Елена Францева
Сценарий занятия по финансовой грамотности для детей 5–6 лет «Нам всего 6 лет, но мы учимся формировать бюджет»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Королёв Московской области
«Детский сад компенсирующего вида № 12 «Сказка»
Академическая (пилотная) площадка ГБОУ ВО МО АСОУ
Международного проекта «Афлатун»
«Социальное и финансовое образование детей»
Международный конкурс методических материалов
«Уроки финансовой грамотности»
Публикация «Сценарий занятия по финансовой грамотности для детей 5–6 лет „Нам всего 6 лет, но мы учимся формировать бюджет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Финансовая грамотность. Сценарии развлечений
- Темочки
Сценарий занятия по финансовой грамотности
для детей 5-6 лет с нарушением зрения
в рамках реализации ДОП (кружка)
«Экономика для дошколят»
Тема
«Нам всего шесть лет,
но мы учимся формировать бюджет!»
Разработали и провели:
Францева Е. В., учитель-дефектолог (тифлопедагог);
Лавриненко Ю. Ю., воспитатель
Первый (заочный) этап: с 20 февраля по 31 марта 2018 года.
г. о. Королёв, Московская область
Пояснительная записка
Актуальность: дети получают первые задатки социального и финансового образования задолго до того, как идут в школу. Основная часть знаний о планировании бюджета, сбережениях, растратах и использовании денежных средств основана на повседневной жизни. Еще до того, как формируются денежные понятия, простое понимание того, как использовать доступные ресурсы, или, например, категории “закончилась еда”, “покупать только необходимое” - это те ежедневные реалии из сферы финансового образования, с которыми сталкиваются дети. У дошкольников также сформированы временные рамки, они понимают, что иногда, чтобы получить что-либо, лучше подождать, чем получить это сейчас. Дети в возрасте 3-х лет также сталкиваются с материальными ценностями, давая и делясь, не только посредством подарков и ценных вещей, но и путем взаимодействия друг с другом. Другие не менее важные навыки, формирование которых включает в себя программа «Афлатот», это пользование по очереди, принятие решений и постановка целей.
Даже в раннем детстве дети очень способные и сообразительные, независимо от их происхождения, опыта и возраста. Дети активны, целеустремлены в желании познать мир, в котором они живут и в обучении, когда они получают поддержку со стороны взрослых.
В нашем детском саду для детей 5-6 лет с нарушением зрения разработана ДОП «Экономика для дошколят» на 2017/18 учебный год. Автором программы является учитель-дефектолог (тифлопедагог) Францева Елена Викторовна. Программа реализуется в форме кружка во взаимодействии с воспитателем группы Лавриненко Юлией Юрьевной.
Реализовывалось данное мероприятие в три этапа.
Организационно-подготовительный этап: определение проблемы, темы сценария и задач образовательной деятельности для детей 5-6 лет с нарушением зрения.
Задачи образовательной деятельности:
ввести детей в мир экономических отношений; познакомить с понятиями «доход», «расход», «семейный бюджет», «основные расходы и неосновные расходы»; заложить основы планирования семейного бюджета;
способствовать расширению и уточнению представлений о деятельности человека, о разных видах труда; формировать положительное отношение и уважение к труду;
пробуждать любознательность детей, их интерес к деятельности взрослых;
учить детей решать проблемы, используя различные варианты;
развивать творческое мышление и воображение.
Ресурсное обеспечение: Лэпбук «Профессии» с заданиями и упражнениями; иллюстрации для игровых упражнений: «Семейный бюджет», «Учимся экономить», «Корзины доходов и расходов»; игрушка Афлатун; материалы для художественно-творческой деятельности.
Участники образовательной деятельности: дети 5-6 лет с нарушением зрения, учитель-дефектолог (тифлопедагог, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12» городского округа Королёв Московской области.
Основной этап: организация образовательной деятельности для детей 5-6 лет с нарушением зрения в рамках реализации ДОП (кружка) «Экономика для дошколят» по теме: «Нам всего шесть лет, но мы учимся формировать бюджет!» и оформление презентации по результатам образования детей.
На заключительном этапе сценарий образовательной деятельности для детей 5-6 лет по теме : «Нам всего шесть лет, но мы учимся формировать бюджет!» и презентация представлены на Международный конкурс методических материалов «Уроки финансовой грамотности» первого (заочного) этапа с 20 февраля по 31 марта 2018 года.
