Наталия Михайлова
Культурологический подход в образовании: опыт, инновации, перспективы
▼ Скачать + Заказать документы
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ :
ОПЫТ, ИННОВАЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Михайлова Наталия Ивановна.
Аннотация. В данной статье рассматривается культурологический подход в образовании : опыт, инновации, перспективы. Определяются сущность понятия «культурологический подход». Выделена цель системы образования с позиции культурологического подхода. Рассмотрены инновации, задачи развития и перспективы дальнейшего образования. Делается вывод о целесообразности применения культурологического подхода в образовании.
Публикация «Культурологический подход в образовании: опыт, инновации, перспективы» размещена в разделах
Ключевые слова. Культурологический подход, образование, инновации, перспективы развития.
Культурологический подход представляет собой интегративный метод системной организации целостного образовательного процесса, обусловливающий специфические требования к отбору содержания и технологий, а также созданию целесообразных педагогических условий образования в соответствии с концептуальными положениями, обеспечивающими формирование личности обучающегося как субъекта культуры на основе культурной преемственности [2].
Культурологический подход предполагает решение воспитательных задач на основе культурных традиций, сложившихся в конкретном обществе, соответствовать особенностям и менталитету нации, бережно сохранять и передавать лучшие достижения культуры. Возникновение данных подходов является ответом на новый социальный заказ на образование в постиндустриальном обществе. Особенно важен культурологический подход, определяющий человека как духовного субъекта культуры, обладающего такими свойствами, как понимание смысла жизни, ответственность, способность к культурному творчеству и самовыражению себя в культуре. Такой подход к образованию способствует учету национальных, религиозных, исторических особенностей учащихся, сближению образования с жизнью обучающихся. Поскольку каждая конкретная культура имеет свой путь развития и свой уровень, то именно в ней и следует воспитывать детей в диалоге с другими культурами. Культурологический подход к образованию – это создание единого уклада жизни школы и семьи, гармонизация интересов общества, школы и личности учащегося. Он основан на использовании в процессе обучения и воспитания опыта ребенка и его семьи, на обеспечении ведущей роли социокультурного контекста развития, активизации деятельности ребенка, освоении знаково-символической структуры деятельности своего народа, творческом характере развития.
Цель системы образования с позиции культурологического подхода – системность в актуализации и использовании культурно-исторического, национально-этнического, социально-педагогического наследия. Преемственность культурно-исторического, национально-этнического и социально-педагогического опыта.
Инновационное развитие образования на основе культурологического подхода к образованию : в условиях продолжающейся модернизации национальной и региональной систем образования, обеспечить эффективное функционирование и развитие системы образования на период годов.
Задачи: подготовка к переходу и успешное внедрение в образовательную практику ФГОС второго поколения; успешное внедрение программы духовно-нравственного развития учащихся; разработка плана и реализация экспериментальной работы по теме «Культурологический подход к содержанию образования как условие реализации программы духовно-нравственного развития в младшей школе в соответствии с задачами выдвигаемыми ФГОС второго поколения»; внедрение в управленческий и учебно-воспитательный процесс ИКТ-технологий.
Перспективы развития культурологического образования позволят добиться повышения внутренней мотивации к самореализации в учебной и вне учебной деятельности как основы духовно-нравственного развития, поскольку требует осмысленного и ценностного отношения к процессу познания со стороны воспитанников и их педагогов.
Культурологический подход в образовании предусматривает воспитание образованной, культурной личности, владеющей основными элементами политической, художественно–эстетической, физической культуры, культуры труда, отдыха, поведения, речи, семейных отношений и т. п. Фундаментом общей культуры служит все содержание образования – комплекс знаний, идей, ценностных представлений, способов познания, мышления, практической деятельности, без овладения которыми невозможно взаимоотношение и взаимодействие людей, гармония человека и общества, человека и природы.
Таким образом, культурологический подход образования позволит разработать оптимальную педагогическую модель развития личности молодого человека, которая позволит ему стать самостоятельным в сложном многообразном пространстве современного мира и будущей профессиональной деятельности.