Евгения Захаренко
Сценарий семинара-тренинга для профилактики конфликтов между педагогами
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий семинара-тренинга для профилактики конфликтов между педагогами
Участники: воспитатели.
Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов.
Задачи: познакомить со способами анализа и разрешения конфликтов; научить управлять конфликтно-стрессовыми ситуациями и исполнять роль медиатора в группе; проработать рациональные стратегии поведения и навыки конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.
Публикация «Сценарий семинара-тренинга для профилактики конфликтов между педагогами» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Время: 2,5 часа.
1. Вводная часть
Слайд 1
Упражнение «Настрой на работу»
Педагог-психолог : Попросите воспитателей показать жестом и произнести свое настроение. Если участник позитивен и хочет работать, попросите произнести звук «о». Если участнику безразлично занятие, у него плохое настроение и он не хочет работать, пусть произнесет звук «е».
Упражнение «Яблоко и червячок»
Педагог-психолог : Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
2. Лекция «Теоретические основы конфликта»
Слайд 2
Педагог-психолог : Конфликт возникает, когда люди не могут достичь согласия и противостоят друг другу. Мы быстро забываем причины, придумываем новые, приписываем чувства партнеру. Человек испытывает агрессию, из-за этого ухудшается здоровье. Даже в самом дружном коллективе люди могут конфликтовать. На работе мы можем конфликтовать из-за зарплаты, распределения отпусков и трудовых функций.
Конфликты в ДОУ и их причины
Слайд 3
1. Воспитатель — воспитатель
Причины: Личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, ощущение собственной нереализованности.
2. Старший воспитатель — воспитатель
Причины: Недостаточная заинтересованность педагога в реализации образовательных программ и в их результатах, игнорирование воспитателем предложений старшего воспитателя, новых разработок. Отсутствие конструктивной модели взаимодействия старший воспитатель — воспитатель.
3. Заведующий — старший воспитатель
Причины: Разногласия по поводу внедрения различных программ, игнорирование педагогических принципов и взглядов друг друга.
Слайд 4
4. Администрация — воспитатель
Причины: Завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности воспитателя ожиданиям администрации, неудовлетворенность стилем руководства.
5. Воспитатель — родитель
Причины: Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку.
6. Родитель — Администрация
Причины: Недостаточная осведомленность родителя о деятельности детского сада, специалистах и их деятельности. Недостаточная информированность администрации о семье.
Педагог-психолог : Конфликт всегда предваряется более или менее очевидными «сигналами», когда коллеги систематически выплескивают друг на друга негативные эмоции, но не вступают в открытое противостояние. Предупреждение конфликта во многом зависит от умения руководителя вовремя заметить момент перерастания разногласий в конфликтную ситуацию. Поэтому очень важно принять меры по урегулированию этих разногласий еще на этапе «сигналов».
Слайд 5
4 стадии прохождения конфликта
1. Возникновение конфликта (появление противоречия)
2. Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы с одной стороны.
3. Конфликтное поведение.
4. Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта)
Раздайте педагогам бланк «Правила для неконфликтных людей» и попросите заполнить. Далее сверьте ответы Слайд 6.
Слайд 7
Педагог-психолог : То, как мы выходим из конфликтной ситуации, зависит от того, чьи интересы мы ценим больше: свои или партнера. Если человек отстаивает свою позицию и соперничает с оппонентом, конфликт усугубится. Избегают конфликта те, кто пассивно приспосабливается к интересам другого. Человек может наладить сотрудничество и занять активную позицию в конфликте, если учтет и свои, и чужие интересы. Компромисс – промежуточная позиция, которая совмещает в себе активное и пассивное поведение.
Предложите педагогам пройти тест, чтобы определить стиль поведения в конфликтных ситуациях : «акула», «сова», «медведь», «черепаха», «лиса». Во время интерпретации теста включите слайд 8.
Слайд 9
«Найдите правильный ответ»
Предложите участникам подобрать высказывание к стилю ухода от конфликта. Сверьте правильные ответы.
Ответы:
Стиль «Конкуренция» : «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
Стиль «Приспособление» : «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
Стиль «Компромисс» : «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
Стиль «Сотрудничество» : «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».
