Папки-передвижки

Обогащение содержания ролевой игры старших дошкольников (из опыта работы)

Ольга Морозова
Обогащение содержания ролевой игры старших дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Игра занимает важное, можно сказать центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Доказано, что в этой деятельности особенно успешно развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общение. Но самое главное, что порождает сюжетно-ролевая игра – это стремление к самореализации, самовыражению.

Игра естественный для ребёнка вид деятельности. Она позволяет выразить самые фантастические желания, свои мечты, ему открывается широкий простор для проявления творчества, активности, смекалки.

Публикация «Обогащение содержания ролевой игры старших дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах

В старшем дошкольном возрасте замыслы детей заметно отличаются от игровых замыслов детей среднего дошкольного возраста : новизной, оригинальностью. Появляются героические, фантастические, романтические сюжеты – это игры в воинов, принцесс, водолазов, индейцев, драконов, волшебниц. Бытовые сюжеты остаются, но они приобретают несколько иной характер.

Мы, к сожалению, в настоящее время часто сталкиваемся с тем, что игры детей распадаются, едва начавшись, либо переходят на накатанные рельсы более простого сюжета, они не способны развернуть сюжет, вдохнуть в него свою душу. Они могут днями, даже неделями играть в один и тоже сюжет, причём каждый раз сначала. При разыгрывании сюжета игровые действия «шаблонизируются»; самостоятельная игра детей не поднимается на новый уровень. При этом способности ребёнка резко снижаются. Возникает проблема – не достаточно богат сюжет в игре, т. е. однообразие сюжета. В связи с этим необходимо обогащать сюжетно-ролевую игру через разные формы работы.

В нашей группе ребята любят играть в моряков, отправляться в путешествия к необитаемым островам, в морские круизы по разным странам.

Для того, чтобы сюжеты игр были разнообразны и богаты по содержанию мы проводим работу по развитию необходимых, для обогащения содержания игры представлений и знаний.

Довольно распространенный способ обогащения и стимулирования игры – это предварительное и последующее чтение книг под тему игры. Надо подобрать такую худ. литературу, где чётко описываются различные события и взаимоотношения действующих лиц, которые бы легко и интересно воспроизводить в игре.

Мы познакомили детей с произведениями Б. Житкова «На льдине», С. Сахарова «Два радиста», «самый лучший пароход», «Как достали якорь», «По морям вокруг Земли». Прочитали рассказы Акушина «Батискаф», Коржикова «Родной человек». Очень интересная и поучительная книга Георгия Амонина «Спутник юнги», из которой дети узнали; кто такой юнга, боцман, сигнальщик, рулевой, командир корабля; что входит в их обязанности; какие команды они отдают, за что отвечают на корабле.

После чтения рассказов мы проводим беседы о прочитанном, о том, что они знают из телепередач, кинофильмов. Во время бесед ребята охотно делятся впечатлениями от семейных поездок на дачу, на Юг к морю, на отдых в резные страны.

Организуем встречи с интересными людьми. Для лучшего, более эмоционального восприятия детьми содержания рассказов, для понимания основного смысла бесед мы используем фотографии, иллюстрации из книг.

В результате такой работы перед детьми оживают образы и события, возникает то эмоциональное настроение, которое необходимо для реализации в играх, у ребят появляется желание действовать самим.

Следующая форма работы по обогащению содержания детской игры состоит в том, что я рассказываю детям, как я и мои друзья играли в детстве. Такие рассказы помогают решить одновременно две задачи – обогащение содержания детских игр и знакомство детей с основными моментами организации совместных игр. Начинаются данные рассказы с того, что дети, которые решили играть вместе (т. е. я и мои друзья) договариваются, во что можно интересно играть. Затем рассказываю, как мы распределяли роли, как при помощи «маленьких хитростей» мы решали конфликты и споры по поводу главных ролей (принимали роль по очереди, выбирали того, кто хорошо знает эту игру, если капитанами хотели быть двое – отправлялись в плавание на двух кораблях). Далее говорю, что мы определяли, кто и что будет делать в игре, как мы создавали игровую обстановку. После этого достаточно подробно рассказываю о содержании нашей игры, о том какие мы придумывали в игре приключения, случаи, события, раскрываю содержание ролевого взаимодействия и диалогов. Затем как мы заканчивали игру.

