Светлана Бирюкова
Сценарий сюжетно-ролевой игры «Космическое путешествие» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: формирование умения более широко и творчески использовать в играх знания о планетах солнечной системы, о космических кораблях,
комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Образовательные:
• Обобщить и систематизировать знания детей о космосе.
• Рассказать о звёздах и зодиакальных созвездиях.
• Расширять словарный запас словами: планета, солнечная
система, космонавт, конструктор, пульт управления, телескоп, созвездие, спутник, комета, метеорит, невесомость.
• Учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, выставок и обогащать сюжет.
• формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и
взаимоотношения, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
Воспитательные:
• воспитывать дружеские взаимоотношения; умения договариваться,
мириться, уступать и убеждать; разрешать конфликты, возникающие в ходе игры.
• воспитывать ответственность за исполнение роли.
Развивающие:
• развивать интерес к сюжетно-ролевым играм;
• развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре.
Предварительная работа:
НОД:
Экология -«Земля – наш дом во Вселенной».
Познание предметного и социального мира - «Космонавт – профессия героическая».
Развитие речи - пересказ рассказа «Ракета» В. Бороздина. НОД по продуктивной деятельности:
Рисование «Путь к звёздам».
Аппликация + рисование «Космический коллаж»
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ:
Беседы
«Земля – наш дом во Вселенной»,
«Путешествие на Луну»,
«Звёзды – какие они?»,
«Что такое Солнечная система?».
Чтение художественной литературы
Булычёв К. «Тайна третьей Планеты», Медведев В. «Звездолёт Брунька», Кащенко В. «Найди созвездия», Бороздин В. «Первый в космосе»,
Клушанцев П. «О чём рассказал телескоп», Леонов А. «Шаги над планетой».
рассматривание фотоальбомов, иллюстраций, сюжетных картинок с изображением планет солнечной системы, космической техники,
оборудования, костюма космонавта, портретов космонавтов.
Дидактические игры
«Звёздный путь»,
«Найди лишнего», «Разведчики», «Что изменилось».
Сюжетно-ролевые игры (сюжеты космонавты проходят осмотр у врача,
механик ремонтирует ракету, ученые осматривают неизвестную планету).
Материалы и оборудование: проектор, экран, магнитофон, презентация
«путешествие в космос», аудиозапись звука ракеты, атрибуты для игры (шлемы, баллоны с кислородом, руль, фотоаппарат).
Методы и приемы обучения: интересная мотивация, беседа,музыкальеное
Интегрирование образовательных областей: речевое, познавательное, социально-коммуникативное.
Ход игры:
• Организационный момент.
Цель: создание положительного эмоционального настроя, интересной мотивации к деятельности.
-Проходите ребята, что нового появилось в нашей группе? (ракета).
(осматривают ракету)
-Для чего нужна ракета?
-Почему в нашей группе появилась ракета? (для игры)
-Кто из вас помнит, кто первый из космонавтов полетел в космос? (ответы детей).
-А что же это за профессия, космонавт? Каким качествами должен обладать космонавт? (ответы детей).
-Хотите полететь в космос? (ответы детей).
-Ребята, но космонавты в космосе выполняют определенные задания. Вот и вам необходимо выполнить ряд заданий. Сейчас я их прочитаю. (открыть конверт с заданиями).
1. Во время полета расставить все планеты на космической карте в правильном порядке.
2. В космосе оставить спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде.
3. Необходимо сделать фотографии нашей планеты с космоса.
- Вот такие задания. Как вы думаете справимся мы с ними? (ответы детей).
-Для путешествия нам нужно распределить роли. Давайте сформируем команду.
• Распределение ролей.
-Кто управляет всем полетом? (командир).
-Каким должен быть командир?
(Командир должен быть сильным, смелым, ловким, отважным, решительным).
-Правильно, а еще командиру подчиняются все члены команды. Командиром будет тот, кто отгадает мою загадку:
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)
-Итак, у нас есть командир.
-Ребята в настоящей космической
команде должны быть люди разных и не менее важных профессий. У меня есть секретный контейнер, в котором каждый из вас найдёт всё
необходимое для полёта. Сейчас каждый из вас достанет оттуда какой- нибудь предмет.
(дети по очереди достают из контейнера атрибуты).
- Людям какой профессии принадлежит эта вещь? (механикам) правильно.