Стиль «Избегание» : «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».
Типы людей, с которыми трудно общаться
Слайд 10–11
Педагог-психолог : Различают шесть конфликтных типов личности : «паровой каток», «скрытый агрессор», «разгневанный ребенок», «жалобщик», «молчун», «сверхпокладистый».
Кодекс поведения в конфликте
Слайд 12
Зачитайте с экрана пункты из кодекса поведения в конфликте и раздайте участником памятки
Тест «Тридцать пословиц» (Г. Б. Монина и Е. К. Лютова-Робертс)
Оцените суждения. Если Вы согласны с утверждением, поставьте «4» или «5», если не согласны, «1» или «2». Оценку «3» не используйте.
1. Худой мир лучше доброй ссоры.
2. Если не можешь заставить другого думать, как ты хочешь, заставь его делать.
3. Мягко стелет, да жестко спать.
4. Рука руку моет.
5. Ум хорошо, а два лучше.
6. Из двоих спорящих умнее тот, кто замолчит.
7. Кто сильнее, тот и прав.
8. Не подмажешь – не поедешь.
9. С паршивой овцы хоть шерсти клок.
10. Правда то, что умный знает, а не то, о чем все бают.
11. Кто ударит и убежит, тот смелый драться хоть каждый день.
12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.
13. Убивай врагов своей добротой.
14. Честная сделка не вызывает ссоры.
15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
16. Дерись подольше да ума набирайся побольше.
17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
18. Доброе слово победит.
19. Ты – мне, я – тебе.
20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, может извлечь пользу из истины, которой обладает другой.
21. Кто спорит – ни гроша не стоит.
22. Кто не отступает – тот обращает в бегство.
23. Ласковый теленок двух маток сосет.
24. Кто дарит – друзей наживает.
25. Вынеси заботы на свет и держи с другими совет.
26. Лучший способ решить конфликт – избежать его.
27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
28. Кротость торжествует над злом.
29. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
30. Чистосердечие, честь и доверие сдвинут горы.
Бланк ответов
1-й столбец 2-й столбец 3-й столбец 4-й столбец 5-й столбец
11 22 33 44 55
66 77 88 99 110
111 112 113 114 115
116 117 118 119 220
221 222 223 224 225
226 227 228 229 330
Интерпретация
Сложите баллы в столбцах бланка и запишите результаты в форму ниже. В конфликтных ситуациях Вы предпочитаете стиль, который получил больше баллов.
1-й столбец:__ 2-й столбец:__ 3-й столбец:__ 4-й столбец:__ 5-й столбец:__
«Черепаха» «Акула» «Медведь» «Лиса» «Сова»
Стили поведения в конфликтных ситуациях
1. «Черепаха» хочет спрятаться от проблем. Он придерживается позитивного консерватизма и никогда не теряет цель. В сложной ситуации может изменить вам.
2. «Акула». Стремиться к собственной цели и может вывести коллектив из сложной ситуации. Для него главное – его работа. Его не волнуют отношение к нему коллег.
3. «Медведь» старается, чтобы все в коллективе любили друг друга. Знает заботы и интересы каждого, но может забыть цель, потому что отношения для него важнее.
4. «Лиса» стремится достигнуть компромисса. Становится активными участником любой деятельности, но действует по принципу «Не обманешь — не проживешь». «Лису» могут не ценить в коллективе.
5. «Сова» – честный и открытый человек. Он не изворачивается, не уходит от борьбы. Может пожертвовать хорошими отношениями ради цели.
Типы людей, с которыми трудно общаться
1. «Паровой каток» считает, что все должны ему уступать, и убежден в своей правоте. Боится ошибки, которая подорвет его имидж, поэтому груб и бесцеремонен.
Как общаться. Уклонитесь от конфликта или приспособьтесь. Если конфликт неизбежен, не перечьте «паровому катку» и позвольте выпустить пар. Не критикуйте его. Затем спокойно изложите свою точку зрения.
2. «Скрытый агрессор» причиняет вред закулисными махинациями. Считает, что он прав и восстанавливает справедливость.
