Анастасия Викторовна Емельянова
Конспект родительского собрания «Особенности гендерного воспитания мальчиков и девочек»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Особенности гендерного воспитания мальчиков и девочек»
Цель: ознакомление с полоролевыми вопросами в воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Показать актуальность проблемы гендерного воспитания в настоящее время
2. Напомнить родителям анатомо-физиологические и психологические особенности мальчиков и девочек
Публикация «Конспект родительского собрания „Особенности гендерного воспитания мальчиков и девочек“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Родительские собрания
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
3. Объяснить родителям важность семейного воспитания
4. Проконсультировать родителей формам воспитания девочек и мальчиков процессе гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
5. Оказать помощь родителям по вопросам гендерного воспитания детей индивидуально, по требованию
Участники: воспитатель группы, родители детей старшей и подготовительной групп, психолог ДОУ
Форма проведения: лекция с элементами беседы
Материалы: выставка педагогической литературы для родителей по теме собрания, видеоматериалы (виды игр для мальчиков, девочек)
План:
1. Актуальность проблемы
2. Анатомо-физиологические и психологические особенности мальчиков и девочек.
3. Специфика полоролевого поведения мальчиков и девочек
4. Различия между мальчиками и девочками
5. Советы родителям по половому воспитанию
6. Игры мальчиков и девочек
Ход консультации:
1. Актуальность проблемы
Половое воспитание – это воспитание, основанное на знании, прежде всего физиологических особенностей полового развития. Понятие «половое воспитание» используется чаще всего в медицине.
Гендерное воспитание – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Понятие «гендерное воспитание» чаще используется в педагогике.
Несмотря на то, что мы все такие разные, у нас есть сходство.
Вопрос: В чем оно проявляется?
Это сходство делит всех людей на две большие группы: мужчины и женщины. Мы, мужчины и женщины, такие похожие, несмотря на то, что принадлежим к разным расам и народам. Но мы такие разные, женщины и мужчины, хотя можем принадлежать даже к одному роду.
Вопрос: Чем же отличаются друг от друга мужчины и женщины?
Различаемся мы генетически, анатомически и физиологически. Мы по-разному ведем себя в социуме. В обществе считается: что свойственно мужчине, то нельзя делать женщине. Социальные институты передают из поколения в поколение сформировавшиеся в культуре представления о том, как следует себя вести мальчику и девочке, юноше и девушке, какими личностными качествами должны обладать мужчины и женщины.
Различие в восприятии окружающего мира способствует тому, что мы не понимаем друг друга. А непонимание — источник конфликта.
В основу разделения человечества на два противоположных пола исторически брались морфологические особенности человека (наружные и половые органы). Но сегодня биологи ставят под сомнение разделение людей на два противоположных пола только по этим признакам. Они выделяют несколько уровней организации человека, которые в различных сочетаниях определяют конституционные особенности человека. Эти уровни:
- генетический пол (набор генов);
- гонадный пол (железы внутренней секреции);
- морфологический пол (наружные и внутренние половые органы);
- церебральный пол (дифференциация пола под влиянием тестостерона).
Что такое пол?
Что такое гендер?
Пол в переводе с латинского означает «порождать». Это биологическое различие между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.
Гендер называют социальным полом, так как человек взаимодействует с другими людьми в социуме и поведение его может быть разным в различных взаимодействиях.
Биологическая женщина при взаимодействии может стать «мужчиной», т. е. ее поведение напоминает мужское — курит, сквернословит, ведет себя агрессивно. В этот момент ее социальный пол — мужской.
Вопрос: Может ли воспитание взять верх над биологией и определить биологический пол?
Пока на этот вопрос ученые не нашли ответ.
С момента рождения ребенка начинается его воспитание. Ребенка учат, что означает быть девочкой или мальчиком, потом мужчиной и женщиной: как себя вести, что надевать, какие прически носить. То есть с момента рождения начинается гендерная социализация - процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
Ребенок начинает с рождения познавать окружающий мир. Придя в детский сад, ребенок познает подобных себе так, как он делал это с игрушками дома. Он может укусить сверстника, ткнуть пальцем в глаз, может обнять, когда другой плачет. Идет процесс познания. Ребенок начинает понимать, что он отличается от других.
Вопрос: Как воспитывать мальчиков, чтобы из них выросли настоящие мужчины?
