Ирина Михнёва
Сценарий тематического педсовета «Обогащение социального опыта дошкольников через культурологический подход в образовании»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход педсовета:
Старший воспитатель приветствует коллег и озвучивает цель встречи и повестку дня
1. Вступительная часть
Текст обращения старшего воспитателя:
Уважаемые коллеги, сегодня на заседании педагогического совета мы обсудим работу по созданию условий обогащения социального опыта дошкольников средствами культурных практик, которая проводится в нашем дошкольном учреждении.
На повестке дня следующие вопросы:
Публикация «Сценарий тематического педсовета „Обогащение социального опыта дошкольников через культурологический подход в образовании“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
1. Заслушать итоги тематической проверки «Создание условий для освоения детьми культурных практик в образовательной среде»
2. Деловая игра «Педагогический экспресс»;
3. Презентации проектов:
- «В гости Мишка к нам спешит, всех сейчас он рамашит!»- ранний возраст (Нурбакова А. Е.)
-«В гостях у сказки» (Голобородько Т. Н.)
-«Поскорее на лужок, выходи играть, дружок!»- 1-я мл. группа (Белян Л. П.)
-«Все работы хороши, каждый труд в почете!»- подг. группа (Болохина И. П.).
4. Принять и утвердить проект решения педагогического совета (педагоги)
Дополнений нет. Предлагаю принять повестку дня заседания педагогического совета в предложенном варианте.
Педагоги голосуют и единогласно принимают предложение.
2. Основная часть
Текст обращения старшего воспитателя:
Почему вопросу создания условий для освоения детьми культурных практик мы уделяем пристальное внимание?
Формирование социального опыта является основным компонентом социальной ситуации развития дошкольника, в основе которой обогащение индивидуальных ресурсов личностного развития ребенка средствами культуры.
Перед началом нашего диалога, я предлагаю обратиться к ФГОС, в котором четко обозначены требования к условиям и содержанию образования, направленных на активное освоение детьми социокультурного опыта, необходимого для успешной самореализации в условиях современной культуры.
В требованиях к структуре ООП, определяемыми ФГОС ДО указано, что в содержательном разделе ООП ДО должны быть представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик….
Кроме того, в ФГОС основные принципы дошкольного образования указывают на то, что:
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
В связи с этим особого внимания заслуживают культурные практики дошкольника, которые он активно осваивает в образовательном пространстве детского сада.
Вашему вниманию на экране представлены цитаты.
Прокомментируйте их с позиции своего педагогического опыта.
«Ребенок должен попасть в культуру, творить и развиваться в ней!»
Л. С. Выготский «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми»
Оскар Уайльд
«Детская жизнь должна быть игрой. Как ребёнок играет, так и будет работать. Для детей игра является трудом, и труд - игрой»
А. С. Макаренко
Педагоги высказывают свое мнение
Текст обращения старшего воспитателя:
Только в процессе овладения универсальных культурных умений у дошкольников происходит обогащение социального опыта, через усвоение ценностей, традиций общества, формирования общей культуры личности, в том числе социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, предпосылок учебной деятельности.
Эти культурные умения определяют культурологический подход в образовании, предполагающий отношение педагога, не только на усвоение детьми знаний, но и на способы этого усвоения.
Путь к этой цели не прост.
Совсем недавно высшим пилотажем считалось проведения занятия с высоким уровнем усвоения детьми знаний, умений и навыков. И как были растеряны педагоги, с введением государственного образовательного стандарта, который полностью изменил подходы к развитию личности ребенка, когда нужно не оценивать его, а ценить.
Именно здесь обозначилась проблема, каким компетенциями должен владеть педагог в создании условий для освоения детьми культурных практик?
Какими компетенциями обладают наши педагоги, мы выяснили в ходе тематической проверки «Создание условий для освоения детьми культурных практик».
Итоги тематической проверки
Текст обращения старшего воспитателя:
Как показала проверка, педагогам необходимо продолжать создавать условия в предметно – пространственной развивающей среде для обогащения социального опыта, в соответствии с их интересами и склонностями.
Не все педагоги достаточно понимают, зачем дошкольникам нужна культурная практика, в чем отличие культурных практик от занятий, многие используют традиционный знаниевый подход в методах, средствах обучения, формах взаимодействия.
Как можно справиться с трудностями, которые испытывают педагоги? Внимание на экран.
