Сидоренко Елена Михайловна
Конспект мастер-класса для педагогов «Способы развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретическая часть
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Сидоренко Елена Михайловна. Я педагог-психолог МБДОУ №15. Разрешите сегодня представить вашему вниманию свой педагогический опыт по развитию эмоционального интеллекта дошкольников.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.
Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов.
Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов „Способы развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Понятие «эмоциональный интеллект» не является новым в педагогике. Об этом писали многие учёные, но использовали другие термины. Кроме того, существует ряд взаимосвязанных с эмоциональным интеллектом качеств, в том числе эмпатия, которое первоначально означает процесс эмоционального проникновения в состояние другого человека.
Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем. Мы все хорошо знаем, что же такое эмоциональный интеллект. Это способность различать
- собственные эмоции,
- эмоции других людей
- понимать значение эмоций
- управлять эмоциями
- использовать эмоциональные знания и умения для построения отношений с окружающими
Мы часто сталкиваемся с людьми, которые испытывают трудности в общении.
Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах. Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе и окружающим, умение налаживать социальные контакты, что необходимо в любом возрасте.
Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта. Этим обоснована необходимость разработки педагогических мероприятий, которые направлены на развитие эмоциональной сферы дошкольника, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику. Выстраивать отношения в любых условиях – вот смысл развития эмоционального интеллекта.
Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявлялся и сработал, он должен развиваться не путём тренингов и семинаров во взрослой жизни, а ещё в детском саду через осознание дошкольником роли и значимости окружающих его людей.
Практическая часть
Приглашаю желающих принять непосредственное участие в мастер-классе
Практическая часть
Упражнение 1 «Яблоко»
У меня в корзине несколько яблок. Выберите, пожалуйста, себе по одному и рассмотрите его внимательно. Обратите внимание на его цвет, размер, форму, индивидуальные особенности. Попытайтесь запомнить каждую мелочь, даже то, что не сразу бросается в глаза. Возвращаем яблоки в корзину, перемешиваем их и теперь стараемся найти свое яблоко. Лишь на первый взгляд они все одинаковые, на самом деле каждое обладает своими неповторимыми особенностями. Теперь, когда яблоки вернулись к вам, поделитесь своей стратегией кто, как запоминал свой плод.
Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно ее только почувствовать и понять. Иногда, в силу различных причин, человек перестаёт помнить, чувствовать свою индивидуальность, и начинает говорить и думать о себе по принципу «Я как все». Для формирования гармоничной, всесторонне развитой личности ребёнка важно, чтобы дошкольник ощущал свою индивидуальность, умел с уважением к достоинству другого ребёнка эти знания применить, а также формировал собственный взгляд на окружающую действительность. В полной мере реализовать эти задачи невозможно без развития эмоционального интеллекта дошкольников.
Таким образом у ребенка происходит осознание своего «Я» через использование такого метафорического образа.
Упражнение 2 «Театр»
«Весь мир – театр, и все мы в нем актеры,» - сказал когда-то Шекспир. Трудно с эти поспорить, особенно сегодня. Представьте себе, что и мы с вами попали в театр.
У меня в руках платок. Попробуйте с его помощью, а также различных движений и мимики изобразить заданный персонаж (раздаются карточки
с названиями героев). Наши уважаемые участники представляют свой персонажи, а зрители стараются отгадать кто был изображен.
— принцесса,
— фокусника,
— бабушка,
— человек, у которого болит зуб,
— бабочка.
Цель данного упражнения снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой, так же ребенок получает возможность поставить себя на место другого человека, прожить его образ.
Упражнение 3 «Размытое письмо»
Но, что это, друзья, кто-то оставил нам письмо. Давайте откроем и посмотрим, что внутри. А… Это Почтальон Печкин нес письмо и попал под дождь, все слова размылись водой, а мокрые картинки разорвались на части. Давайте поможем почтальону Печкину восстановить письма.
(Собирают разрезные картинки.) Каждый участник выбирает и приклеивает одну из пиктограмм. Расскажите, какое настроение у смайлика на вашей картинке. Скажите, почему у человека может быть такое настроение?
Упражнение 4
А это упражнение в нашем детском саду любят на только дети, но и взрослые.
Приглашаю всех участников выйти на середину и стать в круг. Давайте массажными движениями разомнем друг другу плечевую и шейную зону. Такое упражнение поможет снять мышечное напряжение и наладить отношения в коллективе.
Высокая эмоциональность ребенка, которая окрашивает его психическую жизнь и практический опыт, составляет характерную особенность дошкольного и школьного детства. Внутренним, субъективным отношением ребенка к миру, к людям, к самому факту собственного существования является эмоциональное мироощущение. В одних случаях – это радость, полнота жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие аффективности и уходов в себя; в других – чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия.
Эмоциональный опыт ребенка, то есть опыт его переживаний, может иметь как позитивную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его актуальное самочувствие
Что получает каждый из нас в результате развития эмоционального интеллекта :
1. Понимание и осознание эмоций освобождает нас от страхов и предрассудков, поэтому нам легче мыслить нестандартно, легче принимать решения.
2. Обладая высоким эмоциональным интеллектом, мы способны вести за собой, т. к. внушаем людям доверие, надёжность, вдохновение.
3. У нас много энергии благодаря эмоциональной гармонии.