Людмила Дмитриенко
Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация.
Программное содержание:
Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе „Богатыри земли русской“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
• развивать интерес к истории культуры Родины; воспитание уважения к героям былин, защитникам народа; обогащение и активизация словаря по теме;
• воспитание положительного эмоционально-эстетического отношения к героям былин, патриотических чувств, а также коммуникативных умений и навыков.
• развивать внимание, память, сообразительность
• воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего народа;
• учить отвечать на поставленные вопросы связно и
• последовательно, описывать внешность богатырей.
• Вызвать желание нарисовать свой щит, используя графические элементы, выдерживая симметрию, ритм, сохраняя композицию.
Материалы и оборудование: картина Васнецова «Три богатыря», аудиозапись «Гусли», иллюстрации с изображением кольчуги, мечей, щитов; фасоль красная и белая.
Ход
- Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы!
- Так ребята раньше приветствовали друг друга.
- А вы знаете, что значит слово «здравствуй»?
Дети: по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья. «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго».
- Да ребята, богата земля русская всем. Она может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить себя не может.
Защита отечества – долг тех, кто ест хлеб ее, пьет воду ее, любуется красотой ее.
В давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов; они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.
И каждый раз на защиту своей родины вставали русские люди.
- Ребята, скажите, как назывались тогда защитники Руси?
- Защитниками земли русской назывались богатырями.
- А кто такие защитники Отечества?
- Те, кто защищает Родину, охраняет, оберегает, предупреждает от опасности.
- Скажите ребята, какими они были, как вы их себе представляете?
- Они были сильными, смелыми, могучими, высокими, мужественными, отважными.
- О богатырской силушке, о богатырях народ складывал песни – сказания, которые назывались былинами. Они дошли до наших времен, их передавали «из уст в уста» - сказатели. Они играли на гуслях и сказывали былины.
- Ребята, а как вы думаете, кто такие сказатели? Что такое гусли?
- Это люди, которые рассказывали эти былины.
- Гусли – это струнный музыкальный инструмент.
- Правильно, ребята (прослушивание музыкального инструмента на магнитофоне).
- Скажите, ребята, с какими былинами мы с вами познакомились?
- «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин змей».
Ребята, подвиги русских героев-богатырей отображены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник В. М. Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте, её рассмотрим и побеседуем.
- Кто изображён на картине? (Три богатыря.)
- Кто находится в центре картины? (Илья Муромец, он самый старший, могучий и опытный богатырь.)
- Кто изображён рядом с Ильёй Муромцем? (Алёша Попович и Добрыня Никитич – тоже богатыри.)
- Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.)
- Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы.) А как вы думаете? Алеша Попович такой молодой, и уже богатырь? Почему?
(Он годами молод, да смелостью и ухваткой взял).
А как вы думаете, где происходит действие? В Москве? - нет:
Главными городами на Руси были Киев и Новгород, а Москва только – только основывалась как небольшое поселение и еще не играла в жизни народа и государства своей роли.
- Посмотрите, как одеты богатыри. Как называется одежда? (Кольчуга, шлем.)
То надето на тело богатырей? (надета кольчуга – железная рубашка.)
Зачем она нужна богатырям?
Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.
- Что надето на головы богатырей? (Шлем).
Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина –богатыря от ударов.
Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел. Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.
- А кто был главным другом и помощником у богатырей? «конь, лошадь».
Вот такие богатыри пришли на службу князю Владимиру, по прозванию Владимир Красно Солнышко, что сидел правил в стольном Киев-граде. Но больше всего служили богатыри народу русскому.
- Как изображены богатыри. Расскажите о каждом из них отдельно.
- Какие у них лица?
- Что делают в поле богатыри?
- Какой богатырь вам больше нравится? Почему?
- Чем вам понравилась картина?
Ребята, а вы хотите стать богатырями? Предлагаю дружно встать и за мной все повторять!
Дружно встали –раз. Два. Три-
Мы теперь – богатыри.
Мы ладонь ко лбу приставим.
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Повернемся влево, вправо
Получается на славу!
Ну, мы стали с вами богатырями? Как вы думаете? (ответы детей).
А почему нет? Что же нам надо для этого сделать? (тренироваться, одежда нужна, как у богатырей).
Предлагаю подойти к столу и найти одежду богатыря, каждый выбирает себе по одной одежде (одну кольчугу и один шлем). (На столе разложены картинки с изображением богатырского снаряжения и современной одежды).
Ну, что ж, одежда богатырская у нас есть, а теперь я вам предлагаю потренироваться на ловкость и внимание. Для этого я вам предлагаю встать парами – мальчики берут себе в пару девочек. Игра-тренировка называется перебери фасоль. Подходите к тарелкам с фасолью. Ваша задача- перебрать фасоль красную от белой.
А теперь хочу посмотреть, какие вы сильны, могучие, меткие. Предлагаю вам из бумаги сделать «камни» и попасть в корзину.
Молодцы! Вы все отлично справились с этим заданием! И за это я вам выдам оружие богатырское! (раздаю каждому меч)
Ребята, Шлем, кольчуга у нас есть, оружие тоже есть, тренировку мы прошли, готовы мы с врагами сражаться? Все ли у нас для этого есть? А что же нам не хватает? (Щита).
Давай с вами подойд
м к доске и внимательно рассмотрим богатырские щиты. Какой они формы? Что на них изображено?
Знак солнца был призван помогать богатырю отражать удары врага, сохранять ему жизнь.
Если украшали растительностью- трава, поле, дерево, колосья, зёрна пшеницы, значит, меч должен был быть как живым, сильным, помогать в бою. Эти знаки были ещё и оберегами для богатырей.
А сейчас я вам предлагаю нарисовать свой щит, украсить его.