Наталья Лозовая
Сценарий районного фестиваля «Казачок Дона-2019» для учащихся начальной школы
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий районного фестиваля «Казачок Дона – 2019» для учащихся начальной школы
Цель: гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения на основе сохранения традиций и обычаев казачества, гордости за героическое прошлое казаков.
Задачи:
-объединение детей из разных школ Тацинского района на основе ознакомления с культурой казачества;
Публикация «Сценарий районного фестиваля „Казачок Дона-2019“ для учащихся начальной школы» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Сценарии праздников и мероприятий в начальной школе
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2019
- стимулирование сохранения самобытного донского творчества;
-развитие творческого потенциала детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей художественных традиций, бытующих в Ростовской области;
Ход праздника
Фонограмма № 1 (фон)
Ведущий 1: Здорово ночевали, казаки и казачки!
Присутствующие: Слава Богу!
Ведущий 2: Здравствуйте, гости званые и желанные!
Ведущий 1: Всех привечаем и душевно встречаем!
Ведущий 2: Рады всех вас видеть!
Ведущий 1: Здесь для вас, гостей дорогих,
Будет праздник большой,
Праздник радостный.
Ведущий 2: А, по донским традициям,
Всем гостям поклон наш низкий (кланяемся)
С добрым словом и любовью
С хлебом-солью!
НА СЦЕНУ ВЫНОСЯТ КАРАВАЙ (2 девочки несут каравай и ставят на стол жюри)
Фонограмма № 2 (песня ведущих «Браво, браво Катерина!»)
Фонограмма № 3 (фон)
Ведущий 1: Дорогие друзья, мы рады вас видеть на традиционном фестивале «Казачок Дона - 2019»!
Ведущий 2: Сегодня на наш фестиваль прибыли гости из разных уголков нашего района. Давайте встретим их бурными и тёплыми аплодисментами! Это казаки и казачки из Жирновской школы!
Ведущий 1: Быстрогорской школы!
В. 2: Тацинской школы №1
В. 1: Тацинской школы №2
В. 2: Тацинской школы №3
В. 1: Михайловской школы
В. 2: Углегорской школы
В. 1: Зазерской школы
В. 2: Исаевской школы
В. 1: Ермаковской школы.
Ведущий 2: Фестиваль «Казачок Дона – 2019» объявляется открытым. Прошу всех встать.
(Вносят казачий флаг, звучит Гимн Ростовской области, присутствующие встают)
Фонограмма № 4 (Гимн казачества 1 куплет + припев)
Ведущий 2: Сегодня на открытии фестиваля присутствуют гости:
1___
2___
3___
Ведущий 1: Слово для приветствия участников фестиваля предоставляется: 1___
2___
Фонограмма № 5 (фон)
Ведущий 1: Средь донских степных полей
И белёсых ковылей,
Воды Дона где текут,
Казаки давно живут.
Ведущий 2: Гордый и лихой народ
Заслужил себе почёт:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несёт.
Ведущий 1: Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.
Ведущий 2: Встречайте казачат из ___ школы!
Фонограмма № 6 (Песня СОШ)
Фонограмма № 7 (фон)
Ведущий 2: А, поведайте-ка нам, казачатки:
- Кто же главный у казаков? (атаман)
- А как зовут помощника атамана? (есаул)
- А где выбирают атамана? (на кругу)
- А что при этом выкрикивают, если согласны с выбором? (любо)
Ведущий 1: Все помнят, что казаки – это вольные люди, и в речи их были особенные слова, которые в наше время забылись. Давайте мы их сейчас и вспомним. Я вам буду называть русские слова, а вы мне их по - казачьи называйте.
Дом – курень
Большая комната – горница
Полотенце – рушник
Компот – узвар
Тютина - шелковица
Командир – атаман
Обрыв – яр
Очень – дюже
Кастрюля – чугунок
Говорить – гутарить
Отец – батя
Ведущий 2: Во станице погулять
Вышли казачата.
Веселятся от души
Парни и девчата.
Ведущий 1: Ой, стук – перестук.
С каблука на каблук,
Заходили каблуки,
Аж трещат половики.
Ведущий 2: Встречайте казачат из ___школы!
Фонограмма № 8 (Танец СОШ)
Фонограмма № 9 (фон)
Ведущий 1: Любим мы свою станицу,
Любим мы родимый край.
Будем следовать традициям,
Расцветай, наш милый край.
Ведущий 2: Из-за Дона песню выведу
По родной России проведу,
Раздольную, красивую
С подголосками в ладу
- Встречайте казачат из ___школы!
Фонограмма № 10 (Песня СОШ)
Фонограмма № 11 (фон)
Ведущий 1: Как хлеб пошёл, так пирог подошёл,
А пирог подошёл, так блин пошёл,
А блин пошёл, так и гость пришёл.
Ведущий 2: Уж, не докучную ли ты сказочку мне хочешь рассказать,
дорогая соседушка?
Ведущий 1: Нет, что ты! Как у наших у ворот
Собирается народ,
Собирается народ на весёлый хоровод!
- Встречайте казачат из ___школы!
