Татьяна Фареник
Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе «Богатыри земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей : коммуникация, познание, физическая культура, чтение художественной литературы.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о том, как люди защищали свою Родину в разные времена.
Задачи: сформировать представление детей о Древней Руси, о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитников земли русской.
Познакомить детей с оружием богатырей.
Публикация «Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе „Богатыри земли русской“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Богатыри. Сценарии развлечений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Прививать интерес к истории и культуре русского народа, воспитывать чувство патриотизма.
Расширять словарь детей, используя в речи старинные слова: щит, меч и стрелы, копье, булава.
Предварительная работа.
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»;
чтение отрывков о былинных богатырях «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Кожемяка»; рассматривание изображений современных видов оружия, вооружения богатырей.
Оборудование.
Иллюстрации богатырей Древней Руси : карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, копье, щит) и оружия современных воинов (пистолет, ружье, винтовка, автомат) ; ноутбук; компьютерная презентация.
Ход образовательной ситуации.
1. Организационный момент
Дети входят в группу, рассаживаются на стульчиках.
Входит воспитатель с воздушным шариком.
-Здравствуйте ребята. Вы не удивляйтесь, что я зашла с воздушным шариком. Это не простой шарик, а шарик с моей мечтой. Ведь я никого не удивлю, если скажу, что я очень люблю мечтать. И вот, зачастую, чтобы мои мечты сбывались, я надуваю их в воздушный шарик и мечтаю, мечтаю, мечтаю. На каждую мечту у меня свой шарик.
-Вы хотите узнать какая мечта заложена в этот шарик?
(Ответы детей)
- В детстве я очень мечтала стать историком. Вы знаете кто такие историки?
(Ответы детей)
-Да, это люди, которые изучают наше прошлое, прошлое нашей страны, прошлое всего мира, планеты. Но я так и не стала историком, но интерес к истории меня никогда не покидает. А вам бы хотелось попробовать себя в роли историков?
(Ответы детей)
- Ну,а что мы с вами будем изучать,нам предстоит еще выбрать. Но прежде чем начать нашу исследовательскую научную жизнь, у меня для вас,есть что то интересное. Рассказать вам?
(Ответы детей)
2. Основная часть
-Каждый год в феврале наступает день, когда мы поздравляем наших мужчин – защитников Отечества. Скажите мне, а что такое Отечество?
(Это Родина, страна в которой мы живем)
- Слово «Отечество» произошло от слова — «отец». Отечеством — называют Родину, а Родина- значит родная, как папа и мама. Родина — место, где мы родились, страна в которой мы живем.
-Почему праздник называется «День защитника Отечества»?
(Ответы детей)
- Кто такие «защитники» ?
(Ответы детей)
- Ребята, как вы думаете, один солдат может защитить Отечество?
(Ответы детей)
- Конечно же нет, ведь не зря сказано : «Один, в поле не воин». А когда много солдат — это армия. У каждого народа, в каждой стране есть своя армия. В России тоже есть армия, и она не раз защищала свой народ от захватчиков.
- Ребята, а как вы думаете, всегда ли были защитники- воины?
- Кто были самыми первыми защитниками своего Отечества? Как называли этих воинов?
(Предположения и рассуждения детей. Подвожу детей к тому, что самые первые защитники своего Отечества-богатыри) .
- Кто такие богатыри и чем они занимались, чем прославились?
(Ответы детей)
Показ презентации №1 «Богатырь»
- Для того, чтобы нам узнать о богатырях, нам необходимо отправиться в прошлое. А вам бы хотелось отправиться в путешествие? Но имейте ввиду, что путешествие будет далеким, нам надо попасть в древнюю Русь. На чем мы может отправиться в такое далекое прошлое?
(Предложения детей)
- Мне понравились ваши предложения, но идея путешествовать на машине времени, мне понравилась больше всего.
(Сооружаем с детьми «машину времени» из мягких модулей)
- Вот наша машина времени готова к отправлению и нам пора занимать места. Ребята, но мы ведь знаем, что необходимо приобрести билет для проезда. Но у нас ведь волшебная машина, поэтому билетом- пропуском будут служить ваши ответы на поставленные мной вопрос. Вы согласны?
-Назовите мне рода войск.
(Дети перечисляют рода войск, занимают места. Звучит музыка, воспитатель предлагаем детям закрыть глаза и произнести слова «Мы летим, летим, летим! В прошлое попасть хотим!»)
Рассказ сопровождается показом презентации «Богатыри земли русской»
На экране появляется изображение древнего города. (Слайд №2)
-Землю, на которой издревле жили отцы и деды, называют Отечеством, Отчизной, Отчим краем. Отчизна там, где говорят на родном языке, сообща трудятся, а при опасности все вместе, не жалея жизни, защищают ее. Но, живя на русской земле, считая ее своей по праву, знаем и помним ли мы, что, давным – давно, на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Издревне на этой земле жили славяне. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Называли таких людей русичами. История нашей страны никогда не была безоблачной и мирной. Ее просторы и природные богатства с древности всегда манили захватчиков. Их соседи хазары и монголы -татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Русь защищалась от врагов. На их пути всегда вставали защитники земли русской. Жили среди русичей богатыри - защитники нашей Родины в древности. Они славились богатырской силой.
На экране появляются изображения богатырей. (Слайд №3)
-Богатырями не рождаются, богатырями становятся. Мальчиков с самого раннего детства закаливали, тренировали, учили владеть оружием. Они много трудились, много молились и вырастали сильными, смелыми, добрыми, справедливыми и с Божьей помощью могли одолеть любого, даже самого лютого врага.
Дети с воспитателем рассматривают изображения богатырей.
- У каждого богатыря была своя дружина, т. е. войско. И с этой дружиной богатырь выходил на ратный бой с врагами. (Слайд №4)
-Ребята, давайте рассмотрим ратные доспехи богатырей.
На экране появляются изображения богатырских доспехов.
(Слайды № 5,6,7,8,0,10)
Отгадайте загадки
Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом.
(Шлем)
Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же…
(Меч)
Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький…
(Щит)
- Молодцы, ребята, все загадки отгадали. А еще, зачастую, у богатырей была булава, которой он отбивался от врагов, которые нападали на него, а также копье, лук, колчан со стрелами. (Рассматривают изображение доспехов).
-Обратите внимание, как передвигались богатыри? (Богатырский конь).Конь под богатырем тоже был невиданной силы. (Отмечают какая грива у коня, копыта, морда, а так же снаряжения коня- седло, узда). (Слайд № 11,12)
-Ребята, а вы хотели бы на время стать богатырями, поучаствовать в богатырских состязаниях?
(Ответы детей)
-Тогда приготовьтесь к небольшой разминке.
Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь- вот он каков : (Показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, (Имитируют движения) Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
-Теперь нам необходимо разбиться на дружины. Не подскажете мне, как мы можем это сделать?
Выслушиваю предложения детей и выбираем, что с помощью считалки.
Сидел Илюша на печи
Кушал с чаем калачи
Чтоб большим и сильным стать,
За Русь – матушку стоять.
Дети делятся на две дружины.
Начинаются эстафеты.
Во время проведения эстафет идет музыкальное сопровождение.
(Музыка прилагается № 1, 2, 3)
1.«Одень богатыря»
«Богатыри»- мальчики стоят на противоположной стороне площадки от девочек. По сигналу девочка берет одну вещь из снаряжения «богатырского», проходят полосу препятствия и одевает «богатыря». Эстафета считается оконченной тогда, когда «богатыри» одеты в «богатырские» снаряжения.
- В старину говорили «Один в поле не воин». Как вы думаете, что же это значит?
(Рассуждения детей)
- Ну а мы сейчас проверим, чья дружина сильнее.
2. Эстафета «Перетягивание копья»
Друг напротив друга сядьте
Пятками упритесь.
Разом за одно копье
Вместе все возьмитесь.
Кто в плен соперника возьмет
Славу дружине принесет.
- Богатыри любили похвастаться своей удалью и сходиться один на один, чтобы похвастаться своей силою.
3. Эстафета «Богатырская сила»
- Ну что ж, вы попробовали себя в роли богатырей. Вам понравилось быть богатырями? Продолжим наше знакомство?
Д/и «Собери богатырей в поход»
Воспитатель обращает внимание, что на столе разложены карточки.
-Ребята, нам необходимо собрать богатыря в поход. Но тут произошла небольшая путаница- перемешались старинные и современные оружия. Давайте поможем богатырю собраться в дальний героический поход.
- Ну вот, наши богатыри готовы в боевой ратный поход. И я думаю, что это не без нашей помощи. Но я забыла вам сказать, ведь время пребывания в прошлом, всегда ограничено. Нельзя надолго здесь оставаться, чтобы не потеряться во времени, в эпохах. Нам пора возвращаться домой. Занимаем места в нашей машине времени, закрываем глаза и произносим слова «Мы летим, летим, летим, мы домой попасть хотим» .
Звучит шум мотора.
Рефлексия:
-Где мы с вами побывали?
(Ответы детей)
-Что нового, интересного вы открыли для себя?
(Ответы детей)
-Какие трудности у вас были при выполнении заданий?
(Ответы детей)
- Кому бы вы хотели рассказать?
(Ответы детей)
(Выслушиваю предложения детей)
- Мне очень понравилась ваша идея организовать «Вернисаж богатырей» и провести экскурсию для младших дошкольников, на которой вы поделитесь своими впечатлениями и знаниями, полученными во время путешествия в далекое прошлое.
3. Заключительная часть
(Воспитатель берет в руки свой воздушный шарик)
- Ну вот, ребята, моя детская мечта сбылась. Я на время стала историком, побывала в прошлом, узнала о первых защитниках своего Отечества- богатырях. И теперь я смело могу выпустить свою сбывшуюся мечту в небо. Я желаю вам, чтобы ваши мечты всегда сбывались, и хочу подарить вам волшебные шары, которые вы наполните своей мечтой, и она непременно сбудется!
- И в заключении я хочу вам зачитать завет, который оставили нам, своим потомкам, богатыри. (Слайд №13)
Друзья, мои милые!
Обещайте, что вы и в трудный час Родину- матушку не оставите и будете ей во благо служить! Коли мирное время, то трудом своим Русь прославите. А коль нападет недруг на нас, то мечом ему отпор дадите!