Светлана Терентьева
Сценарий познавательно–игровой программы для детей «Забавы у русской печки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель и задача:
•приобщить детей к истокам культуры русского народа, быта, обычаям и традициям;
•привить интерес к народному творчеству, его красоте и гармонии, воспитать чувство прекрасного;
•пополнить словарный запас, обогатить новыми знаниями.
Темочки:
Подготовительная работа: чтение русских народных сказок, приготовить макет русской избы (стол, лавки, посуда, печь, утварь, занавески, полотенце, приготовить макет русской печи, русские народные игрушки и музыкальные инструменты, солёное тесто для изготовления детьми калачей, дощечки по тесто, музыкальное сопровождение, берёза для хоровода, матрёшка (фотозона).
Ход:
Хозяйка:
Ой, как много здесь гостей
Ждёт вас множество затей,
Будем петь, да играть
Старину вспоминать.
К путешествию в старину приглашаем -
О русских обычаях и традициях много узнаем.
Слушайте, пойте, рассказывайте, запоминайте,
Игры веселые затевайте.
Так жили на Руси наши предки и нам завещали –
Очень хотели, чтоб мы традиции их продолжали.
Звучит русская народная песня «Выйду на улицу»
В зал заходят дети.
Хозяйка:
Здравствуйте, люди добрые,
Гости званные
Гости желанные.
Садитесь, располагайтесь,
Друг дружке улыбайтесь.
Дети: Здравствуй, хозяюшка!
Хозяйка:
Низкий поклон вам,
Соседи добрые!
1 Этап. «Знакомство с русской избой»
Хозяйка: Я вас приглашаю в русскую избу, в такую, в которой наши прапрабабушки и прапрадедушки жили, когда были такими же как мы сейчас.
Хозяйка приглашает детей в горницу.
Дети садятся на лавки вокруг стола. Стол накрыт для чаепития: самовар, деревянная посуда, деревянные ложки.
Хозяйка продолжает рассказ: И чего только тут не было! И длинный деревянный стол с лавками, чтобы вся большая семья усаживалась отмечать разные праздники, и вышитые руками хозяйки расписные занавески, скатерти и полотенца. Но самой главной в доме считалась ПЕЧКА, которая всегда стояла посреди избы. Можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя. Про неё в народе говорили: «Печка кормит. печка поит, печка – мать родная!»
В нашей горнице много найдете предметов старины и быта русского народа. А вот как их называли и как применяли, вам и предстоит сейчас узнать.
2 этап. «Музей русских народных предметов»
Хозяйка показывает детям самовар и рассказывает для чего он нужен и как служил хозяевам. Затем загадывает загадки и продолжает рассказ о предметах, их принадлежности.
(Загадывает загадки)
В нем вода, но он не речка.
Хоть и с клювом, но не грач.
Он не печка, хоть и печка,
От углей он стал горяч. (Самовар).
Как нужна она в лесу!
В ней грибы домой несу,
Полюбуйся на картину-
Белых целая. (корзина).
Это что за простачок
Лег у двери на бочок,
На дороге, на пороге
Останавливает ноги? (Коврик, половик).
Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто – к доске привязали! (Прялка).
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет. (Ухват).
Мне в частушках подыграет,
Хоть и не гармошка.
За обедом в суп ныряет
Расписная (ложка).
Хозяйка: Ой, какие ложки расписные. А вы знаете, что ложками не только ели, но и играли на них.
Ложкари: «Игра на ложках»
Дети становятся в кружок и играют на ложках под песню: «Ай вы сени, мои сени».
3 этап. «Музей русских народных игрушек»
Далее Хозяйка приглашает детей к выставке игрушек и музыкальных инструментов. Затем загадывает загадки и продолжает рассказ о предметах, их принадлежности.
Девчонки деревянные,
Веселые, румяные.
Открывается игрушка,
А внутри сидит подружка.
Кто это? (Матрешка)
Без нее в деревне скучно,
Вместе с ней поют частушки,
Пляшут Маша и Антошка
Под веселую (гармошку).
Три струны, ее узнай-ка»
Ну конечно (балалайка)
(Пока дети играли на ложках и рассматривали игрушки, помощник убрал всё со стола и подготовил всё для лепки)
4 этап. «В гостях у печки»
Хозяюшка:
Мир Вам, гости, дорогие.
Вы явились в добрый час.
Встречу тёплую такую.
Я готовила для Вас.
Рада видеть Вас у печки.
Без неё и дом пустой
В ней и жарить, в ней и парить
И зимой с ней, как весной.
Печь – это часть нашей культуры, старое нужно знать и беречь, печь – основа русской избы, её душа. Давайте вместе зажжём теплом своих сердец огонь в знак дружбы и доверия друг у другу, донесём его до нашей печи.
(дети, осторожно передают из руки в руки огонёк, ставят его в печь).
Печка - это самая первая помощница и советчица хозяйки дома. В ней готовили еду в горшочках, выпекали куличи, да баранки.
Хозяйка: Народная мудрость подмечала: «Хочешь есть калачи – не сиди на печи».
За самоваром собиралась вся большая деревенская семья, пили чай горячий с медком, с пирогами, блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта, и семейного покоя.
Хозяюшка приглашает на изготовление калачей.
Хозяюшка приглашает детей за стол и предлагает испечь ароматные калачи. Дети изготавливают калачи, звучит русская народная песня «Калачи». Все поделки выкладывают на противень и относят в русскую печь «выпекаться».
Пока калачи готовятся, хозяюшка приглашает поиграть.
Хозяйка: Хотите ещё поиграть?
Игра «Платочек»
Вот платочек расписной.
Он волшебный, не простой.
Буду с вами я играть
Всех платочком накрывать.
Дети водят хоровод под музыку. Когда музыка обрывается, все должны сесть на корточки и закрыть глаза. Воспитатель накрывает кого-нибудь платком и говорит
- «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?»
Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз.
В это время, пока дети играют, помощник заменяет калачи из солёного теста на настоящие калачи.
Можно провести хороводную танец вокруг берёзы «Во поле берёзка стояла…»
5 этап. Итог.
Хозяйка:
Ай, качи-качи-качи!
Глянь – баранки, калачи!
Глянь – баранки, калачи
С пылу, с жару из печи.
С пылу, с жару из печи —
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам останутся ба-ра-а-а-ночки!
Хозяйка угощает детей калачами.
(Под русскую народную музыку Хозяйка прощается с ребятами).