Зонова Нина Николаевна
Классный час для учащихся начальной школы «Я в мире людей»
▼ Скачать + Заказать документы
Классный час для учащихся начальной школы
Оборудование:
1) Плакаты:
• «Будьте для всех солнышком»
• «Уважен хочешь быть – умей других уважать»
2) Пословицы:
• «Доброе слово, что ясный день»
• «Недоброе слово больней огня жжёт»
• «Ласковым словом и камень растопишь»
3) Солнышко и его лучи :
теплота, внимание, заботливость, тактичность
4) «Сердечки» настроений
1 сторона – от чего на сердце тяжело (рефлексия)
2 сторона – от чего легко на сердце
Публикация «Классный час для учащихся начальной школы „Я в мире людей“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
5) Карточки с различными этическими ситуациями для мальчиков и девочек
6) Волшебная палочка (оклеенная бумагой)
7) Кресло
8) Подарки друг другу
Задача:
1) Приобщать учащихся к нравственным нормам взаимоотношений в коллективе через понятия: доброжелательность, тактичность, любовь к ближнему
Цель:
• Акцентировать внимание детей на том, как важно уметь понимать состояние другого человека и откликаться на его беды и горести
Ход:
- Здравствуйте, друзья!
Здравствуйте, мальчишки и девчонки!
Я с нетерпением и волнением ждала нашей сегодняшней встречи. Меня зовут Нина Николаевна. Но для начала нам с вами нужно подружиться. А с чего начинается дружба?
Давайте, друзья встанем в круг и сыграем в игру
«Мы – друзья!».
Встаньте, дети, встаньте в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Пусть будет шире Дружбы круг.
В кругу стоят друзья твои,
Ты им свою улыбку подари.
(Посмотрите в глаза друг другу и подарите очаровательные улыбки)
Слева друг и справа друг,
А вместе это Дружбы круг.
Другу справа руку ты пожми,
Передай ему тепло своей души
(Дети пожимают руку тому, кто справа.)
Много в мире нужных вещей,
Но друга иметь намного важней.
Имей друга всегда и два, и три
И другу слева подарок подари.
(Песня «Если с другом вышел в путь» 1 куплет и припев)
Сегодняшнее наше занятие не простое, а волшебное. И знаете, почему? Потому, что сегодня мы попробуем стать волшебниками. Что же волшебного делают волшебники в сказках? (Они творят добро)
- В чем это выражается? (Помогают хорошему человеку)
- А вы можете помочь человеку? Как?
- А помешать злому? Как?
Значит, вы можете быть волшебниками и творить добрые дела. Прочитайте тему классного часа «Я – в мире людей». Скажите, какие задачи вы бы поставили и почему?
Давайте вспомним народную мудрость о силе доброго слова:
Какие вы помните пословицы? А вот пословицы, которые знают мои ребята:
- Недоброе слово сильней огня жжет.
- Ласковым словом и камень растопишь.
- Доброе слово, что ясный день.
Да, доброта, что солнце, озаряет всех своими лучами. И от этих лучей, что мы ощущаем? (теплоту, внимание, заботливость) (На доске рисуется солнышко и лучики).
Получается, что лучик волшебный. Давайте проверим. Вот я беру волшебную палочку, взмахиваю ей и лучик летит к … Он делает тебя внимательным и заботливым.
-К кому бы ты хотел проявить свое внимание и заботу?
- Кто еще хочет взмахнуть волшебной палочкой?
Теперь пусть каждый совершит волшебство. Закрыли глаза. Да свершится чудо.
Тренинг любви
«Я люблю людей. Я хочу доставлять им радость. Я хочу делать добрые дела, чтобы вызывать улыбку радости на лице другого человека.
Я настроен на добрые дела, чтобы вызывать улыбку радости на лице у мамы, папы, друзей, учителя. Я стараюсь каждый день делать приятное окружающим. Я стремлюсь стать вежливым и тактичным человеком, чтобы было радостно общаться со мной. Я вежлив с теми, кто меня любит, и с теми, кто меня не любит. Мне бывает очень стыдно за проявление грубости и бестактности по отношению к людям. С большой настойчивостью я стремлюсь быть вежливым, добрым, тактичным человеком».
- Что вы почувствовали?
- Какие ощущения возникли?
Наша жизнь необычайно тесно связана с жизнью наших близких. Наше душевное расположение, даже внешне ничем не выражаемое, сильно действует на душевное состояние окружающих. Я сержусь на кого-то – он чувствует это и равным образом начинает испытывать ко мне недобрые чувства.
- Как это может выражаться?
Всякая душевная скорбь неизбежно вызывает страдание у близких. И если мы мрачно настроены, раздражены, унылы, то этим настроением мы заражаем и других. Наша бодрость, жизнерадостность ободряет, укрепляет и радует близких. Отсюда наше душевное здоровье важно не только ради нас самих, но и ради всех окружающих.
Наше общение с окружающими происходит прежде всего в словах. Понимаем ли мы всю тяжесть ответственности за произносимые слова?
-Кто из вас обращал когда – нибудь внимание на то, как слово может влиять на окружающих?
Словами можно возвышать, очищать и облагораживать людей, внушать им веру, радость, возрождать в них любовь и милосердие, дарить мир и спокойствие. И наоборот, скверными словами можно убивать и отравлять душу, отравлять существование окружающих. Если кто-то считает себя добрым человеком, но не обдумывает своих слов, он далёк от культуры.
- Вы, наверное, замечали, что иногда человек обижается, когда ему говорят как будто безобидные слова. Как вы думаете, почему?
Давайте поупражняемся в разнообразном интонировании самых привычных слов.
Здравствуйте – радостно, приветливо, угрюмо, небрежно.