Фонограмма № 12 (Песня СОШ)
Фонограмма № 13 (фон)
Ведущий 1: Давайте в игру играть. Мы будем загадывать загадки, а вы будете догадливы в отгадках. Первая загадка:
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Лыко дерёт, а лапти не плетёт (Козел).
Ведущий 2: Вторая загадка:
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет (Волк).
Ведущий 1: Кто печёт нам калачи
С пылу, с жару, из печи?
Из печи да с пылу с жару
Наша бабушка (Варвара)
Ведущий 2: А не сыграть ли нам в игры-забавушки
Озорные да распотешные?
Ведущий 1: У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Ведущий 2: Собирайся, детвора,
Ждёт казачья вас игра!
- Встаньте, казачатки! Играть будем! Мы вам показывать будем движенья, а вы их повторяйте за нами! Игра называется «У бабушки Варвары»!
Фонограмма № 14 (фон игры)
Ведущий 2: Спасибо, ребятки! Ну и здорово играли – любо-дорого глядеть. А наш фестиваль продолжается, присаживайтесь на свои места.
Фонограмма № 15 (фон)
Ведущий 1: Нет на свете плясок краше,
Если вдруг казак запляшет,
Если хором запоёт –
Удивит любой народ.
Ведущий 2: И не даром на Руси
Всем знакомы казаки.
Что же, гости дорогие,
Посидим и мы рядком,
Да поговорим ладком,
И на жизнь казачью вместе
Подглядим одним глазком.
ИНСЦЕНИРОВКА «Виноградная лоза» (Курень. Возле куреня казачка – Ангелина и дед казак – Валера ремонтирует ведро, во дворе девочка – Диана И. кормит курочек, уточек, гусей: «Цыпа-цыпа-цыпа!» На фоне куреня стоит стол покрыт скатертью. Девочка подходит к столу и начинает расставлять посуду. На столе посуда в казачьем стиле (чугунок, блюда с пампушками). Заходит мальчик-казак – Артём Ч. В одной руке удочка, в другой на леске нанизана рыбка).
Казак - Артём: Здорово дневала, Настена.
Казачка - Дина: Слава Богу, Данила.
Казак - А: Чё на речку купаться не приходила?
Казачка Дина: Некогда мне, вечерять собираю. Маманя корову доит, а мне на стол собирать велела. Папаня с братом на базу навоз вывозят. Сядай и ты с нами.
Казак А. : Благодарствую. Да я так лучше посижу. Вот (показывает) бубыриков наловил. Может маманя шарбу наварить, отец дюже её любит. В моём роду казаки были работяги, хозяева отменные и родине достойно служили.
Казачка Дина: А, мы помпушки пекли. Ох и вкуснющие. Да я тебя сейчас угощу. (Казачка подаёт тарелку с помпушками, казак угощается и говорит)
Казак А. : Язык проглотишь. Ой, Настёна, заболтался я с тобою. А мне ещё рыбу почистить нужно и сеструху из садика забрать.
Казачка Дина: А, оно и мне воду из колодцу принести надобно, карпетки подправить. В воскресенье в церковь с маманей собрались.
Казак А. : Давай я тебе подмагну. Иде цыбарки. (уходит)
(Выходит из-за куреня Казачка Ангелина и присаживается.)
Казачка: Жаля моя, ну и щиво? Скотину – то, накормила?
Казачка Дина: Накормила!
Казачка Ангелина: А, воды–то, пляснула?
Казачка Дина: Пляснула, пляснула!
Казачка Ангелина: Вечерять собрала?
Казачка Дина: Да, маменька!
Казачка Ангелина: Дак, ступай в курень, скоро гости будут.
Дед – казак: Ангелина, слыхала, сказывали, парни ноня будут ходить, девок веселить. Потому что сегодня праздник Донской лозы. Сегодня не только работают, но и веселятся.
Фонограмма № 16 («Пчёлочка златая» 1 куплет + припев)
(Приплясывая, к куреню идут дети в казачьих костюмах и поют. Дед идет к винограду, во двор, берет возле скамейки лозу, корзинку и плетет корзину. Хозяйка встречает гостей).
Казачка Ангелина: Пожалуйте, гости дорогие! Гостям – почёт, хозяину – честь.
Дети: Здорово дневали у вашем курене!
Казачка Ангелина: Слава Богу! Проходите, гости дорогие, присаживайтесь.
(Гости садятся на скамейки во дворе возле куреня. Мальчик осматривается, приседает, срывает 2-3 кисти разного винограда. Дед – ловит его за ухо).
Дед– казак: А-а, попался, воришка!
Мальчик:(испугался, плачет) Ой, пустите! Я больше не буду!
Дед– казак: Кто такой? Чей будешь? А-а-а, ты Григория Банникова сын!
А ну-кась, пошли к батьке, пущай тебе всыплет, чтоб не бедокурил по чужим виноградникам.
Мальчик: (плачет, просит) Дед Николай, я больше не буду! Нате свой виноград (высыпает его в корзину). Только к батьке не водите!
Дед– казак: А, ну-кась, ну-кась, поглядим, что ты нарвал. (рассматривает)
А-а-а, «Косоротик», а это «Молдовский». Ух ты, «Пухляк» - губа не дура!