Дети не только с большим вниманием слушают мои рассказы, но и сами охотно рассказывают о своих играх дома, о том, как играли их родители, бабушки и дедушки.

Ещё одна эффективная форма работы, которая способствует тому, чтобы дети сами придумывали новые события - это создание тематических книг, в которых совместно с детьми мы рисовали сюжеты, достаточно выразительно отражающие разнообразные приключения и события: на море, в космосе, в семье, замке, на необитаемом острове. Затем предложила детям рассмотреть картинки и придумать маленькие истории к тем, которые больше всего понравились. Рассказы записывали сразу. Условно этот набор книжек можно назвать «Библиотечка для игры», которую мы периодически пополняем.

Эта работа хороша тем, что ребёнок получает возможность наполнить интересующую его игру многообразием событий и соответственно поиском выходов из создавшихся ситуаций.

Часто в игре дети не могут действовать согласованно, не прислушиваются к мнению партнеров, т. е. ребёнок не умеет комбинировать предложенные им и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры. Эффективным средством формирования этих сложных умений у детей является совместная игра взрослого с детьми – совместное сюжетосложение, а именно «игры-придумывания», протекающие в чисто словесном плане.

Игра-придумывание начинается с частичного изменения – «расшатывания» сюжета известной детям волшебной сказки, постепенно переходим к более сложному преобразованию знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию новых историй на основе реалистических событий. В процессе «игры-придумывания» я стараюсь ориентировать детей на слушание друг друга и продолжение рассказа партнёра.

В нашей группе дети ещё недостаточно владеют механизмами организации совместной игры. Им сложно согласовать многообразие связи разных ролей. Например: отправляясь в морское путешествие к необитаемому острову, дети вводят в игру роли радиста, боцмана, кока, штурмана и т. д. ; не в полнее понимают, что делает каждый из них. Для преодоления подобных трудностей мы используем такой методический приём, как скрытое руководство игрой, т. е. я не участвую в непосредственном процессе игры, в любой момент включаюсь в неё на некоторое время в роли диспетчера. Я, вначале игры, как диспетчер спрашиваю капитана: «Капитан ваша команда готова к отплытию? Назовите кто ещё кроме капитана, входит в вашу команду?» Таким образом, я получаю представление о принятых ролях. Чтобы выяснить насколько правильно дети понимают их связь между собой, я задаю примерно такие вопросы: «Капитан, кто уже доложил вам о готовности к отплытию?» (радист, боцман, штурман) Дайте боцману команду проверить готовность матросов». Находясь в роли диспетчера, я могу «выходить на связь» с любой ролью, начиная с главной роли капитана и заканчивая матросами, выстраивая и задавая систему ролевых взаимоотношений.

В роли диспетчера или волшебницы я могу дать толчок или подсказать дальнейшее развитие событий в сюжете игры (стадо китов, пробоина в борту корабля, надвигающийся шторм, айсберг, у пассажиров началась морская болезнь). Стараюсь подбирать такие события для игры, чтобы все участники игры независимо от роли были заняты делом. Таким образом, скрытое руководство игрой позволяет влиять на процесс игры, оставаясь за её пределами.

Немало важную роль в обогащении сюжетно-ролевой игры имеет создание предметно-игровой среды. Дети старшего дошкольного возраста многое могут и хотят сделать сами, им нужно лишь немного помочь и предложить необходимые материалы. Они уже менее зависимы при разворачивании своей игры от предметного окружения, тем не менее, предметы по-прежнему необходимы, т. к. они обслуживают задуманную детьми игру.

Игровые интересы мальчиков и девочек заметно дифференцируются. Мир девочек – это мир в доме, а мир мальчиков – мир за стенами дома.

В нашей группе каждая девочка имеет индивидуальную мини-комнату с набором мебели. Они по собственному желанию меняют интерьер комнаты, пополняют их различными бытовыми аксессуарами. Для игры девочки с удовольствием используют наборы бумажных кукол с разнообразной одеждой.

