Анна Павлова
Виды конфликтов между детьми, возникающие в процессе игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Виды конфликтов между детьми, возникающие в процессе игровой деятельности
Специфика детской игры заключается в том, что она имеет замещающий характер по отношению к деятельности взрослых и служит средством, реализующим желание ребенка участвовать во «взрослой» жизни.
Маврина И. В. подчеркивает, что для развития игровой деятельности ребенку нужны контакты со взрослыми и другими детьми, в процессе которых он приобретает способы и навыки совместной игры.
Публикация «Виды конфликтов между детьми, возникающие в процессе игровой деятельности» размещена в разделах
В играх со сверстниками дети учатся сообща, творчески и произвольно управлять своим поведением, что, в свою очередь, является необходимым условием любой деятельности [1, 14].
Организуя сюжетно-ролевую игру, воспитатель способствует развитию их общения. И все-таки, далеко не всегда их игра проходит мирно. Очень часто в ней возникают конфликты, обиды, ссоры [8, 73].
Анцупов А. Я. выделяет семь основных причин возникновения конфликтов в игре :
1. «Разрушение игры» — сюда входят такие действия детей, которые прерывают или затрудняют процесс игры,— например, разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации.
2. «По поводу выбора общей темы игры» — в этих случаях спор возникает из-за того, в какую именно совместную игру собираются играть дети.
3. «По поводу состава участников игры» — здесь решается вопрос о том, кто именно будет играть в данную игру, т. е. кого включить в игру, а кого исключить.
4. «Из-за ролей» — данные конфликты возникают главным образом в силу разногласий между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную или, наоборот, малопривлекательную роль.
5. «Из-за игрушек» — сюда отнесены споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами.
6. «По поводу сюжета игры» — в этих случаях дети спорят из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей.
7. «По поводу правильности игровых действий» — это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.
Полученные эмпирические данные подтверждают описанную
Элькониным Д. Б. динамику: у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры [1].
Кроме внешних причин, из-за которых возникает конфликт, существую и внутренние причины. К таким причинам относят следующее:
1. недоразвитие коммуникативных навыков;
2. особенности личности ребенка (характер, темперамент, особенности эмоционально-волевой сферы, повышенная агрессивность);
3. влияние семейного воспитания, пример поведения в конфликтных ситуациях родителей.
Поэтому при разрешении конфликта и выборе способа его разрешения педагогу необходимо учитывать все причины.
Во время конфликта дети демонстрируют различные способы воздействия на других участников игрового конфликта. Эти способы выделили Я. Л. Коломинский и показал в процентном отношении степень используемых способов воздействия в определенном возрасте.
В дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности детей могут наблюдаться внешние и внутренние психологические конфликты.
Внешние конфликты у дошкольников порождаются противоречиями, возникающими при организации ими совместной деятельности или в процессе ее.
Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей и за ее пределы, как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов межличностных отношений. Они имеют преходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости.
Внешние конфликты полезны, так как они представляют ребенку право на ответственность, на творческое решение трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений детей. Моделирование подобных конфликтных ситуаций в педагогическом процессе может рассматриваться как одно из эффективных средств нравственного воспитания.
Внутренние конфликты являются наиболее сложными по своей структуре и могут привести к психологической изоляции от сверстников, к выпадению ребенка из совместной жизни и деятельности дошкольной группы.
Внутренний конфликт возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности и большей частью скрыт от наблюдения. [8, 65-67].
кроме внешних причин, из-за которых возникает конфликт, существую и внутренние причины. К таким причинам относят следующее:
Недоразвитие коммуникативных навыков;
Особенности личности ребенка (характер, темперамент, особенности эмоционально-волевой сферы, повышенная агрессивность);
Влияние семейного воспитания, пример поведения в конфликтных ситуациях родителей.
Поэтому при разрешении конфликта и выборе способа его разрешения необходимо учитывать эти причины.
Во время конфликта дети демонстрируют различные способы воздействия на других участников игрового конфликта. Эти способы выделили Я. Л. Коломинский и показал в процентном отношении степень используемых способов воздействия в определенном возрасте.
В отличие от внешнего он вызывается противоречиями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью, с ее сформированностью у ребенка, противоречиями между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и сверстников.
В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует развитию психологического конфликта.
Таким образом, основными видами конфликтов, возникающими между детьми во время игры, являются:
- прерывание или затруднение процесса игры;
- выбор общей темы игры;
- принятие решения о том, кто именно будет играть в данную игру;
- нахождение общей игровой ситуации, персонажей и действиях этих персонажей.
- неумение договариваться о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную или, наоборот, малопривлекательную роль.
- нежелание делиться игрушками, игровыми предметами и атрибутами
- споры о правильном и неправильном действии ребенка в игре