Как общаться. Уклонитесь от общения. Если это невозможно, уличите его в действии, которое он совершил против вас. Сохраняйте спокойствие, приведите доказательства. Определите скрытые причины его поведения и найдите решение.
3. «Разгневанный ребенок» может взрываться, когда чувствует себя беспомощным или испуган. Он боится не правиться с ситуацией и потерять авторитет.
Как общаться. Если вы не можете уклониться от контакта с «разгневанным ребенком», не перечьте ему и выслушайте. После вспышки он почувствует смущение. Не упрекайте его и постарайтесь решить проблему.
4. «Жалобщик» охвачен какой-либо идеей и обвиняет всех окружающих. Он хочет, чтобы его выслушали.
Как общаться. Выслушайте жалобы и изложите кратко ее суть. Переведите разговор на другую тему. Спросите, что он хочет сделать в этой ситуации и чем вы можете помочь. Попробуйте найти решение вместе.
5. «Молчун» не высказывает свое мнение. Он может враждебно относиться к вам, плохо себя чувствовать или просто быть интровертом.
Как общаться. Спросите, что «молчун» думает о проблеме. Не торопите его, подстройтесь под темп разговора, который ему удобен. Не вовлекайте его в разговор против его воли.
6. «Сверхпокладистый» поддерживает любую вашу идею, уступает в спорах, старается всем понравиться. Когда вы полагаетесь на него, он может подвести и не выполнить свои обещания.
Как общаться. Объясните, что вы будете относиться к нему хорошо, если он будет говорить правду и выполнять обещания, а не просто соглашаться с вами. Будьте честны с ним, подайте пример.
Типы людей, с которыми трудно общаться
1. «Паровой каток» считает, что все должны ему уступать, и убежден в своей правоте. Боится ошибки, которая подорвет его имидж, поэтому груб и бесцеремонен.
Как общаться. Уклонитесь от конфликта или приспособьтесь. Если конфликт неизбежен, не перечьте «паровому катку» и позвольте выпустить пар. Не критикуйте его. Затем спокойно изложите свою точку зрения.
2. «Скрытый агрессор» причиняет вред закулисными махинациями. Считает, что он прав и восстанавливает справедливость.
Как общаться. Уклонитесь от общения. Если это невозможно, уличите его в действии, которое он совершил против вас. Сохраняйте спокойствие, приведите доказательства. Определите скрытые причины его поведения и найдите решение.
3. «Разгневанный ребенок» может взрываться, когда чувствует себя беспомощным или испуган. Он боится не правиться с ситуацией и потерять авторитет.
Как общаться. Если вы не можете уклониться от контакта с «разгневанным ребенком», не перечьте ему и выслушайте. После вспышки он почувствует смущение. Не упрекайте его и постарайтесь решить проблему.
4. «Жалобщик» охвачен какой-либо идеей и обвиняет всех окружающих. Он хочет, чтобы его выслушали.
Как общаться. Выслушайте жалобы и изложите кратко ее суть. Переведите разговор на другую тему. Спросите, что он хочет сделать в этой ситуации и чем вы можете помочь. Попробуйте найти решение вместе.
5. «Молчун» не высказывает свое мнение. Он может враждебно относиться к вам, плохо себя чувствовать или просто быть интровертом.
Как общаться. Спросите, что «молчун» думает о проблеме. Не торопите его, подстройтесь под темп разговора, который ему удобен. Не вовлекайте его в разговор против его воли.
6. «Сверхпокладистый» поддерживает любую вашу идею, уступает в спорах, старается всем понравиться. Когда вы полагаетесь на него, он может подвести и не выполнить свои обещания.
Как общаться. Объясните, что вы будете относиться к нему хорошо, если он будет говорить правду и выполнять обещания, а не просто соглашаться с вами. Будьте честны с ним, подайте пример.
3. Практическая часть
Упражнение «Приветствие»
Попросите воспитателей встать в круг. Предложите по очереди поприветствовать друг друга словами «Мне нравится твой…».
Упражнение «Шушаника Минична»
Цель: отработать запоминание имен для личностно ориентированного общения.
