Светлана Сидорова
Сценарий праздника по художественно-эстетическому развитию «Кузьминки» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование ценностного отношения к календарным обрядовым праздникам.
Виды деятельности: музыкальная, восприятие фольклора, коммуникативная, игровая.
Задачи:
Обучающие:
1. Формировать представление о народных праздниках.
2. На фольклорной основе формировать исполнительско - творческие навыки и умения каждого ребенка.
3. Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Кузьминки».
Развивающие :
1. Развивать у детей положительное отношение к историческому прошлому народа, к народной культуре.
Публикация «Сценарий праздника по художественно-эстетическому развитию „Кузьминки“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2018
2. Развивать эмоциональную сферу личности ребенка.
Воспитывающие:
1. Воспитывать бережное отношение к духовным и нравственным ценностям своего народа.
Материалы и оборудование: оформление зала в русском стиле: печь, прялка, стол с расшитой скатертью, на столе самовар. Перед ширмой детский стол, игрушки, кукла, кроватка для девочки.
Предварительная работа: Разучивание народных песен, потешек, пословиц, примет, танцев, игр, хороводов.
Планируемый результат:
1. Обогащение представлений детей о народных праздниках и традициях.
2. Проявление интереса к русской народной культуре.
3. Умение выражать чувства через русское народное творчество.
Ход:
Звучит фонограмма «Колыбельная», входит девочка, Настенька убаюкивает куклу, кладет в люльку, закрывает шторочки, гладит мишку по голове, задувает свечу, берёт зайчика и ложится в постель с ним.
Звучит веселая музыка, вбегают 2 скомороха (взрослый и ребёнок) веселятся, играют в ладоши, кувыркаются.
Настенька: поднимается с постели: «Вы кто?»
Скоморох 1: «Мы? – твой сон»
Настенька: «Мой сон? Ой, как интересно»
Скоморох 2: «Ну конечно мы твой сон и пришли пригласить тебя, на старинный праздник Кузьминки»
Настя: Знаю, знаю, о нем мне рассказывала моя прабабушка.
Скоморох 1: Эй, народ, собирайся в хоровод, будем петь, танцевать старину вспоминать. (Убирается ширма, появляется вид избы)
Настя: (рассматривая избу) Ой, словно в старину попала. (Звучит русская народная музыка) Входят дети в русских народных костюмах. Встают полукругом.
Настя: Ой, какие у вас сарафаны расписные, распрекрасные, а рубахи-то нарядные праздничные.
Девочка: Не расстраивайся Настенька, мы и тебя нарядим (под музыку надевает на неё юбку, следующий ребёнок кофту, кокошник.)
Настя: Мне нравится мой новый наряд.
Раздайся народ,
Меня пляска берет,
Пойду попляшу
Всех на пляску приглашу.
«Кадриль» 4 пары, аудиозапись «Золотое кольцо» «Рассеюшка моя».
Скоморох 2: Усаживайтесь поудобнее, слушайте да запоминайте. Кузьминки первый зимний праздник, а назван он в честь двух святых- Косьмы и Домиана, которые жили давным-давно. Они были хранителями домашнего очага, лечили народ, а плату за лечение не брали, их называли за это бессребрениками. За то, что они помогали больным, исцеляя ум и душу народ им верил. Обычно с 14 ноября, когда урожай убран в закрома, брались за ремесло, начинали и детей обучать разным ремёслам и наукам.
Девочка: Парни наши мастера
Ловко делают дела.
Мальчик: Но и девочки под стать
Ни в чем не станут уступать.
Инсценировка песни : «Посмотрите, как у нас-то в мастерской»
С оркестром: молоточки, трещалки,
посмотрите-ка у нас-то в мастерской,
там работнички трудятся день-деньской,
как начнут они топориком рубить,
молоточкам по гвоздочкам молотить.
А пилами-то пилят, пилят, пилят
Во все стороны опилочки летят,
Время плотничкам работушку кончать
И пойдут они в присядочку плясать.