-А что они делают?
(они заправляют ракету топливом, готовят ее к полету, ремонтируют в случае поломки).
-Ты, (назвать имя ребенка, будешь космонавтом - механиком.
- Людям какой профессии принадлежит эта вещь? (врачам)
- Зачем в космической команде нужны врачи?
(Врачи осматривают космонавтом перед полетом и по возвращении на Землю, ведут наблюдение за состоянием их здоровья.)
-Ты (назвать имя ребенка) будешь космонавтом-доктором и в случае болезни ты должна вылечить нас.
-Кому принадлежит эта вещь? (исследователям, ученым) .
-Чем занимаются исследователи в полете?
(он ведет наблюдение за космическими объектами, изучает их с помощью опытов и экспериментов.)
-Вы будете учеными.
-Людям какой профессии принадлежит эта вещь? (поварам) .
А как вы думаете, как едят космонавты в невесомости, если все летает: тарелки, кружки, ложки, вилки?
(Ответы детей) .
-Космонавты сами не готовят себе еду, им доставляет еду грузовой
космический корабль. Еду измельчают в пюре и помещают в тюбики, как зубную пасту. Космонавты, когда кушают, выдавливают пищу прямо в рот
Молодцы, ты, (имя ребенка, будешь отвечать за питание в нашей космической команде.
-Вот, мы и сформировали наш экипаж. Но нужен еще один человек. Он следит за полетом с Земли, согласовывает действия экипажа. Это диспетчер-оператор.
Кто из вас готов взять эту роль на себя? (ответ детей)
-Если вы не
возражаете, то я буду руководить полетом с земли. А если вам будет нужна моя помощь, то я тут же окажусь рядом с вами.
Сюжет "Космонавты проходят медицинский осмотр перед полетом».
Диспетчер-оператор: Прошу экипаж пройти медицинский осмотр перед полетом, ведь вас ждут большие перегрузки и невесомость. Доктор,
займите, пожалуйста, свое рабочее место и приготовьтесь к работе. Пройдите, пожалуйста, в кабинет врача на медицинский осмотр.
Врач: «Здравствуйте. Меня зовут (ребенок называет свою фамилию,имя отчество) Проходите, откройте рот, повернитесь, дышите
глубже, отлично. На что жалуетесь? У вас отличное здоровье, и вы можете смело отправляться в полёт».
Руководитель полета : Доктор, скажите нам, пожалуйста, все ли здоровы?
Доктор: Да, все здоровы.
Руководитель полета: Все могут лететь в космос? Доктор: Все могут лететь.
Дети: (радуются).
Сюжет «Полет в космосе».
Диспетчер-оператор: Механик, осмотрите наш космический корабль и доложите о готовности.
Техник: космический корабль готов к взлету.
Диспетчер-оператор: Молодцы, теперь я вижу, что все действительно готово к полету. Получите кислородные баллоны и шлемы. Займите свои места.
Диспетчер-оператор: Проверить скафандры и кислород! Командир: Есть проверить скафандры и кислород!
Диспетчер-оператор: Проверить радиосвязь! Командир. Есть проверить радиосвязь!
Диспетчер-оператор: Приготовиться к старту! Пристегнуть ремни! Командир: Есть приготовиться к старту! Пристегнуть ремни.
Диспетчер-оператор: Ключ на старт! Командир: Есть ключ на старт
Диспетчер-оператор: Внимание! До старта осталось 10 секунд. Считаем: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1 Пуск!
(звучит звук ракеты)
Диспетчер- оператор: Преодолеваем земное притяжение. Мы вышли на орбиту. Отстегнуть ремни!
Диспетчер- оператор: Расскажите, пожалуйста, как выглядит Земля из космоса? На что похожа?
Дети: Земля голубая и очень красивая.
Диспетчер- оператор: Наша Земля из космоса кажется голубой, потому что она имеет воздушную оболочку. Она придает нашей планете голубизну.
Диспетчер- оператор: космонавтам, необходимо сделать несколько фотографий земли для этого необходимо выйти в открытый космос, Это является одним из заданий,
(Космонавты надевают скафандры, выходят из корабля, имитируя невесомость, фотографируют землю).
Командир: задание выполнено.
Диспетчер- оператор: Продолжаем движение. Всем членам экипажа занять свои места.
Командир: есть занять свои места. (космонавты возвращаются на корабль.)