Раздайте воспитателя карточки с именами (см. раздаточные материалы). Сосед читает имя на карточке, например «Шушаника Минична». Первого участника попросите ответить любой фразой, но обязательно повторить имя собеседника. Например: «Очень приятно с вами по знакомиться, Шушаника Минична».
Упражнение «Старинная английская игра»
Цель: проиграть варианты появления конфликтов.
Положите конфету в несколько коробок по принципу матрешек. Предложите воспитателям под музыку передавать друг другу коробку. Когда вы выключите музыку, педагог, который держит в руках коробку, должен быстро ее открыть. Когда вы снова включите музыку, он передает коробку дальше. Тот, кто откроет последнюю коробку, получит конфету. Обсудите игру с участниками.
Если бы в коробке лежала не конфета, а денежная сумма или дорогое украшение, в какие моменты мы могли бы вступить в конфликт?
Из-за чего мы бы конфликтовали?
Кто мог участвовать в конфликтах и почему?
Как изменить правила игры, чтобы избежать конфликтов?
Упражнение «Найди сородичей»
Цель: разделить педагогов на группы.
Раздайте воспитателям карточки с названиями животных, например, слон, жираф, змея, заяц, крокодил, собака (см. раздаточные материалы). Предложите участникам найти сородичей, попросите не разговаривать и не издавать звуков.
Упражнение «Разговор по телефону»
Цель: закрепить знания о конфликтных типах личности.
Каждой группе выдайте карточку с обозначением одного из конфликтных типов личности : «паровой каток», «скрытый агрессор», «разгневанный ребенок», «жалобщик», «молчун», «сверхпокладистый» (см. раздаточные материалы). Расскажите ситуацию педагогам.
В одном детском саду воспитатель собирала детей на прогулку и обнаружила, что родители Васи, которые привозят ребенка на машине, забыли надеть ему рукавички. Папа положил ему в шкаф запасные шерстяные носки. Чтобы руки ребенка не замерзли, воспитатель надела Васе на руки носочки. Во время прогулки пришла мама Васи, увидела, что ее ребенку вместо рукавиц надели носки, и устроила скандал.
Попросите каждую группу обсудить, что делала и говорила мама в зависимости от типа конфликтной личности на их карточке. Далее предложите инсценировать телефонный разговор, в котором мама пересказывает ситуацию подруге. Остальных участников попросите угадать, какой тип личности изображает группа.
Какие впечатления остались у вас от упражнения?
В каком случае воспитателю труднее разрешить конфликт, а в каком легче?
Упражнение «Достойный ответ»
Цель: отработать навык конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.
Попросите воспитателей сесть в круг и раздайте карточки, на которых написаны замечания о внешности или поведении человека (см. раздаточные материалы). Например, используйте замечания: «Ты слишком высокого мнения о себе», «Ты ведешь себя так, будто ты самая главная здесь», «Ты никогда никому не помогаешь», «Ты постоянно выступаешь с глупыми предложениями на педсоветах». Предложите педагогам по очереди обратиться к соседу справа и прочитать фразы. Сосед должен ответить на «выпад». Обсудите упражнение.
Легко было выполнять задание?
Принимали ли вы близко к сердцу нелестное замечание о себе?
Какие способы вы используете, чтобы легче воспринимать негативную информацию?
Упражнение «Sorry, конфликта не будет»
Цель: научить избегать конфликта из-за пустяка.
Педагог-психолог : Многих конфликтов можно избежать. Чтобы не доводить до конфликта, мы извиняемся. Один берет на себя роль виновного и просит прощения, а второй отвечает: «Ничего страшного».
Англичане не выясняют, кто виноват. Извиняются обе стороны. Например, в магазине человек нечаянно задел кого-то и попросил прощения: «I’m sorry». В ответ он тоже услышит: «I’m sorry», что означает: «Простите, что я встал у вас на дороге». Если у человека плохое настроение, он может умышленно задеть другого. Англичанин ответит ему: «Sorry». Он говорит: «Извините, но конфликта не будет» или «Я сожалею, что у вас плохое настроение, но мне не хочется ругаться с вами».
Предложите воспитателям последовать английскому этикету. Попросите свободно перемещаться по аудитории и дотрагиваться ладонью, локтем или плечом до плеча другого. Оба участника извиняются любым способом, например: «Sorry», «Извините, пожалуйста» или «Сожалею о случившемся».