Ай, люли, люли, люли, люли, люли
И пойдут они в присядочку плясать.
Скоморох 2: (обращаясь к столику ложкарей)
А вы, ребятушки, что же призадумались?
Мальчик: Псковские, Тульские,
Загорские, Вятские, Смоленские,
ложки деревенские.
Настя: Давайте играть плетень заплетать.
Игра «Плетень». Ложкари подыгрывают.
Скоморох 2: Обычно на Кузьминки дарили знакомым курочек, петушков и ели блюда из курицы т. к. символом праздника был петух.
Девочка:А у нас и петушки есть и курочки.
Песня «Петухи запели»
Скоморох 1: А давайте устроим петушиный бой.
Эй ребята дайте круг,
Пусть летят здесь перья, пух.
Игра «Петушиный бой»
Скоморох 1: А еще, по обычаю по старинному на Кузьминки изготавливали из соломы чучело Кузьмы, встречайте гостя.
Скоморох 2: А пришел он к вам с мешком, заглянем в него. (достает ленту)
Девочка: Выходи играть ребята,
Выходи играть девчата,
Лента яркая - атлас
Кто водящий в этот раз?
Музыкальная игра с лентой.
Вышел Ваня погулять, стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать, кому ленточку отдать.
Поклонись, поклонись, да за ленточку держись,
Мы считаем 1,2,3, ну-ка ленту забери.
Девочка: Что за славный денёк,
Собирайся куманёк.
Будем шутки шутить,
Да гостей веселить.
Скоморох1: Заглянем-ка в мешок ещё разок. (Достает картинки.)
Скоморох 2: Небылицы расскажите,
И в мешок Кузьме сложите.
Ребё нок : На заборе чепуха, жарила варенье
Куры съели петуха, в одно воскресенье.
Ребё нок: Чепуха, чепуха - это просто враки
Куры съели петуха - говорят собаки.
Ребё нок: У нас лошади в галошах,
А коровы в сапогах
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях.
Скоморох 1: Ну и шустрые ребятишки, а пословицы и поговорки знаете?
(Дело мастера боится. Без дела жить – только небо коптить. Землю красит солнце, а человека труд. Была бы охота, будет работа.)
Скоморох 2: Вот и наполнился мешок Кузьмы пословицами и поговорками.
Песня «Ходила чечетка»
Скоморох 2: Акуля, Акуля, что шьешь не от туля?
Девочка : А я шить и пороть буду.
Скоморох 2: Пори, да не ворчи, а девчонки танцевать пошли.
Русский хоровод
Скоморох 2: Пришли Кузьма да Демьян потешили нас, ремёслам научили, осень с собой унесли, дорогу зиме вымостили вот и начались первые морозы. Недаром, в народе говорится: «Не сковать реку зиме, без кузнеца Демьяна», «Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит»
Скоморох 1: Прощай, Кузюшка, до новой осени, до нового урожая.
«Зимняя песня»
Скоморох 2: Издревле наш народ славился гостеприимством, да угощением славным.
Фонограмма «Пых, пых самовар» танец
Самовар: Это я! Это я!
Долгожданный самовар.
И со мной подружки
Чашки- хохотушки.
1я чашка: Мы пришли повеселиться,
Нам на месте не сидится,
2я чашка: Любим, петь и танцевать
Друзей чаем угощать.
Скоморох 2: Тары, бары- растабары, выпьем чай из самовара,
С сухарями, с сушками, со сладкими ватрушками,
С бубликами вкусными, с калачами русскими.
Песня «Калачи»
Самовар: Рады всех вас пригласить, чаем вволю напоить
Чашки: Милости просим на чашечку чая!
(За самоваром и чашками дети уходят в группу пить чай. Ставится ширма, кровать. Настенька ложится, звучит музыка «Утро». Девочка встает, потягивается.)
Настенька: Какой сон видала и про праздник всё узнала.
Голос: Настенька, ты проснулась, пора завтракать.
Настя: Иду, иду мамочка!