Евгения Юницкая
Методическая разработка игрового занятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет»
▼ Скачать + Заказать документы
"
Методическая разработка мероприятия по финансовой грамотности
для детей старшего дошкольного возраста".
Юницкая Евгения
Актуальность.
Публикация «Методическая разработка игрового занятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста „Семейный бюджет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейный бюджет
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Экономической грамотности, то есть представлению о том, откуда берутся деньги и как их правильно тратить, стоит учить с детства. Если малыш будет четко понимать, что деньги зарабатываются трудом, что каждая вещь или продукт имеют стоимость, он быстрее осознает устройство взрослого мира. В этой непростой, но интересной задаче помогут различные тематические экономические игры.
Мероприятие№1
Игровое занятие «Семейный бюджет»
Цель:
– формирование у дошкольников основ финансовой грамотности. Во время игры происходит знакомство с понятиями «деньги», «планирование семейного бюджета», «разумные потребности», «экономия» и другими.
Задачи:
- познакомить детей с основными финансовыми понятиями, основами финансовой политики нашей страны;
-научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания, адекватному их использованию и определению разумных границ своих потребностей;
- учить находить взаимосвязь, между экономическими и этическими категориями: труд, деньги, цена – с одной стороны, и экономность, потребности, доброта, великодушие – с другой;
-в ходе игры развивается эмпатия, так как они смотрят на решение проблемы семейного бюджета с точки зрения разных членов семьи.
Ход игры:
Дети делятся на группы -«семьи» из пяти — семи человек, в которых распределяются роли папы, мамы, бабушки, дедушки, старших и младших детей, домашних животных. Все персонажи получают игровые элементы (костюмы, аксессуары, которые помогают определить роль участника.
Даё тся проблема: распределить бюджет семьи так, чтобы хватило денег на все насущные потребности каждого из её членов.
Первый этап игры включает в себя определение общей суммы семейного бюджета. Дети высказывают свои точки зрения сначала в группах, затем обсуждают предполагаемую сумму бюджета все вместе. Участники игры определяют, откуда берутся в семейном бюджете деньги, как каждый из них может поспособствовать экономии семейного бюджета. Каждый из участников предлагает свои идеи с точки зрения своего персонажа. Воспитатель помогает группам, направляя их в правильное русло решения проблемы, задавая наводящие вопросы.
Для определения покупок можно выдать детям карточки с разнообразными рисунками. Если дети затрудняются или ошибаются, воспитатель напоминает, из чего может состоять бюджет семьи, и помогает сосчитать средний бюджет, исходя из нормативов прожиточного минимума, социальных пособий, средних зарплат и пенсий, принятых в нашей стране.
На втором этапе игры дети распределяют бюджет по потребностям каждого «члена семьи».
Третий этап – подведение итогов и обсуждение решений по распределению семейного бюджета. В процессе озвучивания каждой группой решения игровой задачи воспитатель может записывать все высказывания на специальной доске или листе ватмана, чтобы затем озвучить итоги игры.
Мероприятие №2
Игровое занятие магазин «Детский мир»
Цель:
-содействие финансовому просвещению и воспитанию детей
дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
-формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях;
-развивать способность совместно развертывать игру согласовывая
собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
-воспитывать культуру речевого общения;
-знакомство с профессиями;
Предварительная работа. Этическая беседа о поведении ребят в общественных местах, в том числе в магазине. Изготовление атрибутов для игры. Поделка материалов с детьми (чеки, касса, «деньги», ценники).
Игровой материал. Прилавки, кассы, счеты, предметы-заместители, одежд для продавцов, сумки, кошельки.
По ходу игры воспитатель помогает создавать игровую обстановку
наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее. Роли в игре распределены заранее: два продавца, кассиры, директор магазина, покупатели.
В процессе занятия уделяется большое внимание отслеживанию уровня усвоения учебного материала.
Ход игры:
Дети заходят в группу, встают вокруг воспитателя.
Воспитатель:
У вас,у всех растут года
Будет и семнадцать.
Где работать вам тогда,
чем заниматься?
Дети, давайте поговорим с вами о том, какие вы знаете профессии (дети называют). Но чтобы работать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, закончить школу, получить специальность. Но как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда?
А давайте представим, что вы стали взрослыми, и отправимся в магазин «Детский мир».
А поедем мы туда вот на этом автобусе. (заранее стоят стульчики в ряд по
три). Вы будете пассажирами, а я шофёром.
Качу, лечу во весь опор.
Я сам шофёр и сам мотор!
Нажимаю на педаль
И машина мчится в даль.
И, так, поехали! (можно включить веселую музыку).
Все приехали, остановка, магазин «Детский мир».
Выходите, пожалуйста.
Воспитатель:
Кто будет продавцами игрушек, надевайте свою одежду и становитесь за прилавок, готовьте игрушки к продаже. Кассиры, садитесь за кассы.
Ну, а остальные ребята будут покупателями.
Воспитатель напоминает, как должен покупатель разговаривать с продавцом, а продавец с покупателем, и предлагает одно из главных условий без слов «будьте добры», «пожалуйста», «спасибо» товары отпускаться не будут.
Выходите, пожалуйста.
Директор (ребенок) объявляет об открытии нового магазина и приветливо встречает покупателей.
Воспитатель:
Дети, посмотрите как много игрушек, но хочу вам посоветовать.
Не спешите с покупками. Потратив деньги, их уже не вернешь. А у вас денег только на одну покупку. Поэтому сначала определите предмет покупки, а потом только расплачивайтесь. (ребенок должен понять,
что не может купить за одну и ту же денежку несколько заинтересовавших его игрушек).
Воспитатель просит детей объяснить значение терминов «цена», «деньги», «покупка», «продажа». В случае затруднения помогает детям, обобщает ответы. Покупатели за покупки расплачиваются
деньгами, кассиры принимают деньг, выдают чек. Все вместе проверяют, правильно ли дана сдача.
Директор (ребенок) :
Внимание, рабочий день закончился, магазин закрывается. Все садятся в автобус и возвращаются в детский сад. А если вам, дети,
понравилось в магазине, мы с вами сюда приедем еще не раз.
Когда ещё будем играть в игру «магазин», ребята поменяются ролями: одни будут покупателями, а уже другие, кто захочет, продавцам. До магазине «Детский мир»!скорой встречи в
Литература:
1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации.
2. Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для дошкольников.