Организация образовательной деятельности
Учитель-дефектолог: ребята, вот и наступила очередная встреча с нашим другом Афлатуном. Он с большим нетерпением ждёт новых открытий вместе с вами. (Дети исполняю песню «Афлатун».)
Воспитатель: сейчас мы поговорим с вами о профессиях. Что такое профессия? (Ответы детей.) Правильно! Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Давайте вместе с вами вспомним, какие есть профессии. (Ответы детей.)
Строитель нам построит дом,
И мы в нём дружно заживём.
Костюм нарядный, выходной
Искусно нам сошьёт портной.
Даст книги нам библиотекарь,
Хлеб испечёт в пекарне пекарь,
Учитель выучит всему –
Научит грамоте, письму.
Письмо доставит почтальон,
А повар сварит нам бульон.
Я думаю, ты подрастёшь
И дело по душе найдёшь!
Задания и игровые упражнения:
• лото «Профессии»;
• игровое упражнение «Что принадлежит каждой профессии?»
Учитель-дефектолог:
1. Ребята, рассмотрите денежные знаки (деньги, которые лежат у вас на столах. Чем они похожи и чем отличаются? Как вы думаете, откуда появляются в вашей семье деньги? (Дети обсуждают варианты).
2. Ребята, перед вами члены одной семьи, они живут все вместе. Папа и мама работают и получают за это заработанную плату. Бабушка и дедушка уже не могут работать и получают пенсию. Студент учится в университете и получает стипендию за свою учёбу, потому что учёба – это тоже труд. У детей нет заработка. Расскажите, из скольких частей состоит доход этой семьи? (Из трёх.) А сколько частей не приносят дохода? (Одна.)
Игровое упражнение: «Учимся формировать семейный бюджет».
Все деньги, которые получают члены семьи, называются доходом семьи или семейным бюджетом.
Воспитатель: итак, мы с вами выяснили, что такое семейный бюджет и из чего он состоит. Ребята, а для чего семье нужны деньги?
Ни одна семья не может обойтись без того, чтобы не расходовать деньги, то есть всё, что мы тратим, называется расходом. Но расходы бывают разные: основные (без чего обойтись нельзя) и не основные (без чего можно обойтись).
А чтобы лучше разобраться, мы можем поиграть в игру «Учимся экономить». (Дети выбирают иллюстрации, прикрепляют к демонстрационной сетке и объясняют свой выбор основных и не основных расходов).
Динамическая пауза «Муха - цокотуха» :
Муха, Муха-Цокотуха, Дети «машут крыльями»,
Позолоченное брюхо! Круговые движения по животу,
Муха по полю пошла, Шагают на месте,
Муха денежку нашла, Смыкают перед собой руки в круг,
Пошла Муха на базар, Шагают на месте,
И купила самовар. Руки на пояс, надувают щё ки и произносят: «Пых! Пых! Пых!»
Учитель-дефектолог: а теперь предлагаю вам игру «Размышляйка» :
1. Игровое упражнение: «Корзины доходов и расходов». ( Дети размещают иллюстрации денежных знаков по смыслу: папа получил зарплату, маме купили туфли, поехали семьёй в кино и т. д.).
2. Папа Карло купил Буратино азбуку, чтобы он пошёл в школу учиться. Но Буратино увидел театр Карабаса Барабаса, продал азбуку и пошёл смотреть кукол. Какой расход сделал Буратино основной или не основной? (Ответы детей.)
3. Крокодил Гена ходил в зоопарк и получал за это). Чебурашка учился в цирковой школе, чтобы стать артистом и ему платили ….). Шапокляк не работала, вела домашнее хозяйство и получала ….). Как называются все деньги, которые получала их семья? (Ответы детей.)
Учитель-дефектолог: сегодня вы познакомились с новыми словами, с тем, как важно быть хорошими хозяевами и умело расходовать семейный бюджет.
Воспитатель: а сейчас, ребята, предлагаем вам сделать красивые кошелёчки и научить этому Афлатуна. (Художественное творчество детей).
Рефлексия: что понравилось и запомнилось? (Ответы детей).
Список литературы
1. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / авт. -сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.
2. Рабочая тетрадь серии «Афлатот», книга 1.
3. Шорыгин Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – 2-е изд. ,испр. И доп. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 96 с. – (Вместе с детьми).