Ирина Александрова
Сценарий развлечения для детей старшей группы по экспериментальной деятельности «Звуки разные бывают»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Обобщить и закрепить знания детей об основных физических свойствах звука, его преобразования в музыкальные звуки путем поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
Развивать любознательность.
Учить детей анализировать и делать выводы.
Развивать творческое мышление.
Воспитывать интерес к науке и искусству.
Публикация «Сценарий развлечения для детей старшей группы по экспериментальной деятельности „Звуки разные бывают“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Оборудование: Линейки (по количеству детей, гофрированный шланг, воздушный шарик, две гайки, бумажный стаканчик (2 шт., нитка, металлическая ложка 2 шт., скрепки 2 шт., вода, 3 стеклянных бокала, бумага, карандаши, кубики, маракасы, ложки деревянные, ложки металлические, погремушки.
Ход
Дети заходят в зал и встают в круг
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня наше занятие мы начнем с веселой зарядки!
Дети выполняют движения по тексту
Музыкальный руководитель:
Мы, ребятки дружно, вместе
Совершаем бег на месте.
Если в сердце не покой,
Громко топнули ногой!
А теперь, мои хорошие,
Громко хлопайте в ладоши!
Вы улыбками со всеми поделитесь!
И садитесь!
Дети садятся на стульчики
Музыкальный руководитель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, что мы сейчас с вами делали?
Дети: Топали, хлопали, бегали!
Музыкальный руководитель: А как можно назвать такие звуки, одним словом?
Дети: Шумы!
Музыкальный руководитель: Совершенно верно! А сейчас предлагаю вам послушать, какие еще звуки нас окружают! Для этого мы с вами закроем глаза и посидим в тишине!
Дети закрывают глаза и прислушиваются к разным звукам, окружающим нас
Музыкальный руководитель: Что же вы услышали?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: И это тоже все можно назвать как?
Дети: Шум!
Музыкальный руководитель: Ребята, а как вы думаете, какие звуки еще существуют в нашей жизни?
Дети: Музыкальные!
Музыкальный руководитель: А наш с вами голос может издавать музыкальные звуки?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: Сейчас я вам предлагаю провести опыт с нашим голосом. Мы положим руку себе на горлышко, и произнесем какой-нибудь звук шепотом, например звук А.
Дети кладут руку на горло и поизносят звуки шепотом
Музыкальный руководитель: Что вы почувствовали?
Дети: Ничего!
Музыкальный руководитель: А теперь опять приложим руку к своему горлу, и уже произнесем звук громко.
Дети прикладывают руку к горлу и произносят звук громко
Музыкальный руководитель: Что вы сейчас почувствовали?
Дети: Вибрацию!
Музыкальный руководитель: Да, в нашем горле появилась вибрация! Так что же такое звук?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: Звук – это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет. Нас окружает удивительный и прекрасный мир, полный загадок и тайн. Одна из этих загадок – звук!
Наша жизнь наполнена звучанием природы, города, потрясающих звуков музыки. Откуда они берутся? Как возникают? Что с ними происходит? Сегодня мы сможем разгадать некоторые загадки физической природы звука. Хотите?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: Мы превратимся в настоящих ученых и с помощью опытов и экспериментов найдем ответы на некоторые вопросы о звуке.
Сейчас я вас приглашаю в музыкальную лабораторию, где мы начнем с вами проводить опыты с разными предметами.
Дети подходят к столу, где лежат разные предметы
Музыкальный руководитель: Итак, в нашей лаборатории мы не просто будем изучать звук, но постараемся в наших экспериментах все звуки превращать в музыку! Любой предмет может издавать звук, чтобы его услышать, предмет надо заставить вибрировать. Но перед каждым экспериментом я вам буду загадывать загадку, отгадав которую, вы узнаете, из какого предмета мы с вами будем добывать этот самый звук. А вот и первая загадка:
На листы меня кладут,
Ровно линию ведут.
Без меня черта, как змейка.
Кто же я, ответь?.
Дети: Линейка!
Музыкальный руководитель: Конечно это линейка! Проведем первый эксперимент. Мы добудем звук из обыкновенной линейки. Кладем линейку на край стола, и придерживаем ее рукой, а второй рукой дергаем за свисающий край.
1 ОПЫТ
Музыкальный руководитель: Какие звуки вы сейчас услышали?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: Мы с вами услышали высокие и низкие звуки. Как это происходит? Чем короче свободный край линейки, тем звук получается выше, чем длиннее край линейки, тем звук ниже. Отлично!