Вопрос: Какие условия для развития создать девочкам, чтобы из них выросли настоящие женщины?
Вопрос: «Чем отличаются ваши методы воспитания мальчиков и девочек?»
Одна из проблем, что совместное обучение делает половую ориентацию смешанной, т. е., феминизирует мужчин и омужествляет женщин. Девочки в силу своего опережающего полового созревания (2 года разницы) начинают играть доминирующую роль, а мальчики становятся ведомыми.
Другая – в школе большой процент учителей-женщин, что отрицательно сказывается на поведении мальчиков. Они перенимают женский тип поведения. Учитель-женщина делает установку на послушание. Мальчики, в силу своих особенностей, редко бывают послушными из-за своей активности. И оценки им ставят чаще не за знания, а за поведение. Мальчики в школе чаще, чем девочки, зарабатывают невроз, так как они из-за своей активности устают быстрее, чем девочки.
Дошкольное образовательное учреждение, со своей стороны, составляет программы обучения, учитывая проблему.
2. Анатомо-физиологические и психологические особенности мальчиков и девочек.
Половые различия закладываются с шестой недели внутриутробной жизни. Уже на 8-10 неделе формируются внутренние половые органы, и начинают продуцироваться зародышевые половые гормоны. Под их влиянием происходит не только формирование анатомических особенностей пола, но и особенности развития мозга, различных для женщин и мужчин, - половое дифференцирование мозга. Таким образом, подготавливается основа для дальнейшего психосексуального развития плода. Мальчики раньше на 2-3 месяца начинают ходить и на 4-6 месяцев позже начинают говорить. Превосходство девочек в области речи начинается с 15-18 месяцев: девочки в этом возрасте обычно знают до 50 слов, а мальчики – около 25. Созревание скелета у девочек происходит раньше, чем у мальчиков. Костный возраст у девочек в период детства опережает костный возраст мальчиков примерно на 18 месяцев, хотя ни вес, ни длина у них не больше чем у мальчиков. Мальчики в первые 6 месяцев после рождения растут быстрее девочек, и это преобладание в длине тела сохраняется до 4 лет. Окружность грудной клетки у девочек увеличивается интенсивнее, чем у мальчиков.
К 4 годам мальчики более маскулинны в поведении, девочки феминистичны. Интересы мальчиков более склоняются к подвижным и военным играм, в которых присутствуют элементы соперничества. Девочки чаще играют небольшими группами, их игры тише, более связаны с природой, эстетическим оформлением.
Мальчики могут анализировать, разбираться в явлениях окружающей действительности, в механизмах действий тех или иных устройств, а то и привносить в них свои изменения. Внимание девочек больше привлекает манипулирование с конкретными предметами. Это проявляется в том, что девочка, видя, что-либо новое, оценивает предмет словами «красиво» или «некрасиво».
В играх дошкольников проявляется способность к творческой деятельности. Если девочки используют все игрушки по их назначению, то мальчики одним и тем же предметам могут находить разнообразное и порой самое необычное применение. Стремлением понять суть и природу вещей можно объяснить тот факт, что мальчики ломают игрушки чаще девочек. Эта особенность может быть названа преобразующей деятельностью, и ее нельзя не учитывать в воспитании мальчиков. Девочки склонны к воспитательно-попечительской деятельности. Морфологическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее, чем у мальчиков.
3. Специфика полоролевого поведения мальчиков и девочек
В «благополучных», то есть в полных семьях, у детей, как у девочек, так и у мальчиков происходит наиболее адекватное развитие маскулинных и феминных качеств, они ориентируются в признаках своего и противоположного пола. Старшие братья и сестры для ребенка выступают как дополнительные и очень важные образцы определенного полоролевого поведения, что облегчает атрибутирование полоролевых ориентаций и является промежуточным звеном, приближающим возрастные перспективы маскулинности или феминности. В случае, когда сам ребенок в семье старший, он демонстрирует полоролевое поведение (мужской или женской) модели, проявляет свою взрослость.
В неполной семье создаются предпосылки для формирования некоторых неадекватностей в поведении детей: у девочки застенчивость, пассивность могут совмещаться с драчливостью, агрессивностью. Отсутствие родителя, как образца для формирования соответствующей модели поведения, приводит к определенной деформации в формировании психологического пола ребенка, так как многие его стороны формируются в процессе взаимодействия мужчины и женщины.