Поясните, что в упражнении нужно продемонстрировать свою вежливость. Выяснять, кто прав, а кто виноват, не нужно. Нельзя использовать, например, варианты : «Ах, что вы. Это я вас задела», «Нет, нет, это вы меня извините» или «Ну что вы, какой пустяк, это вы простите меня». После того, как участники извинились, они приветливо машут друг другу рукой и ищут новых партнеров. Обсудите упражнение.
Что вы чувствуете?
Как и в каких жизненных ситуациях можно использовать прием «Sorry»?
Подведите участников к выводу, что слова «Извините, конфликта не будет» достаточно не произносить вслух, а просто вспомнить их и вовремя остановиться. Попросите педагогов смоделировать ситуации общения с родителями, в которых можно использовать прием «Sorry».
Воспитатели могут считать, что нет смысла извиняться в ситуации, в которой ты не виноват. Объясните, что они извиняются не потому, что сделали что-то не так, а потому, что хотят избежать конфликта, который им не нужен, и сохранить хорошее настроение.
Упражнение «Атомы и молекулы»
Цель: разделить участников на группы.
Предложите воспитателям представить себя атомами и свободно перемещаться. Называйте числа, например, два или три, и попросите участников объединиться в молекулы с таким же количеством атомов. В конце упражнения попросите педагогов остаться в мини-группах.
Упражнение «Колобок и Лисица»
Цель: отработать навыки противостояния манипуляциям и конструктивного решения конфликтов.
Предложите группам от имени героя сказки «Колобок» дать отпор манипулятивным действиям и словам Лисицы: «Сядь ко мне на носок, спой еще разок». Попросите каждую группу обсудить и записать ответ Лисе. Отведите на задание 10 минут. Далее пригласите участников выступить и обсудите каждый ответ.
Какие приемы использовал «Колобок»?
Какие способы использовали чаще?
Какие стратегии предпочитаете вы?
Какие приемы и почему вы используете редко?
Упражнение «Мудрый слушатель»
Цель: отработать техники активного слушания и отказа собеседнику.
Предложите воспитателям сесть в круг. Раздайте карточки с высказываниями (см. раздаточные материалы) и попросите первого участника зачитать высказывание соседу слева. Чтобы ответить, сосед должен использовать техники активного слушания. Если участник затрудняется с ответом, попросите группу помочь. Обсудите ответ.
Какие вариант конструктивного отказа собеседнику вы бы использовали на месте участника?
Для карточек используйте, например, ситуации:
«Медицинская сестра вчера сделала укол моему ребенку, после этого он отказывается идти в детский сад. Я хочу, чтобы Вы помогли мне написать жалобу заведующей».
«Моя дочка не слушается меня дома, но слушается мужа, который считает, что я ее балую. Я с ним не согласна. Поговорите, пожалуйста, с мужем и объясните, что я правильно все делаю».
Упражнение «Приемы эмоциональной разгрузки»
Педагог-психолог : В работе педагог постоянно сталкивается с эмоциональными перегрузками. Чтобы напряжение не вылилось в конфликт, используйте приемы эмоциональной разгрузки. Напряжение помогают снять гимнастика, дыхание, танец или упражнение «Сосиска – Кетчуп – Кока-кола».
Предложите воспитателям встать. Когда вы произносите «Сосиска», попросите изобразить удивление и поднять правую ногу в сторону. На слово «Кетчуп» участники хмурятся и поднимают в сторону левую ногу, на слово «Кока-кола» – улыбаются и танцуют, постепенно опуская руки.
4. Заключительная часть
Предложите воспитателям заполнить анкету.
Анкета для оценки семинара воспитателями
Инструкция. Выберите оценку от 1 до 7 для каждого вопроса. Прокомментируйте свой выбор.
Понравился ли Вам тренинг? 1 2 3 4 5 6 7
Ваши комментарии:
Насколько важными для вашей работы были темы тренинга? 1 2 3 4 5 6 7
Ваши комментарии:
Получили ли вы новые знания и навыки? 1 2 3 4 5 6 7
Ваши комментарии: