Нужная Инна Борисовна
Сценарий занятия по социально-коммуникативному развитию «Дружим, заботимся, доверяем» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Поддержание и развитие доверительных отношений в коллективе детей.
Задачи:
1. Формировать основные понятия нравственных качеств: дружба, забота, доверие.
2. Развивать коммуникативные навыки общения, умение действовать сообща, способствовать созданию атмосферы доброжелательности.
3. Развивать пространственное мышление.
4. Закреплять ориентировку в пространстве.
5. Учить взаимодействовать с созданными своими руками объектами.
Оборудование: музыка динамичная, аудиозапись звуков леса с мелодией, шаблоны цветов, ножницы по кол-ву детей, две куклы, ширма, повязки на глаза, маркеры и доска.
Публикация «Сценарий занятия по социально-коммуникативному развитию „Дружим, заботимся, доверяем“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Ход занятия
Перед занятием детям предлагается вырезать по контуру подготовленные заранее цветы.
Воспитатель: Эти цветы нам сегодня пригодятся. Мы будем с ними играть, потом сделаем волшебную полянку и посмотрим, что произойдет.
Вырезав цветы дети загибают у них лепестки, чтобы сделать немного объемными.
Теперь давайте отдохнем и поиграем.
Подвижная игра «Возьми цветок»
На пол раскладываются цветы по количеству играющих детей. Пока звучит музыка, дети ходят вокруг цветов. Музыка заканчивается, каждый должен взять себе цветок. Затем, каждый раз, ведущий убирает по одному цветку (чтобы их было на один меньше, чем участников). Побеждает тот – кто остался с цветком).
Воспитатель: Теперь пришло время сделать полянку.
Чтобы цветок попал на полянку нужно ответить на вопросы. Кто отвечает, тот приклеивает свой цветочек. Если несколько человек ответили верно, то они вместе крепят свои цветы.
- Когда мальчики играли в догонялки, я видела как один из них толкнул другого, тот упал и заплакал.
Что бы вы сделали на месте того мальчика, который толкнул?
- Родители уехали оставив детей одних. Сестра пошла в школу, а старший брат остался дома. Как-то раз пошел сильный дождь. Девочка была очень легко одета и могла замерзнуть возвращаясь домой в ливень без зонта. Как вы думаете, что было дальше?
- Сели девочки рисовать. У одной не оказалось карандаша нужного цвета, а у другой он был. Что сделала девочка, у которой не было карандаша?
- Вчера видела в метро, как мальчик постарше вас сидел и играл в телефон. Зашел дедушка. Что произошло дальше? Как поступили бы вы на месте мальчика?
- Молодцы! Смотрите, какая замечательная полянка вышла.
Раз она волшебная давайте сядем поудобнее и поглядим, что будет…
Сказка Заботушка и Невежушка. название проговаривать не нужно.
Воспитатель уходит за ширму. Там приготовлены куклы. Звучит музыка со звуками леса и появляется кукла в русском наряде. Идет грибы я годы собирает. Поет.
З: И батюшке наберу и матушку угощу и братца побалую.
Появляется современно и неряшливо одетая кукла.
Н: Эй ты, чего тут распелась? Иди давай на другую полянку, и так много всего набрала, мне тоже нужно. Вот еще! Себе собрала и будет. Каждый пусть сам себе собирает. Только уже после меня.
З: Братик маленький, а родители заняты с утра до ночи. Некогда им.
Н: Вот пусть работают и тебя кормят.
З: Да нет, я ведь люблю их. Забочусь. Хочется приятное сделать.
Н: Не пойму я тебя никак! Охота спину то гнуть!
Воспитатель выходит из-за ширмы.
- Вот встретились две девочки. Заботушка и Невежушка. Как вы думаете, кого из них как зовут
Ответы детей.
- Кто из них вам более симпатичен? Почему?
А может и права Невежушка. Зачем ей спину гнуть для других людей. Каждый пусть сам за себя?
Беседа с детьми про заботу о близких, друг о друге. О том, как важно делать людям приятное.
Воспитатель: Ну хорошо. Давайте посмотрим, что было дальше…
Уходит за ширму.
Появляется Невежушка.
Плачет и ругает Заботушку.
Н: Ах ты окаянная, все собрала, ничего мне не оставила. Что же я теперь есть буду?
Воспитатель: Дети, что делать будем, как поступим? Расстроилась девочка.
Вам хочется пожалеть, успокоить ее или наоборот, стоит отругать и сказать поделом тебе злюка!
Ответы детей.
Воспитатель: Смотрим, что будет дальше…
Подходит Заботушка.