Затруднения Как решить?
Не получается мотивировать детей к совместной деятельности
Не все дети проявляют интерес к деятельности
Дети плохо взаимодействуют друг с другом
Дети не испытываю положительных эмоций
Представление результатов, обмен мнениями. Ответы записываются на мальберте и обсуждаются.
Текст обращения старшего воспитателя:
Для того, чтобы понять, в чём же особенности культурных практик, какую роль они играют в позитивной социализации ребенка и какова роль педагога в формировании его культурных умений, предлагаю совершить путешествие на педагогическом экспрессе по направлению «Особенности использования образовательных культурных практик в детском саду»
Деловая игра «Педагогический экспресс»
Текст обращения старшего воспитателя:
У меня в руках билеты на экспресс, которые дают право участия в путешествии, кроме того, они содержат вопросы о том, что вы знаете о культурных практиках. Тот, кто ответит на вопрос, может занять место в вагоне согласно цвета билета. (делятся на 2 компании)
Вопросы:
1. Культурная практика – это….
Варианты ответов: источник опытности, умения, знания
2. В чем особенности практики дошкольника?
Варианты ответов: Ребенок решает задачи (проблемы, Ребенок осваивает новый социокультурный опыт, Ребенок выполняет задания педагога
3. Что делает практику культурной? Варианты ответов: культурные умения, культура поведения
4. В чем заключаются культурные умения?
Варианты ответов: принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок, алгоритм определенных действий
5. Где на ваш взгляд формируются культурные умения?
Варианты ответов: собственные пробы, поиск, выбор действий и поступков, конструирование, творчество, презентация.
6. Зачем дошкольнику нужна культурная практика?
Варианты ответов: самоопределение, самореализация, саморазвитие, для дальнейшего обучения
7. При каких условиях возможно приобретение культурных практик?
Варианты ответов: если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка, если взрослый осуществляет прямое руководство обучая ребенка.
8. Почему ФГОС ДО ориентирует на проектирование культурных практик?
Варианты ответов: культурные практики наполняют деятельность определенным смыслом, культурные практики являются предпосылкой развития социальных качеств
9. Какие принципы, на ваш взгляд, положены в основу культурных практик?
Варианты ответов: психологической комфортность, деятельность, целостность, вариативность, творчество, единство образовательных задач
10. Назовите признаки культурных практик.
Варианты ответов: есть проблема, культурно – смысловые контексты, реализуется творческий потенциал,
11. Откуда берутся проблемы для решения в культурных практиках?
Варианты ответов: вопросы детей, детские догадки, детские разговоры, обсуждения во время сбора группы в круг, происшествия, события, чтобы обучиться. Текст обращения старшего воспитателя:
Итак, все педагоги заняли свои места в вагонах экспресса. Отправляемся в путь!
Согласны ли вы с тем, что обогащение социального опыта дошкольников происходит в рамках образовательной среды?
Сегодня каждое учреждение занять поиском возможностей выполнить одну из основных задач дошкольного образования по созданию условий для «возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности» в процессе освоения культурного опыта.
Наш экспресс прибыл на станцию «Теоретическая»
Предлагаю уточнить определение «культурные практики» и выделить ключевые понятия при помощи решения кроссворда
Процесс приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде, решив кроссворд.
1. (Процесс)- последовательная смена состояний в развитии какого-либо явления.
2. (Среда)- общество, в котором мы живем; условия жизни, которые окружают нас
3. (Умения)- освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков.
1
Культурные практики охватывают разные сферы активности до-школьников в образовательном процессе детского сада.
Задание для пассажиров 1 вагона: назовите виды культурных практик по направленности
( Варианты ответов: познавательно – исследовательские, продуктивные, игровые, социально – ориентированные, учебные)
Чем они похожи между собой?
Задание для пассажиров 2 вагона: Где в образовательном пространстве можно использовать культурные практики?
( Варианты ответов: совместная игра воспитателя и детей; ситуация общения и накопления социально положительного опыта; творческая мастерская; музыкальная и литературная гостиная (детская студия); сенсорный и интеллектуальный тренинг; коллективная и индивидуальная трудовая деятельность; все режимные моменты)
Текст обращения старшего воспитателя:
Исключительная особенность культурных практик - создание образовательной среды на основе системы принципов деятельностного обучения (психологический комфорт, деятельность, минимакс, целостность,
вариативность, творчество, непрерывность)
Что предполагают эти принципы?
