результатом такого воспитания является замкнутость и нарушение общения ребенка с родителями. Такие дети менее самостоятельны и не уверенны в себе. Лишь малая часть из них конфликтует с родителями, отстаивая свои позиции.
Если эта ситуация напомнила вас самих, то следует срочно принять меры и смягчить жесткий контроль над ребенком. Нужно перестать давить на малыша и дать ему возможность проявить себя. Будьте более благосклонны к желаниям, интересам и увлечениям ребенка. Если вы не хотите, чтобы из малыша вырос замкнутый, боязливый и неуверенный в себе человек, работайте над стилем вашего воспитания.
Демократический. Считается, что этот стиль является наиболее благоприятным в воспитании подрастающего поколения. Родители не только заботятся о дисциплине, но и не препятствуют самостоятельности детей. В такой семье ребенок выполняет свои обязанности, но при этом его права не ущемляются. Родители уважительно относятся к мнению детей и поэтому советуются с ними, когда это нужно. Чрезмерной опеки в таких семьях нет, поэтому дети прислушиваются к объяснениям того, что делать можно, а чего не стоит. При демократическом стиле не бывает больших конфликтов. Ещё одной особенностью подобного воспитания является умеренность.
У детей нет излишней агрессивности, они способны стать лидерами, могут контролировать окружающих, но сами практически не поддаются манипулированию извне. Они достаточно коммуникабельны, легко приспосабливаются к жизни в обществе. Однако есть и черты, которые встречаются лишь у небольшой части подрастающего поколения в семьях с демократическим стилем воспитания. Это сензитивность (чувствительность, умение поставить себя на место другого человека, и альтруизм.
Поддерживайте дружеские отношения с малышом, но не увлекайтесь, поддерживайте свой авторитет, чтобы в будущем ребенок смог положиться на вас и довериться вам.
Либеральный (попустительский). При данном стиле воспитания родители практически не занимаются детьми. Для них нет запретов и ограничений.
Это не очень хорошо, потому что ребенок может попасть под негативное влияние в будущем и даже поднять руку на родителей. Да и ценностей у таких детей практически нет.
Не очень хорошо, когда ребенок предоставлен самому себе. Если вы не хотите, чтобы в будущем он связался с плохой компанией, был подвержен влиянию извне, измените тактику своего поведения, пока ещё не поздно. Введите какие-то правила и обязанности, которые должны выполнять все члены семьи. Уделяйте больше времени ребенку и занимайтесь с ним. Не допускайте, чтобы ребенок был без контроля вообще.
Индифферентный (отстраненный). Характеризуется небольшим количеством требований, низким уровнем общения и взаимодействия «родители-дети». Хотя индифферентные родители удовлетворяют основные потребности ребенка, они, как правило, не вовлечены в его жизнь, не интересуются его чувствами и переживаниями. В редких случаях такие родители могут даже отвергать или пренебрегать потребностями своих детей. Психологи называют этот стиль воспитания самым губительным для детской психики.
Дети рано становятся самостоятельными и учатся заботиться о себе. Они боятся зависимости (в том числе эмоциональной) от других людей. Сдержаны и не проявляют своих чувств. В подростковом возрасте склонны к антиобщественному поведению. Из-за недостатка поддержки семьи чувствуют страх и тревожность, часто страдают от депрессии. Подвержены повышенному риску формирования алкогольной или наркотической зависимости.
Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение. Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь ребенка. Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности в семье, свои требования и ожидания. Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи. Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением. Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!