Мальчик: (вытирает слезы) Ага, больно вкусный!
Дед– казак: А, ты хоть знаешь историю этого винограда, как он на Дону появился?
Мальчик: Не-а…
Дед– казак: Да откуда тебе знать! Хочешь послухать?
Мальчик: Ага!
Дед– казак: Ну, садись, слухай! Да ты ешь, ешь, коль сорвал. (Мальчик ест виноград). Когда – то, очень давно, ходили казаки в дальние походы. И увидели они там очень красивое растение с вкусными плодами. Возвращаясь домой, казаки привезли с собой чубуки этого диковинного растения. Это и был виноград. Вот так появились и разрослись на Донской земле виноградные сады.
Ведущий 2: Спасибо, ребятки! Ну и здорово играли – любо-дорого глядеть.
Ведущий 1: От нас в этот час - оркестр для вас!
Хочешь – щи хлебай.
Хочешь – на ложках играй.
Ведущий2:Встречайте,___ ___детская музыкальная школа!
(Оркестр)
Фонограмма № 17 (фон)
Ведущий 1: А у нас казачки есть,
Что не можно глаз отвесть.
А как песню запоют –
Сразу ноги в пляс идут!
Ведущий 2: Встречайте казачат из___ школы!
Фонограмма № 18 (Танец)
Ведущий 1: Казачьи песни слушать – что мёд ложкой кушать!
Ведущий 2: Где казачья песня ведется, там весело живётся! А не сыграть ли нам, казачата, песню? Приглашаю казачат из___ школы!
Фонограмма № 19 (Песня)
Ведущий 2: Ребята, мы с вами живём в удивительно красивом уголке России – Донском казачьем крае. Очень много можно рассказать о нём.
Ведущий 1: Всех не спеть нам славных песен,
Добрых слов всех не сказать.
Ведущий 2: Ведь Донской наш край - чудесный,
Как и вся Россия – мать.
Ведущий 1: Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Ведущий 2: Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей!
Ведущий 1: Мы – жители Донского края, мы – казаки, но прежде всего, мы – Россияне, жители большой и могучей страны.
Ведущий 2: Встречайте казачат из ___ школы!
Фонограмма № (песня о России)
Ведущий 2: Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим!
Ведущий 1: Наша Донская земля богата историческими событиями и интересными людьми.
Ведущий 2: Мы знакомимся с истоками нашей донской культуры на уроках казачества. А, то, что мы сегодня показали - это маленькая частица нашей большой истории.
Ведущий 1: Мы желаем, чтобы каждый из вас в будущем был достойным гражданином России, а в сердце всегда носил любовь к нашей Донской земле.
Ведущий 2: Гость доволен - хозяин рад! Спасибо всем за ваше тепло, за ваше участие, за ваши добрые улыбки!
Вот и настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы:
Вместе: «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»
Фонограмма № 13 (Песня ведущих)
Ведущий 2: Но наш фестиваль на этом не заканчивается, мы приглашаем всех на работу творческих площадок в парк им. Нечаева.
«Аукцион пословиц и загадок» - у фонтана;
«Конкурс рисунков на асфальте» и «Казачьи игры» - на территории детской площадки и площадь;
«Юный атаманец» - малая сцена;
«Конкурс частушек» - у фонтана;
- Желаем всем удачи и хорошего настроения!
ЧАСТУШКИ:
1. Щука плавает в Дону.
Спит на яблоне в саду.
Шерсть смотали мы в клубок,
Выйдет шёлковый платок.
2. Закудахтал пес Барбос,
В конуре яичко снес.
В марте стаял снег и лед –
Это к нам зима идет.
3. Из-за Дона, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Дети на телятках
Внуки на козлятках.
4. Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась.
Надо пляской помогать.
5. Сидит ёжик на березе -
Новая рубашка,
На головке сапожок,
На ноге фуражка.
6. Ой, ребята, та-ра-ра,
На Дону стоит гора.
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
7. Две вороны на юру
Раскричались поутру:
Кар да кар, кар да кар,
Вот устроили базар.
ПОГОВОРКИ
- Казаком быть – не разиня рот ходить.
- Гриб хорош белый, а казак умелый.
- Казачьему роду нет переводу;
- Казачья голова, что под дождиком трава;
- Донской казак часть не кинет, хоть головушка стынет;
- Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев;
- Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;
- Казак с конем и ночью и днем;
ПЕСНЯ ВЕДУЩИХ «БРАВО, БРАВО КАТЕРИНА!»
1. Как был в нашей сотне командир хороший. 2 раза
Припев:
Чернявая моя, чернобровая моя, 2 раза
Черноброва, черноглаза, кудрявая голова, 2 раза
Раз - кудря, кудря, кудрява, кудрявая голова, 2 раза
Браво, браво, Катерина, браво, сердце моё! 2 раза
2. Командир хороший, старшина удалый. 2 раза
Припев.
3. Старшина удалый, казаки все бравы! 2 раза
Припев.
4. Казаки все бравы - кони в них убраны! 2 раза