З: Ах ты бедняжка, я не хотела тебя обидеть. Тут еще много и ягод и грибов. Наверное, ты очень проголодалась? Давай я помогу тебе. Вместе и быстрее и веселее.
Посмотрела на нее Невежушка, да пуще прежнего расплакалась…
З: Почему ты теперь горько плачешь, ведь я тебе помочь хочу?
Н: Сердце мое от доброты твоей растаяло. Ведь я тебя другому учила. Говорила, что не нужно никому помогать, только о себе думать. Обо мне просто никто и никогда не заботился. Все сама да сама… Я и стала злая совсем, да всегда сердитая. А ты пожалела. Вот я и расплакалась от радости и о глупости своей жалею.
Обнялись девочки и пошли по лесу вместе. Песни поют, смеются, красные ароматные ягоды в корзины складывают.
Не заметили как стемнело, и как к оврагу подошли.
- Ааааах!
Заботушка оступилась и упала вниз.
- Помогите!
Стоит Невежушка и думает - что делать. Овраг глубокий, достать ей не под силу девочку. А в лесу еще немного и совсем темно станет…. Страшно и холодно. Надо домой бежать, авось успею, если возиться тут не буду.
Воспитатель: Как вы думаете, что все же решила девочка – домой бежать или подругу выручать?
Ответы детей.
Н: Пойду-ка побыстрее отсюда…. – Так подумала бы та, прежняя девочка. Но, в то день она стала совсем другой.
Воспитатель выходит и продолжает рассказ.
И решила она скорее взяться за работу. Страх сразу пропал и тепло стало – некогда мерзнуть!
Натаскала она валежника, чтоб подруга повыше смогла взобраться. Бревна большие, тяжелые. Немного совсем осталось. Нашла она палку подлиннее и стала вытаскивать девочку. Из последних сил тянула. Все руки исцарапала.
Как же они радовались, когда, самое сложное уже было позади. Обнялись и побежали домой.
Так они стали лучшими подругами и продолжали заботиться друг о друге и о своих близких.
Скажите, что в этой сказке сильнее оказалось, злость, обида или доброта?
Как вы думаете эти девочки теперь доверяют друг другу?
Вы знаете, что такое доверие?
Это когда точно знаешь, что друг не обманет, поможет в трудную минуту, мы чувствуем себя уверенно рядом с таким человеком.
Представьте, вы в незнакомом помещении встретили человека, он не очень рад, смотрит на вас сердито. Вам будет с ним спокойно?
Будете вы доверять такому человеку?
А если вы попали в незнакомое, не очень для вас приятное помещение, но рядом с вами мама. Вы будете чувствовать себя гораздо увереннее и спокойнее. Ведь с вами человек, которому вы.? Доверяете!
Вы хотели бы чтобы с вами было больше таких людей, которым вы доверяете?
А сами хотели бы быть человеком, которому доверяют?
Сейчас мы попробуем относиться с доверием друг к другу, даже в непростой и непривычной ситуации.
Упражнение на развитие доверия "Проводник"
Воспитатель: Один будет проводником, он будет видеть дорогу. У второго ребенка в паре будут закрыты глаза и нужно просто довериться чтобы пройти не простой путь. В группе раскладываются различные препятствия (кубики, обручи, конусы).
Дети делятся на пары и зрительно запоминают предстоящий путь. Первый проводит ребенка воспитатель. Держит за руку и комментирует: Впереди препятствие, нужно обойти справа и направляет правее. Внимание, впереди возвышенность. Подними ногу и наступи на ступеньку. Теперь сойди с нее и т. д.
Необходимо употреблять пространственные ориентиры: вправо, влево, 3 шага вперед и т. д.
Несколько пар повторяют этот путь.
Теперь, давайте сядем на коврик и вы расскажите, что чувствовали, когда были проводником, когда шли не видя пути, доверяясь только вашему напарнику.
Участники делятся ощущениями.
Далее в течении дня, дети будут продолжать играть в такую игру под присмотром воспитателя, меняясь ролями.
Так же далее, в продолжении темы можно предложить рисовать маркерами на доске квадрат в парах, где один рисует с закрытыми глазами то, что диктует ему напарник.
Направлять линию рисунка с помощью пространственных ориентиров и команд: вправо, стоп, влево, стоп, вниз, вверх.
Пары в упражнениях можно менять. Рекомендуется ставить вместе тех детей, которые не контактируют между собой или конфликтуют. Так дети будут учиться доверять друг другу.
Для прочтения по этой теме можно взять книгу Сверстники — Марджори Киннан Ролингс