До свидания – с огорчением, надеждой на скорую встречу.
Дай –уверенно, обиженно, нетерпеливо.
Итак, важно не только то, что ты скажешь, но и то, как ты это скажешь.
Человек только тогда и становится человеком, если отдаёт себя на служение ближним. Любовь к ним должна проявляться в спокойном, нежном, ласковом, терпеливом и заботливом отношении к ним.
В старину люди говорили: «Уважен хочешь быть – умей других уважать».
- Как вы думаете, о чём эта мудрость?
«Разделённая радость – двойная радость, разделённое горе – половина горя».
(если тебе плохо, то становится лучше, если кто-то утешит и разделит грусть)
- Но всегда ли у каждого это получается понимать состояние другого человека?
Поразмышляйте над небольшими историями (работа в парах).
Анализ этических ситуаций
Ситуация 1
За пять минут до первого урока в класс зашла Оля. У неё был расстроенный вид, заплаканные красные глаза. «Чего ты это плакала?» - громко спросила Катя. «Кто тебя обидел? Давай-давай, рассказывай», - подскочила к ней Наташа. «Что случилось», - закричали все. Оля разрыдалась и выбежала.
- В чём была ошибка ребят? (нужно было подойти и тихонько спросить Олю, помочь, посочувствовать, но не кричать, не выяснять так громко, что случилось).
Ситуация 2
В гости к Тане пришла подруга Ира и увидела в клетке любимого Таниного попугая. «Ничего птичка, симпатичная, - сказала Ира, - но они долго не живут. У меня такая же была, только сдохла». Таня надулась, и Ира уже не смогла её развеселить.
- Какую оплошность допустила Ира? (Ире не стоило так отзываться о любимом попугае подруги, тем более приводить такой пример).
Ситуация 3
Девочка обращается к подружке: «Ну у тебя и куртка! Я бы такую ни за что не надела!»
- Как надо было сказать, если куртка действительно не нравится? (ты знаешь, я думаю этот цвет тебе не совсем подходит).
Ситуация 4
Олег, выскочив из дома, стремглав помчался к школьному автобусу. На бегу он случайно задел свою одноклассницу, наткнулся на учителя, протискиваясь, он зацепил чью-то пуговицу и она отлетела.
- Как повлияла спешка Олега на настроение окружающих?
Ситуация 5
Одна девочка жаловалась маме:
- Во дворе меня один мальчишка зовёт Галька.
- А как ты его зовёшь? – спросила мама.
- Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
- Права ли Галя?
У всех этих героев есть пять чувств, но не хватает шестого очень важного для человеческого общения – тактичности. Как бы вы его определили?
(доброты, жалости, желание не обидеть другого, помочь ему).
- Как поступит тактичный человек, если кто-то плачет?
- А над чем вообще нельзя смеяться? (над бедой, над физическими недостатками).
Особенно оскорбительны клички, стремление подразнить ближнего.
- Что испытывают дети, когда их дразнят?
Кроме боязни необдуманности и поспешности в словах мы должны опасаться как либо нечаянно обидеть или задеть самолюбие другого человека даже неуместной шуткой. «Остерегайтесь шуток и неосторожных слов» - говорится в Священном Писании. Но хорошим смехом восстанавливается дружба, можно рассеять злобу.
Многие наши беды от гордыни, желание выделиться, унизить другого. На самом деле мы живём в этом мире, чтобы помогать друг другу. Любовь – это прежде всего, забота о других.
Насколько теплее станет в мире, если мы будем терпимы и внимательны друг к другу, если почаще будем думать о том, как слово и поступки наши отзовутся в сердце другого человека.
-А давайте проверим тактичные ли вы люди? Хотите?
Игра «Продолжи фразу»
Учитель начинает, а дети заканчивают фразу так, как это сделал бы тактичный человек.
- если ты случайно толкнул кого-то, то…
- если в твоём присутствии обижают малыша, то…
- если тебе подарили коробку конфет, то…
- первым словом по телефону должно быть слово…
- Я для вас приготовила ещё одну замечательную игру.
Игра «Комплимент»
Правила игры:
Подарить сидящему в кресле комплимент: выделить какую-то отличительную черту, сказать приятные, любезные слова, пожелания.
ОБОБЩЕНИЕ:
Мне было приятно, что вы с уважением и осторожностью давали пожелания. Не стесняйтесь говорить друг другу приятные слова.
Песня «Давайте говорить друг другу комплименты»
Давайте восклицать, друг другом восхищаться
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты
Ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте жить во всем, друг другу потакая,
Тем более, что жизнь короткая такая.
Сегодня мы узнали, что все мы разные и по-разному ведём себя в жизненных ситуациях. Но очень важно то, чтобы мы поняли «Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой», как важно уметь понять состояние другого человека и откликнуться на его беды.
Вы не забыли что занятие у нас волшебное? Я подарю вам сейчас маленькую частичку моего огромного сердца, которое вам будет помогать лучше понимать других людей, поможет вам стать доброжелательнее, тактичнее, научит любить.
Рефлексия: (Знаниевая)
Чему мы учились?
Зачем нам нужен этот кл. час?
Над чем нужно ещё поработать?
(Наглядно-образная) : сердечки настроений
Ребята, иногда взрослые говорят, что у них легко на сердце или тяжело на сердце. Давайте определим с вами, когда может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это может быть связано.
Попробуйте определить ваше настроение
Если сегодняшняя встреча вам доставила хоть чуточку радости, принесла чуточку знаний – красное сердечко, и наоборот.
Домашнее задание:
1. Полученные на волшебном кресле пожелания обсудить дома с родителями.
2. На одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело, а на другой стороне – причины, от чего у вас на сердце легко.