петрова светлана
«Шаг в профессию». Сценарий психологического тренинга для учащихся 9 класса по программе «Психология и выбор профессии»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий психологического тренинга для учащихся 9 класса
в рамках занятия по программе «Психология и выбор профессии».
Тема: «Шаг в профессию»
Цели:
- расширить у учащихся знания о мире профессий или актуализировать уже имеющиеся знания;
Публикация «„Шаг в профессию“, Сценарий психологического тренинга для учащихся 9 класса по программе „Психология и выбор профессии“» размещена в разделах
- Профориентация школьников, выбираем профессии
- Психология подростка
- Психология школьников
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- на ассоциативном, образном уровне научить учащихся соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить их готовность различать профессиональные стереотипы;
- осознать специфические моменты профессиональной деятельности.
Задачи:
- создать позитивную эмоциональную установку на доверительное общение;
- повысить уровень ориентации в мире профессионального труда;
- выработать умения соотнести качества работника с требованиями профессии;
- развитие навыков рефлексии.
Ожидаемый результат: осознание учащимися необходимости соотнесения своих возможностей с требованиями предполагаемой профессии.
Материально-дидактическое обеспечение занятия: стулья, магнитная доска, магниты, ватман, маркеры, запись с релаксационной музыкой, компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Форма проведения: профориентационное занятие с элементами тренинга, основой которого является игровая технология.
Форма работы: групповая.
Возрастная категория: учащиеся 9 класса.
Продолжительность занятия: 60 мин (блочное).
Ведущий тренинга : Петрова С. А.
План занятия:
1. Приветствие, вводное слово психолога.
2. Упражнение «Профессия на букву…».
3. Демонстрация видеоролика на тему: «Многообразие мира профессий».
4. Энергизатор «Салат из профессий».
5. Упражнение «Угадай профессию».
6. Упражнение «Цепочка профессий».
7. Энергизатор «Поменяйтесь местами, кто.».
8. Упражнение «Кто есть кто?».
9. Творческое задание «Коллаж»
10. Подведение итогов. Рефлексия занятия.
11. Ритуал прощания.
Ход занятия
1. а) Учащиеся с педагогом-психологом садятся в большой круг.
б) Упражнение «Раз, словечко – два словечко» (приветствие).
Цель: создать благоприятную непринужденную психологическую атмосферу в группе. Педагог-психолог предлагает учащимся составить общее приветствие от всех и каждого, всем и каждому. Участники тренинга в порядке очередности (начинает ведущий) говорят по одному слову. Каждый последующий член группы дополняет предыдущего. Педагог-психолог командует «СТОП», когда текст приветствия становится завершенным.
в) Педагог-психолог напоминает правила поведения в тренинговой группе.
- активность,
- право на отказ,
- конфиденциальность,
- «здесь и сейчас»,
- взаимопомощь и взаимовыручка.
К перечисленным правилам желающие учащиеся могут добавить свои правила.
Слово педагога-психолога : Проблема выбора профессии стара как мир. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе и усиливает удовлетворенность жизнью. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. Выбор профессии только тогда будет верным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует большая кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий.
2. Упражнение «Профессия на букву…».
Цель: расширить знания учащихся о мире профессий.
Педагог-психолог : Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру – «Города». Только вместо городов мы будем называть профессии, т. е. первый участник называет какую-нибудь профессию, следующий участник называет профессию, начинающуюся на букву, на которую закончилась предыдущая профессия и т. д.
Обсуждение:
- Какие трудности вы испытали подбирая профессию на заданную букву?
- Какую новую профессию вы узнали?
Слово педагога-психолога : В 17 в. на Руси было всего 200 профессий. Теперь только в промышленности и строительстве насчитывается 3 тыс. А ведь это не считая сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания. Специалисты утверждают, что сейчас в мире существует более 40 тыс. различных профессий и специальностей. Мир профессий многообразен.
3. Демонстрация видеоролика на тему: «Многообразие мира профессий».
4. Энергизатор «Салат из профессий».
Цель: вовлечь участников в действие, повысить общую активность. Усилить концентрацию внимания.
Педагог-психолог стоит в центре круга. Между участниками распределяется 3 профессии (врач, учитель, полицейский) по принципу 1-й, 2-й, 3-й. Далее педагог-психолог просит поменяться местами представителей какой-либо одной профессии, а сам в это время пытается сесть на освободившееся место. Участник, оставшийся без места, становится ведущим.
5. Упражнение «Угадай профессию».
Цель: развить умения соотносить личностные качества с требованиями различных профессий.
Педагог-психолог : угадайте загаданную профессию.
