Лариса Капесс
Обучение финансовой грамотности воспитанников детского дома. Занятие для детей 14–17 лет «Как распорядиться личными доходами»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию финансовой грамотности «Как распорядиться личными доходами»
Методическая разработка мероприятия:
«Как распорядиться личными доходами»
Капесс Лариса Андреевна,
воспитатель ГКУ «Детский дом (смешанный) № 7»
возраст: 14-17 лет
Публикация «Обучение финансовой грамотности воспитанников детского дома, Занятие для детей 14–17 лет „Как распорядиться личными доходами“» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Занятие по финансовой грамотности.
«Как распорядиться личными доходами»
Цели:
- Обучающая - ознакомить воспитанников с понятием бюджет и источниками формирования доходов семьи.
- Развивающая - формировать умение коллективного обсуждения, правильно расставлять приоритеты и принимать разумные решения.
- Воспитательная - воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость.
- Мотивационная - побудить интерес к повышению своего уровня финансовой грамотности, поиску оптимальных решений в зависимости от текущих условий и планов на будущее
Задачи:
1. Осмыслить понятия: доход, предприниматель, финансовый консультант, банк, семейный бюджет.
2. Проанализировать условия жизни и потребности конкретной семьи для принятия решения о распределении имеющихся средств.
3. Развитие мышления, памяти, внимательности, логического мышления, способности к анализу сложившейся ситуации, принятию ответственного и своевременного решения.
Оборудование: карточки со словами, карточки с мини-тестами, плакаты с классификацией доходов и расходов семьи, карточки с экономическими терминами и карточки перечнем слов (для 3 задания).
Ход занятия.
Организационный момент. Приветствие.
Воспитатель : Здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга и улыбнемся.
Задумайтесь над тем, зачем мы собрались? Если ваш ответ: “УЧИТЬСЯ” или “Узнать новое”, то посмотрите на тему нашего занятия и подумайте над следующим вопросом. Что вы хотели бы узнать или понять?
Тема: Как распорядиться личными доходами.
Цель нашего занятия : узнать, что такое бюджет, составляющие бюджета, из каких источников можно получить денежные доходы и как ими распорядиться.
Бюджет семьи диктует стиль жизни семьи! Те же самые проблемы возникают и при составлении любого другого бюджета, вплоть до бюджета целого государства. Бюджет - богатство семьи, включает в себя доходы и расходы. Доход, как правило, зависит от того, как человек трудится, а расход - от того, как он полученные деньги тратит.
Если доходы равны расходам, то это сбалансированный бюджет. Бюджет, в котором доходы превышают расходы, будет иметь избыток. Если предполагаемые расходы превышают доходы, то этот бюджет имеет дефицит, необходимо исключить из планов лишние покупки, чтобы сбалансировать бюджет.
Воспитатель : - Важно ли планировать бюджет семьи?
-Как вы думаете, что надо учитывать при планировании?
(Ответы детей – важно, чтобы расходы не превышали доходы).
- При распределении средств учитываются интересы всех членов семьи.
Воспитатель : - Кто планирует бюджет в семье?
(Ответы детей – мама, папа, бабушка, вся семья)
Воспитатель : - А есть ли бюджет у нашего государства? (Ответы детей – есть)
Воспитатель : - Кто его планирует? (Ответы детей – правительство)
Воспитатель : - А кто-нибудь из вас планировал хоть раз свой бюджет? (несколько детей поднимают руку). - Вы все каждый месяц планируете свой, пусть небольшой, бюджет.
Воспитатель : - А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов? (Ответы детей – хорошо работать, хорошо учиться, экономить.)
Воспитатель : - Что значит «экономить», как вы понимаете (Ответы детей – не тратить зря электричество, делать необходимые покупки)
Воспитатель : - А на чём нельзя экономить? (Ответы детей – на отдыхе, здоровье, вещах первой необходимости).
- А теперь мы разделимся на две команды.
1 задание. «Блиц - турнир»
Дети разделяются на две команды: команда «Экономы», команда «Финансисты». (Каждой команде за 30 сек. Ответить как можно на большее количество вопросов)
1. Вещи, сделанные на продажу (товар)
2. Денежная единица Англии (фунт)
3. Плата за пользование кредитом или денежной ссудой (процент)
4. Вклад в банке (депозит)
5. Выдача в долг денег или товара (кредит)
6. Денежная единица Японии (иена)
7. Учреждение, где заключается сделки (биржа)
8. Разорившийся предприниматель (банкрот)
9. Лицо или учреждение, которые дают в долг деньги или товары (кредитор)
10. Основная единица какой-либо страны (валюта)
Команда «Финансисты»
1. Изменение цены валюты или акции на бирже (курс).