Диспетчер- оператор: Доложите, что вы видите?
Командир: Звезды,
Планеты.
Диспетчер- оператор: расставьте планеты на космической карте в правильном порядке.
Командир: сейчас выполним.
Диспетчер- оператор: : Продолжаем движение. Всем членам экипажа занять свои места.
Командир : есть занять свои места.
Диспетчер- оператор: Внимание командиру экипажа! К вашему кораблю приближается неизвестное небесное тело. Доложите, что вы видите!
Командир: бортинженер, доложите, что вы видите?
Бортинженер: Вижу какое-то светящееся тело с длинным хвостом. Я думаю, это комета.
Кометы – яркие и интересные объекты на ночном небе. Комета - это небольшой шар, состоящий изо льда, пыли и крупных включений. Прилетают к нам эти небесные объекты из других частей Галактики. Увидеть это место можно лишь в самый мощный телескоп. Тут миллионы комет летают в разном направлении. Именно отсюда и прилетают кометы в нашу систему.
Диспетчер- оператор: Отключить все двигатели! Пристегнуться! Как поняли меня?
Командир: Земля, Вас поняли! Есть отключить двигатели.
Диспетчер- оператор: Как слышите меня? Угроза миновала, можете продолжать полёт.
Командир: Земля, слышу Вас хорошо! Спасибо. Есть продолжить полёт!
Диспетчер- оператор: Внимание экипаж, наш корабль приближается к конечной точке. Пристегнуть ремни.
Капитан: Есть пристегнуть ремни.
Диспетчер- оператор: Приготовиться к посадке.
Капитан: есть приготовиться к посадке.
Диспетчер- оператор: Как аккуратно наши пилоты посадили корабль! Настоящие профессионалы!
Сюжет «Космонавты устанавливают спутник».
Космонавт: Мне поступил сигнал, что на этой планете есть кислород и можно дышать воздухом планеты без
скафандров.
Командир: Открыть люк, приступить к высадке.
Физкультминутка «Мы - космонавты».
Мы в ракеты быстро сели, (дети выполняют движения руками, имитируя бег на месте)
В космос дружно полетели. (дети поднимают руки над головой и соединяют свои ладошки, образуя над головой конус)
Там красот вокруг немало! (дети разводят руки в стороны)
Земля вдали, как точка стала. (Соединение четырёх пальцев (указательных и больших пальцев левой и правой рук показывает, какой маленькой
кажется планета)
Вышли в космос – невесомы,
Всё совсем не так, как дома! (Во время звучания этих двух строк дети выполняют замедленные произвольные движения, имитируя движение в невесомости)
(Дети выходят, гуляют вокруг ракеты) Руководитель полёта: Доложите, где нужно установить спутник (выбирают место для установке спутника).
Диспетчер- оператор: Внимание всем членам экипажа! На этой планете очень короткий световой день. Нам необходимо покинут планету до наступления темноты.
Приготовиться к старту! Пристегнуть ремни!
Командир: Есть приготовиться к старту! Пристегнуть ремни.
Диспетчер- оператор: Внимание! До старта осталось 10 секунд. Считаем: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1 Пуск!
(звучит звук ракеты)
Диспетчер- оператор: Мы покидаем эту планету и возвращаемся на Землю. Вы отлично поработали! Предлагаю вам поставить управление
кораблём на автоматический режим и пообедать. (дети обедают).
Диспетчер- оператор: Внимание! Всем членам экипажа занять свои места! Приготовиться к посадке на Землю.
Командир: есть приготовиться к посадке!
Диспетчер- оператор: Начинаем обратный отсчёт: 10, 9, 8… Посадка! С возвращением вас, ребята!
Воспитатель: Вот мы и в детском саду.
Подведение итогов игры.
Воспитатель: ребята, вам понравилась игра?
Дети: да.
Воспитатель: Все соблюдали правила? Ответы детей.
Воспитатель: Как вы считаете, все мы справились со своими ролями? Ответы детей.
Воспитатель: Игра получилась интересной и увлекательной, потому что вы старались не ссорится, договаривались между собой, соблюдали правила игры, хорошо справились со своими ролями.
А как может продолжиться наша игра?
Каких героев (роли) мы можем придумать вместе с вами для игры ещё?
• Выход из игры.
Воспитатель: предлагаю продолжить игру-путешествие на прогулке.