Примеры синквейнов:
1. Считающий, ответственный. Учитывает, осваивает, исполняет. Сохраняет средства для предприятия. (Экономист-бухгалтер).
2. Многогранный, экстравагантный. Творит, украшает, создает. Всегда неповторимый результат труда. (Дизайнер-художник).
3. Разбирающийся, предприимчивый. Чертит, конструирует, внедряет. Может обслуживать технику и руководить. (Механик-инженер).
4. Изысканный, творческий. Одаривает, волнуется, развивается. Часто предстает в разных образах. (Актер).
5. Бдительный, бесстрашный. Контактирует, организовывает, отвечает. Награждают, присваивая внеочередное звание. (Полицейский).
Обсуждение:
- Какие трудности возникли во время работы?
- Чему вы научились, выполняя данное упражнение?
Слово педагога-психолога : Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками будущей работы. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику — интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества», например, корректору важно внимание, художнику — образное мышление. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, и где ты добьешься наибольшего успеха.
6. Упражнение «Цепочка профессий».
Цель: развить умение выделять общее в различных видах трудовой деятельности; показать участникам группы, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, так как очень часто то, что они ищут только в одной профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях.
Педагог-психолог : Сейчас мы по кругу выстроим «цепочку профессий». Я
назову первую профессию, например, учитель, следующий назовет профессию, в чем-то близкую учителю, например артист. Следующий ученик называет профессию, близкую к артисту и т. д. По ходу игры педагог-психолог задает уточняющие вопросы, типа: “В чем же сходство вашей профессии с только что названной?”. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.
Обсуждение:
- Легко или трудно было подбирать профессию к ранее заданной?
- Удивил ли вас выбор одноклассников?
Слово педагога-психолога : Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что вы ищите в одной профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях.
7. Энергизатор «Поменяйтесь местами, кто.».
Цель: снять напряженность и усталость.
Педагог-психолог стоит в центре круга и просит поменяться местами тех кто:
• Кто хочет работать в Пуровском районе?
• Кто хочет получать много денег?
• Кто хочет работать в школе?
• Кто хочет получить высшее образование?
• Кто интересуется машинами?
• Кто не хочет идти работать?
• Кто выбирает профессию как у родителей?
• Кто еще не выбрал профессию?
• Кто хочет стать известным?
8. Упражнение «Кто есть кто?».
Цель: соотнести образ участника тренинга с требованиями различных профессий.
Педагог-психолог называет профессию, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее педагог-психолог хлопает в ладоши и все по команде должны показать рукой на выбранного человека. Показав рукой на товарища, все замирают, а ведущий подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т. е. чей образ, по мнению игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии (учитель, экономист, зоотехник, врач, эколог, автомеханик, водитель, летчик, руководитель предприятия).
Обсуждение:
- Какие чувства возникли во время выполнения упражнения?
- Легко ли было соотнести профессию с конкретным человеком?
9. Творческое задание «Составление синквейна».
Цель: осознать особенности профессий, развить навыки конструктивного взаимодействия в малой группе, активизировать творческий потенциал.
Педагог-психолог : Синквейн – это стихотворение из 5 строк. Сейчас мы рассчитаемся на 1-й, 2-й, 3-й и разделимся на три группы. Для работы в команде мы приготовили вам все необходимые материалы. Каждая команда выберет себе понравившуюся профессию и составит синквейн. Вам необходимо отразить в вашей совместной работе особенности профессиональной деятельности людей данной сферы, профессионально важные качества (правила составления синквейна я вам приготовила). По окончанию каждая команда презентует нам свой синквейн, а остальные участники попытаются угадать профессию.
Обсуждение:
- Что вам было легко, что трудно в выполнении задания?
- Определите наиболее активных участников выполнения задания, легко или трудно было определить лидера команды?
Слово педагога-психолога : наше занятие я хочу завершить высказыванием Г. К. Жукова: «Далеко в жизни уходит тот, кто идет твердо к избранной цели. Найди в молодости свою профессию, определи жизненную дорогу и иди по ней упорно к намеченной цели – тогда удастся у тебя жизнь».
10. Подведение итогов. Рефлексия занятия.
Цель: подведение итогов занятия. (Это упражнение позволяет психологу взглянуть на занятие глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).
Педагог-психолог :
- Какие чувства вы испытываете сейчас?
- Какие упражнения тренинга вам больше всего понравились?
- Самое важное открытие, которое вы сделали на этом занятии?
- С каким цветом ассоциируется занятие?
11. Ритуал прощания.
Встать в круг. Педагог-психолог вытягивает правую руку ладонью вверх, учащиеся кладут поочередно свои правые руки в руку педагога-психолога, называя привлекательную, на их взгляд профессию. В завершении делается салют из рук.