2. Ценная бумага (акция).
3. Посредник по заключению сделок на бирже (брокер).
4. Денежная единица Беларуси (рубль).
5. Денежное выражение стоимости товара (цена).
6. Информация о товарах и видах услуг с целью привлечения к ним внимания (реклама).
7. Денежная единица европейских стран (евро).
8. Публичная продажа (аукцион).
9. Учреждение, где хранятся деньги и осуществляются операции с ними (банк).
10. Занятие, которое приносит доход (бизнес).
Воспитатель : Из чего же составляется бюджет наших семей? Чтобы обсудить этот важный для всех людей вопрос мы проверим, знаете ли вы основные экономические термины по нашей теме.
Бюджет – в переводе с английского означает «денежная сумка» - это смета или финансовый отчет, который суммирует доходы и расходы за определенный период времени (месяц, год).
Доход — деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности. Различают совокупный и денежный доходы. Если в совокупный входят все виды доходов (зарплата, дивиденды на акции, льготы, бесплатная путевка в дом отдыха, служебная машина, то денежный доход включает только деньги, полученные за определенный период времени.
Расходы - уменьшение суммы первоначальных средств в течение отчетного периода.
Потребительским бюджетом - называют таблицу доходов и расходов человека, семьи за определенный период времени, чаще всего за месяц и год.
Прожиточный минимум - это социально-экономическая категория, характеризующая минимум жизненных средств, физически необходимый для поддержания жизнедеятельности людей и восстановления их рабочей силы, т. е. тот самый минимум, который необходим человеку для существования.
Потребительская корзина - это принятый в данной стране расчетный годовой набор товаров и услуг, потребление которого обеспечивает необходимый уровень жизни населения. В потребительскую корзину входят основные продукты питания: молоко, хлеб, мясо, масло, фрукты, овощи.
Прибыль - это разница между суммой денег от реализации товаров и услуг и затратами на их производство, продажу.
Заработная плата (номинальный доход) - денежное вознаграждение, которое получает работник или семья за свой труд, за определенный период времени.
Реальный доход - количество товаров и услуг, которое гражданин или семья могут приобрести в определенный период времени на свои номинальные доходы.
Капитал семьи - это недвижимость (жилье, сарай, погреб, гараж и др., технические средства (автомобиль, мотоцикл, велосипед, трактор, электрические устройства и т. п., деньги и ценные бумаги. Под капиталом следует понимать стоимость, приносящую дополнительную, или самовозрастающую стоимость.
Бюджет семьи.
Для каждого человека семья – начало начал. Не зря говорят: счастлив тот, кто счастлив в своём доме. Любая семья проживает в условиях ограниченности ресурсов. Нормально, когда семья стремится увеличивать свой капитал. Важнейшими её ресурсами являются технологии. Имеются в виду различные технологии производства товаров и услуг, приготовления пищи, ухода за жильём, выращивания овощей на приусадебном участке и т. д. Мы живём в век технологической революции, она коснулась и семьи. В условиях семьи можно заниматься и коммерческим бизнесом: это различные сделки, покупка и перепродажа товаров и услуг, операции с ценными бумагами при повышении или понижении их курса. При этом нельзя нарушать существующие законы, общепринятые нормы нравственности. Проведём мини-тест.
2 задание. Мини-тест
Каждой команде раздаются карточки.
- Найдите в правой колонке определения соответствующим понятиям в левой колонке, внутри команды обсуждаете, после окончания, один из членов команды озвучивает ваше решение.
1
Экономика
А Количество товаров и услуг, которые Гражданин или
семья могут приобрести в определённый период
времени на свои номинальные доходы.
2 2 Натуральное хозяйство Б Источники, средства, обеспечения жизни людей,
Предпринимательской деятельности, производства.
3 Прибыль В Разница между суммой денег от реализации товаров и
услуг и затратами на их производство, продажа.
4 Заработная плата Г Образ жизни, при котором семья вынуждена сама производить всё или почти всё, что ей нужно для жизни.
5 Реальный доход Д Денежное вознаграждение, которое получает работник
Или семья за свой труд за определённый период времени.
6 Ресурсы Е Хозяйство и хозяйственная деятельность т. е.
Совокупность средств, ресурсов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей.
Воспитатель : - Давайте рассмотрим таблицы с классификацией расходов и доходов семьи.