Музыкальный руководитель: А теперь предлагаю вам отгадать следующую загадку:
Приползла во двор змея,
Черная и длинная,
Снег водою поливала,
На работе не зевала.
Поработала денек –
Во дворе открыт каток…
Дети: Шланг!
Музыкальный руководитель: Конечно же, это шланг! А вы знаете, что можно создать звук поющего ветра из обычного шланга!
Дети: Да! (Нет)
Музыкальный руководитель: Тогда приглашаю вас к очередному эксперименту! Сейчас я начну раскручивать шланг, а вы мне скажете, что же вы услышали.
2 ОПЫТ
Музыкальный руководитель: Итак, что же вы услышали?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: Опять мы услышали звуки. Какие это были звуки?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: Звуки были и высокие и низкие? Как вы думаете, за счет чего мы слышим высокие звуки?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: Чем быстрее я его буду крутить, тем выше будет звук. Хорошо, а за счет чего мы слышим низкий звук?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: Чем медленнее я его буду крутить, тем ниже будет звук. А теперь я предлагаю вам немного поразмяться!
Музыкальная разминка
Музыкальный руководитель: Ну, что, продолжаем дальше. Слушайте следующую загадку:
Я за ниточку держу
Радужный фонарик
И боюсь, что улетит
Мой воздушный…
Дети: Шарик!
Музыкальный руководитель: Правильно, ребята, это воздушный шарик. У меня в лаборатории тоже есть воздушный шарик. А еще у меня есть две вот такие гайки. Как вы думаете, если их соединить, то, что получится?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: Какой-то звук. А вот какой, вы попробуйте угадать сами, на что же он похож. Я беру гайки, кладу их в воздушный шарик. А теперь этот шарик нам нужно надуть. Итак, внимание, я начинаю его вращать.
3 ОПЫТ
Музыкальный руководитель: На что же похож этот звук?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: На жужжание пчел или мух. Этот звук получается за счет трения гаек о стенки шарика и между собой.
Ну, что, идем дальше. Сейчас вы увидите, как звуковые волны могут распространяться и по твердым предметам. Например, у меня есть два бумажных стаканчика. Сейчас я их, соединю между собой вот такой ниточкой. Посередине нитки я привяжу ложку. А теперь, кто из вас самый смелый, подходите ко мне. Сейчас мы представим, что стаканчики, это наушники. Мы их приставим к своим ушкам и услышим звук, а потом попробуем угадать, на что же этот звук похож.
4 ОПЫТ
Музыкальный руководитель: На что похож этот звук?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: На удар колокола!
Ну и последняя загадка:
Для питья он предназначен.
Хрупок, из стекла, прозрачен.
Можно сок в него налить,
Молоко и чай попить.
Воду можно из-под крана.
Нет нужней чего?.
Дети: Стакана!
Музыкальный руководитель: Правильно, ребята! Это стакан. А теперь я хочу вас пригласить послушать «Стеклянную симфонию». У меня есть вот такие стеклянные бокалы. Сейчас я их наполню водой. Обратите внимание, что количество воды во всех бокалах будет разное. Смачиваю пальцы водой и начинаю водить пальцами по краю бокалов.
5 ОПЫТ
Музыкальный руководитель: Что вы слышите?
Дети: Звук.
Музыкальный руководитель: А звук одинаковый или нет?
Дети: Да! (Нет)
Музыкальный руководитель: Один звук ниже, другой выше. А как вы думаете, от чего это зависит?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: От количества воды в бокалах. Чем больше воды, тем звук ниже, чем меньше воды, тем звук выше. А сейчас я вам предлагаю посмотреть видео ролик, где мы по-настоящему услышим всю красоту звучания бокалов.
Видео ролик
И так, проведя ряд опытов, мы выяснили, что звуки издают любые предметы и даже очень необычные. Звук – это вибрация невидимых глазу волн, которые движутся по воздуху. А теперь я предлагаю вам взять предметы, которые вы видите на столе и создать из этих предметов оркестр.
Оркестр
Музыкальный руководитель: Ну, вот наше путешествие в музыкальную лабораторию подошло к концу. Мы с вами сегодня подтвердили все то, что доказала наука. Любой предмет звучит, и мы, как музыканты, можем все превратить в музыку! Я благодарю вас за сотрудничество! Всем спасибо. До свидания!
Дети уходят в группу