В семье, где оба или один из родителей страдает алкоголизмом (наркоманией) деформируется система полоролевых взаимоотношений супругов, что порождает неадекватные модели и неадекватные полоролевые ориентации, прежде всего агрессивность и замкнутость. Присвоение детьми психологического пола протекает по-разному:
• мальчики, начиная с четырехлетнего возраста структурируют психологический пол, ориентируясь на роль отца в личностном, профессиональном и социальном плане и обособляясь от матери. К концу дошкольного детства они имеют полоролевую мужскую модель личности, наполненную традиционным набором маскулинных качеств, которая как - бы «транслирует» их в будущее. Первоначально у мальчиков происходит сознание и принятие половой принадлежности, затем идет интенсивное формирование половых ориентаций и ценностей, на основе чего формируются половые роли.
• девочки, начиная с четырех лет, структурируют психологический пол, обособляясь от матери и одновременно идентифицируясь с ней, ориентируясь на усвоение атрибутируемых взрослыми поведенческих стереотипов. К концу дошкольного детства они имеют полоролевую женскую модель личности.
Существуют полотипические и возрастно-специфические особенности формирования полоролевого поведения: в 4-х летнем возрасте происходит лишь усвоение атрибутируемых взрослыми предписаний; в 5 лет идет накопление личностных эмпирических переживаний, связанных с половой принадлежностью: у мальчиков переживания связаны с будущим, а у девочек – с настоящим; в 6 лет осуществляется подлинное становление психологического пола как важного новообразования личности, связанного с присвоением образа пола как личностного смысла.
• У маскулинных детей самые высокие показатели уровня притязаний. Маскулинными детьми отвергается ситуация неудачи, их притязательная стратегия и тактика связаны с усилиями, настойчивостью, стремлением к самоутверждению, тенденцией увеличения притязаний, поддержания максимально высокого своего «Я», стратегией самозащиты и самовосхваления.
• В группе феминных детей наблюдается доминирование низких показателей уровня притязаний. У этих детей отсутствуют такие качества как упорство, нацеленность на преодоление трудностей. Отмечается связь феминности с неуверенностью в собственных силах, тенденций отказа от действий, снижением притязаний во избежание возможной неудачи, стратегией самообвинения.
• Предпочтения андрогинных дошкольников тесно связанны с высокой мотивацией достижений, адекватным характером притязаний, четкой осознанностью своих реальных возможностей. Фиксируются следующие отличительные особенности в характере субъективного отношения андрогинных детей к успеху и неудаче: результат выполнения задания связывается с наличием или отсутствием необходимых усилий и терпения.
• В группе недифференцированных детей: потребность недифференцированных детей в поощрении взрослого; склонностью к самообвинению.
4. Различия между мальчиками и девочками
• Девочки рождаются более зрелыми на 3—4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница различается почти в 2 года.
• Мальчики начинают позже ходить на 2—3 месяца, чем девочки, а говорить позже на 4-6 месяцев.
• При рождении мальчиков у женщин чаще бывают осложнения. На 100 зачатий девочек приходится 120—180 зачатий мальчиков.
• Мальчики более подвижны, чем девочки. Для детей 7—15 лет травмы у мальчиков случаются чаще в 2 раза.
• Трудновоспитуемые — чаще мальчики. Их чаще ругают, меньше берут на руки.
• До 8 лет острота слуха у мальчиков выше (генная, память — надо выследит дичь и убить, чтобы принести в пещеру своей женщине, чем у девочек.
• Игры девочек опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя.
• Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы в цель. Если пространство ограничено, то они осваивают его вертикально: лезут на лестницу, тумбочку. Поэтому мальчикам необходимы спортивные вертикальные уголки или большие просторные комнаты для игр.
• У девочек лучше развита беглость речи и скорость чтения. Но мальчики лучше решают задачи и отгадывают кроссворды.
• У девочек лучше развита мелкая моторика рук. Поэтому они пишут аккуратно и лучше выполняют работу, связанную с мелкой моторикой (вышивание, бисероплетение).
• Мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, неуверенны в себе и более агрессивны, чем девочки.