Классификация доходов семьи
Члены
семьи Группа доходов Содержание Вид дохода
папа заработная плата за работу на заводе наличные рубли
доход от собственности дивиденды по
акциям ---
мама заработная плата работа в автобусном
парке наличные рубли
социальные трансферты а) детское пособие на содержание дочери
б) пособие по безработице деньги, переведённые на счет в банке
в виде услуг бесплатный проезд в городском транспорте услуга
бабушка социальные трансферты (пособия) пенсия по старости Деньги. переведенные на счет в банке или наличные
сын-
студент социальные трансферты (пособия) стипендия Наличные рубли
Классификация расходов семьи
Группа расходов Содержание
Налоги Подоходный налог и др.
Обязательные платежи Плата за квартиру, телефон, электроэнергию, содержание детей, в дет. садах, обучение в муз. школе, выплата кредитов.
Питание Приобретение продуктов и заготовка их в
прок, оплата питания в столовой, кафе и т. д
Хозяйственно-бытовые нужды Затраты на ремонт одежды, обуви, бытовой техники, квартиры, теле радиоаппаратуры, химчистки, предметы личной гигиены.
Предметы личного пользования Одежда, бельё, обувь, постельные принадлежности.
Предметы комнатного убранства Мебель, светильники, картины, ковровые изделия т. д.
Бытовая техника и приспособления для ведения домашнего хозяйства Электроплиты, кухонные принадлежности, холодильник, посуда, пылесос и т. д.
Культурные и информационные потребности Телевизор, магнитофон, музыкальный центр, фото кино принадлежности, кассеты, книги, газеты, журналы и т. д.
Транспорт Проезд в общественном транспорте, приобретение и эксплуатация легковой
машины, оплата услуг станции техобслуживания.
Спорт, туризм, увлечения, отдых Спортивно-туристические принадлежности, предметы, инструменты, материалы для индивидуальных увлечений.
Прочее Детские игрушки, медикаменты и т. д.
3 задание. «Объедините общим термином»
Участники должны слова объединить общим экономическим термином (на карточках).
1. Учреждение, кредиты, ссуды, клиенты (банк)
2. Товар, информация, покупатель (реклама)
3. Свободно-конвертируемая, частично-конвертируемая, неконвертируемая (валюта)
4. Товар, страна, вывоз (экспорт)
5. Деньги, большое количество, обесценивание (инфляция)
Воспитатель : - Всё ли можно купить за деньги?
За деньги можно купить часы. (но не время)
За деньги можно купить книгу. (но не мудрость)
За деньги можно купить услуги телохранителя. (но не друга)
За деньги можно купить еду. (но не аппетит)
За деньги можно купить дом. (но не семью)
За деньги можно купить бизнес. (но неуважение людей)
За деньги можно купить лекарство. (но не здоровье)
За деньги можно купить развлечения. (но не счастье)
За деньги можно купить орден. (но не подвиг, не честь)
За деньги можно купить клоунов. (но не хорошее настроение)
Подведение итогов
Воспитатель : - Ребята, мы рассмотрели понятие семейный бюджет.
- Давайте вспомним, что же такое бюджет семьи? Из чего он складывается?
- Назовите виды семейного бюджета.
Воспитатель : - Семейный бюджет – это финансовый план, который суммирует доходы, и расходы семьи за определенный период времени. Для того, чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей.
Нужно помнить, что не деньги сами по себе приносят счастье, как считалось на протяжении многих лет. Общий язык с деньгами найти можно, если не делать их накопление смыслом всей своей жизни и, тем более, не использовать для этого нечестные, но весьма соблазнительные методы.
- Культура общения с деньгами - это часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна воспитываться с детства и быть основой отношений между людьми, в которых так или иначе используются деньги.
Список источников и литературы.
1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения
в Российской Федерации / А. А. Бокарев // Финансы. - 2010. - № 9. - С. 3-6.
2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников.
Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010.
– С. 42.
3. Е. Г. Фирсов. Интеллектуальные игры для школьников.
Экономика. Ярославль. – 1998.- С. 280.
4. Журналы «Начальная школа».
Интернет-ресурсы:
1. Школа личных финансов- www.familyfinance.ru
2. Финграмота. ру - www.fingramota.ru
3. Школа денег - https://www.gorodfinansov.ru/finfrteapot/
1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в
Российской Федерации / А. А. Бокарев // Финансы. - 2010. - № 9. - С. 3-6.
2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников.
Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010.
– С. 42.
3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения :
международный опыт и российская практика / А. В. Зеленцова,
Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. : КноРус, 2012. – 106 с.