Что можно считать культурной практикой?
(разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта)
Вашему вниманию на карточках представлены таблицы, в левом столбце обозначена культурная практика, заполните правый столбец формами работы соответствующих практик.
Задание для пассажиров 1 вагона:
Культурная практика Виды и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста
Творческая мастерская
Досуги
Задание для пассажиров 2 вагона:
Культурная практика Виды и формы работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста
Совместная игра воспитателя с детьми
Проектная деятельность
Обмен мнениями
Наш экспресс прибыл на станцию «Моделирующая».
На этой станции наш экспресс простоит 7 мин. За это время вам предстоит
составить модель образовательной среды, используя принципы и формы культурных практик. Каждой команде предлагается конверт с заданием.
Составление модели образовательной среды
Задание для пассажиров 1 вагона: Тема недели «Зимушка - зима», старшая группа, направленность – продуктивная;
Задание для пассажиров 2 вагона: Тема недели «День города», средняя группа, направленность - познавательно - исследовательская
Текст обращения старшего воспитателя:
Внимание, экспресс отправляется!
Отличительной особенностью культурных практик являются смысловые контексты, наполняющие деятельность определенным смыслом. Предложите варианты смысловых контекстов
Задание для пассажиров 1 вагона: для продуктивной практической деятельности (изготовление подарков, создание макетов, изготовление сувениров и т. д.)
Задание для пассажиров 2 вагона: для познавательно – исследовательской деятельности (экспериментирование, постановка опытов, проведение и фиксирование результатов наблюдений, коллекционирование).
Текст обращения старшего воспитателя:
Мы прибыли на станцию «Исследовательская».
На этой станции вашему вниманию будет представлен показ исследовательской деятельности в группе раннего возраста. Перед просмотром пассажирам предлагается задание:
Задание для пассажиров 1 вагона: В чем заключалась постановка проблемы? Какие способы мотивации были использованы?
Задание для пассажиров 2 вагона: Как осуществлялось взаимодействие педагога с детьми? Как поощрялась поисковая активность? Оцените конец занятия.
Показ исследовательской деятельности в группе раннего возраста «Поможем маме утке достать бусы»
Текст обращения старшего воспитателя:
Внимание, экспресс отправляется!
Таким образом, исследовательская деятельность помогает осваивать дошкольникам различные культурные умения.
Неслучайно гласит китайская пословица «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Предлагаю убедиться в этом через демонстрацию опыта.
Демонстрация педагогом опыта «Как происходит извержение вулкана»
Текст обращения старшего воспитателя:
Особой формой культурной практики организуемой взрослым в процессе познавательной, творческой деятельности является проектная деятельность, которая открывает широкие возможности для получения позитивного социального опыта дошкольниками в реализации собственных замыслов.
Мы прибыли на станцию «Проектная».
Во время стоянки вашему вниманию будут представлены проекты. Презентация проектов:
- «В гости Мишка к нам спешит, всех сейчас он рассмешит!»- ранний возраст (Нурбакова А. Е.)
-«В гостях у сказки» (Голобородько Т. Н.)
-«Поскорее на лужок, выходи играть, дружок!»- 1-я мл. группа (Белян Л. П.)
-«Все работы хороши, каждый труд в почете!»- подг. группа (Болохина И. П.).
3. Заключительная часть
Текст обращения старшего воспитателя:
Уважаемы коллеги, наше путешествие подходит к концу. Надеюсь, что в ходе интересного маршрута вы проанализировали свою работу в этом направлении и получили для себя полезную информацию, которая пригодится вам в практике.
По итогам тематической проверки выношу проект решения педагогического совета на голосование.
Проект решения педагогического совета:
1. Продолжать создавать условия в предметно – пространственной развивающей среде обеспечивающей дошкольникам познавательную активность, соответствующей их интересам и склонностям.
Срок в течение года
2. Педагогам подготовительной группы пополнить центр игры необходимыми атрибутами, игровыми полям.
Срок в течение года
3. Внести коррективы в календарное планирование по культурным практикам, охватывающие разные сферы активности
срок постоянно
4. Старшему воспитателю Михнёвой И. Н. провести для педагогов консультацию – «Проектирование образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»;
срок до 01.03.2017.