• Мозг девочек готов к ответу на любую неприятность, готов отреагировать на воздействие с любой стороны (инстинкт выживания, так как цель женского — рождение жизни и ее сохранение. А цель мужского пола — это прогресс. Открытия делают мужчины, а женщины эти открытия совершенствуют.
5. Советы родителям по половому воспитанию
Воспитание мальчика Воспитание девочки
Помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе
Никогда не сравнивайте разнополых детей и тем более не ставьте одних в пример другим
Не рассказывайте мальчику всего до конца, давая какое-либо задание давая какое-либо задание, девочке не забудьте на личном примере продемонстрировать то, что от неё требуется
Если вы пытаетесь что-то объяснить мальчику, не забывайте не только рассказывать, но и показывать. С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам
Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
Мальчики и девочки по-разному устают : девочки истощаются эмоционально, а мальчики интеллектуально, ругать одинаково в такой ситуации бессмысленно.
В случае неудачи не позволяйте себе нервничать, этим Вы оградите ребёнка от излишних переживаний и паники.
Постарайтесь объяснить ребёнку, что ошибаться иногда даже нужно.
Постарайтесь понять, что ребёнок тоже личность и то, что он будет похож на Вас, совсем не обязательно.
Помогите детям найти разгадку самостоятельно, а не преподносите её "на блюдечке".
Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному. Но обязательно очень любить! Любовь родителей в первую очередь проявляется через доверие и заботу.
Заботиться – значит интересоваться и проникаться жизнью малыша.
Доверять ребенку – значит верить, что он всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, будто это не так.
До девятилетнего возраста всем детям требуется много заботы и несколько меньше доверия. После девяти лет дети начинают естественным образом отдаляться от родителей и становятся более независимыми. Первый признак, что ребенок от вас отдаляется, – он стесняется вашего поведения.
Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи достижения.
Без мотивации мальчик не может ни на чем сосредоточиться, что приводит либо к депрессии, либо к гиперактивности. Самая главная потребность мальчиков – мотивация к деятельности. Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, – что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды. Доверчивая девочка счастлива и довольна жизнью. Если девочкой пренебрегают, она может развить в себе мужские качества.
Для того чтобы мальчик заботился об окружающих, его действия необходимо мотивировать успехом и поощрением. Если мальчик видит, что окружающие ценят то, что он делает, в нем просыпается побуждение делать еще больше. Девочки могут капризничать, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощения правого, "эмоционального" полушария). Ругать их за это безнравственно.
Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания. Не обольщайтесь - вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте быть похожим ребенка на вас.
Половое воспитание мальчиков. Задача родителей вложить в мальчика задатки мужественности, научить его быть защитником, уважать противоположный пол, сформировать его поведение. Если выразить это одним словом, то нужно научить мальчика быть мужчиной.
Мальчику нужен пример для подражания. В основном примером является отец. Зачастую, когда у ребенка нет отца, то взрослея, он начинает вести антисоциальную жизнь (не всегда). Для мальчика нужен пример, модель поведения которого он изберет. Это может быть папа, герой-кумир, дедушка. Воспитывая мальчика, задайтесь вопросом, кто является его примером.
Нравственные качества мужчины. Нужно привить качества, которые необходимы для мужчины: смелость, воля, умение, сила. Или девочек нельзя обижать, их нужно защищать. То есть нормы поведения, которые присущи мужчинам.
Половое воспитание мальчика-подростка. Задача к этому возрасту дать правильное представление о себе. Этот возраст является переломным, поэтому нужно подготовить его. Он должен знать, что изменения, которые с ним происходят нормальны. Часто в этом возрасте мальчики испытывают стыд и испуг за некоторые изменения тела, возникающих мыслей, и поведения. С ним нужно беседовать, чтобы он знал, что все так и должно быть.
От 13 до 17 летнего возраста, нужно побеседовать с ним о поллюциях, о профилактике венерических заболеваний, о СПИДе. В этом возрасте ему нужна эта информация, чтобы у него не было тревожности, или мыслей о том, что с ним что-то не так. Но говорить на эти темы должен тот человек, кому он доверяет. Возможно, у него будут вопросы, которые он сможет не всем задать.
Роль отца важна тем, что он сможет лучше объяснить какие-то моменты, чем мама. Теперь мама должна уяснить, что она теперь не только мама для мальчика, но и женщина, и возможно, у него появится какая-то неловкость.