Для моделирования мы создали: планшеты – магазин, квартира, парк; макеты – сказочный дворец, замок, мини-крепость; напольное панно «Дорожное движение» с набором домов разной конструкции, дорожных знаков, автосервиса.

Для реализации своих фантастических замыслов дети активно используют панно для режиссерских игр: «Космос», «Подводный мир», «Необитаемый остров». К этим играм мы подобрали характерные атрибуты, мелкие игрушки.

Систематически пополняется атрибутика к таким сюжетно-ролевым играм, как «Больница», «Магазин», «Кафе», «Аптека», «Моряки», «Космонавты» часть которой является результатом художественно- продуктивной деятельности детей.

Все дети любят наряжаться, поэтому мы оформили костюмерную, где собрали целую коллекцию разных вещей: платья, юбки, жилетки, шляпы, короны, различные накидки. Они в одно мгновение могут превратить мальчика в мушкетёра, а девочку в принцессу. Наряды помогают детям не только вжиться в собственную роль, но и воссоздать в представлении целую ситуацию, они необходимы для перевоплощения.

В нашей группе развивающая среда строится с учётом интересов и желаний детей.

Все вышеперечисленные формы работы способствуют обогащению сюжетно-ролевой игры. Дети приобретают умения совместно разворачивать новые сюжеты. Придавать самостоятельной игре, на любую тему, более творческий и согласованный характер.

Несмотря на то, что мы в своей группе используем все формы работы с детьми, у нас существуют проблемы – ребята всё реже и реже хотят играть в те игры, которые предлагает программа «Радуга». Причина возникновения этой проблемы в том, что дети стали играть в компьютерные игры, смотрят видеофильмы, современные иностранные мультсериалы и поэтому, гораздо чаще разворачивают сюжеты по ним.

В этой ситуации мы воспитатели затрудняемся ввести какой-либо сюжет в игру, т. к. недостаточно знакомы с большим количеством мультфильмов, с их фантастическими героями.

Однако, начатую работу по обогащению сюжетно-ролевой игры необходимо продолжать, расширять и пополнять не только знания детей, но и знания воспитателей.

Публикации по теме:

Дидактические игры в развитии речи дошкольников (из опыта работы) Самый короткий, но важный период становления и развития ребёнка – дошкольное детство. Это начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарёй,.

Формирование доброжелательных взаимоотношений у старших дошкольников посредством игровой деятельности (из опыта работы) Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики по формированию доброжелательных взаимоотношений детей старшего.

Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников в условиях введения ФГОС ДО (из опыта работы) Состояние здоровья детей является одной из важных проблем нашего общества, а также дошкольных образовательных организаций. По статистике,.

Из опыта работы с дошкольниками «Роль игры в коррекции поведения дошкольников». Видео Всем известно, что в эмоциях мы отражаем наши желания и их удовлетворение. Очень важно, чтобы эмоциональное состояние наших детей было.

Мастер-класс с воспитателями «Обогащение сюжета при организации ролевой игры в старшем дошкольном возрасте» «Обогащение сюжета при организации ролевой игры в старшем дошкольном возрасте» Разработала и провела: старший воспитатель МДОУ «Детский.

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование нравственных качеств дошкольников посредством дактической игры» Изучив литературу следующих авторов: Нечаевой В. Г., Марковой Т. А., Бондаренко А. К., Николаевой Т. А., Новосёловой С. Л., я пришла к выводу,.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Поддержка и обогащение спонтанной игры дошкольников Спонтанная игра- это деятельность ребенка, которая возникает по его инициативе тогда, когда ему захочется, с теми предметами, какие ему.

Презентация опыта работы «Народные подвижные игры в воспитании и развитии дошкольников» Народные подвижные игры Это игры, которые служили для развлечения детей того или иного народа в старину. Русский народ создал множество.

Публикация о влиянии педагога на обогащение сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста Статья Роль воспитателя в обогащении содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обогащение содержания ролевой игры старших дошкольников (из опыта работы)
Опубликовано: 13 декабря 2017 в 11:24
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обогащение содержания ролевой игры старших дошкольников (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Морозова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД