Людмила Козырева
Конспект НОД в старшей группе по теме: «Богатыри-защитники земли русской».
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: воспитатель
Козырева Людмила Тимофеевна
Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
Задачи:
Образовательные:
-Закрепить знания названий элементов костюма и оружия русского богатыря, формировать грамматический строй речи.
-Расширять знания о понятии «былина», как жанре народного творчества.
Развивающие:
-Развивать представление о времени, умении ориентироваться в прошлом и настоящем.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по теме: „Богатыри-защитники земли русской“,» размещена в разделах
-Развивать умение работать в группах и решать сообща проблемные задачи.
Воспитательные:
-Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
-Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен о русских богатырях.
-Прививать интерес к истории и культуре русского народа, воспитывать чувство патриотизма.
Активизация словаря:
Богатырь, былина, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, ножны.
Предварительная работа:
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Чтение былинных сказок «Русские богатыри».
Просмотр мультфильмов: «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
Изучение пословиц и чтение стихотворений о русских богатырях.
Материал: Изображение русских богатырей, меч.
Картинки : лук, копье, меч, щит кольчуга, шлем, снаряжение, доспехи, булава, ножны. Карточки с изображением современного оружия: пистолет, ружье, винтовка, автомат.
Ход НОД:
1Приветствие, создание эмоционального настроя на работу.
Воспитатель: -Оказывается, в разных странах по-разному здороваются. Хотите узнать?
Например, в Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди. Во Франции обмениваются рукопожатиями и поцелуями в обе щеки. Русские в качестве приветствия пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатием. При рукопожатии надо помнить, что у всех различная сила, и пожать руку- значит приветствовать, а не сломать пальцы.
Давайте с вами поприветствуем друг друга по-русски. А я пожелаю вам здоровья и успехов.
Сюрпризный момент- стук в дверь, заходит богатырь и приносит для ребят интересный альбом.
Воспитатель:-Ребята, хотите посмотреть, что в этом альбоме? (воспитатель открывает альбом, а первая страница пустая)
-Ребята, что могло случиться? (высказывания детей)
-Чтобы найти страницы, приглашаю вас в увлекательное путешествие. Повернем колесо истории назад, и оно покажет нам защитников нашей страны в глубокой древности. Для этого возьмемся за руки, закроем глаза, пойдем по кругу и скажем такие слова: «Мы по кругу пойдем и в глубокую древность попадем». (звучит музыка)
Сегодня мы с вами поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.
– Ребята, а кто такой богатырь?
Ответ детей: защитник земли русской, герои, победитель т. д.
- Каких вы знаете русских богатырей?
Ответ детей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемяка.
Читает стихотворение богатырь
Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
- Какие разные богатыри, но их объединяет готовность защищать Родину от врагов.
Игра в кругу с мечом.
-Каким должен быть богатырь, какими обладать качествам?
Ответ детей: сильным, храбрым, мужественным, отважным, справедливым и т. д.
Работа в группах :
Задание 1 группе «Сложи картинку» (разрезные картинки с изображением богатыря и щита)
Задание 2 группе "Выбери оружие» (разрезные картинки с изображением современного и старинного оружия)
Задание 3 группе «Собери богатыря в дорогу"(воспитатель предлагает собрать богатыря в путь-дорогу. Дети выбирают те детали костюма, снаряжение, которые подходят русскому богатырю).
(богатырь проходит и проверяет правильность выполнения заданий)
Физминутка:
-Представим себе на минутку, что мы богатыри и сделаем богатырскую разминку.
Богатырь- вот он каков (показать силу)
Он силен, он здоров.
Он из лука стрелял (имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко-зорко наблюдал (приставить ладонь к глазам)
Подрастем мы, и смотри
Станем, как богатыри (поднять руки вверх).
Разминка «Перетягивание каната»
- Ребята, а как в пословицах говорится о великих русских богатырях?
Игра в кругу (передавая по кругу друг другу щит)
• Не родом богатырь славен, а подвигом.
• Если дружба велика, будет Родина крепка.
• Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
• Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет.
• Тот герой, кто за родину горой.
• Жить-Родине служить.
• Кто смел, тот на коня сел.
• Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
• Сам погибай, а товарища выручай.
• Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.
Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, а сейчас мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:
– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину (чтение стихов детьми)
1. А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
2. Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
На героя и слава бежит!
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
-Ребята, предлагаю вам нарисовать оружие и вклеить в альбом, который подарил нам богатырь.
Воспитатель:-Ну вот, ребята и подошло к концу наше путешествие в прошлое России. Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?
-Дарю вам раскраски «Богатыри». Желаю, чтобы вы стали смелыми, честными и добрыми, как богатыри.