Половое воспитание девочек. Воспитание женственности.
Задача родителей сохранить в девочке задатки женственности, научить ее качествам, которыми она должна обладать: терпеливость, мудрость, сострадание, умение заботиться о себе и близких, хозяйственность, аккуратность. Развить эти качества вам будет раздор легче если вы знаете — основные особенности воспитания девочек в семье.
Чувство собственного достоинства. Нужно привить ей любовь к своей женской сущности, чтобы научить ценить себя, свое тело. Многие проблемы личности связаны с низкой самооценкой.
Половое воспитание девочки подростка. Нужно в беседе рассказать об изменениях, которые с ней происходят. От 12 до 17 она должна узнать о менструациях, о беременности, о методах контрацепции. В этот момент важна роль матери, которая сможет правильно сориентировать дочь, помочь избежать ей ошибок. Отношения должны быть доверительные. Правильное половое воспитание позволяет в будущем правильно выбрать партнера, и создать гармоничные отношения.
6. Игры мальчиков и девочек
Игра — элемент созидательного творчества, элементы которого должны присутствовать в жизни человека ради поддержания его духовной гармонии. В игре происходит:
- развитие ребенка; развиваются его действия в представлении; ориентация в отношениях между людьми; ребенок приобретает навыки кооперации; развивается способность к воображению, образному мышлению; ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.
В год у ребенка уже есть подражательные действия. Он «читает», говорит по телефону, играет в кухне с посудой. По мере взросления игры становятся более сложными: дети подражают профессии родителей, знакомых, сами «становятся родителями».
На втором году и мальчики и девочки любят возиться с куклами — начало семейной игры. А мальчики могут нести куклу и вниз головой.
В 5—7 лет уже хорошо играют в семейные роли. Объединение в игры происходит в 2—3 года, группы для игры формируются по 2—3 человек. Главное в них — подражание роли взрослых.
Для детей старшего возраста характерны коллективные игры. В этом возрасте в коллективных играх может присутствовать элемент агрессии (драки, борьба, который необходимо пресекать.
Вопрос: А какие игры, по вашему мнению, будут воспитывать в девочках женственность, а в мальчиках – мужественность?
7. Рекомендации по формированию идеалов мужественности и женственности у детей средствами художественной литературы
Первый блок
- Произведения, раскрывающие качества мужественности, присущие защитникам Отечества: смелость, стойкость, ответственность
«Богатырская застава» В. Калита
«Рассказы о Суворове и русских солдатах» С. Алексеев
«Твои защитники» Л. Кассиль
- Произведения о мужественных поступках в мирное время, но в необычных обстоятельствах
«Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршак
«Почта» К. И. Чуковский
«Храбрость» Л. Кассиль
«Золотой ключик или приключения Буратино» А. Н. Толстой
- Произведения о мальчиках, проявляющих мужественность
«Рыцарь» В. Железняков
«Просто старушка» В. Осеева
«Ничего особенного» В. Донникова
«Золотой ключик или приключения Буратино»
«Самое страшное» В. Пермяк
Второй блок
- Произведения, способствующие формированию представлений о некоторых качествах женственности: заботливости, миролюбия, попечительства по отношению к малышам и т. д.
Список литературы, способствующий формированию данных качеств, включает 4 цикла произведений:
1. формирующие собирательный положительный образ девочки :
«Димина чашка», «Праздник» А. Гарф
«Улыбка и Слезка» Н. Пикулева
Раскрывающие качества женственности. Проявляемые по отношению к противоположному полу:
сказки «Золушка», «Морозко».
Показывающие нравственный смысл заботливости и попечительского отношения к малышам:
«О гусыне» В. Сухомлинский, «Первый день» А. Алексин
Формирующие представления о миротворчестве:
«Фея» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» Братья Гримм
Третий блок
Произведения, направленные на формирование представлений у детей о дружной и счастливой семье, где все заботятся друг о друге, во всем помогают, вместе проводят свободное время.
«Катруся уже большая» Н. Забила
«Моя семья» Д. Габе
«Наша бабушка» Е. Трутнева
«Шурик у дедушки» Н. Носов
«Денискины рассказы»
«Про Юру, Андрея и рыбалку» Н. Красильников
«Папа дома» Е. Серова
Мальчик и Девочка – это два разных мира. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать - зависит только от нас с вами