Татьяна Скрягина
Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками «Сделаем мир ярче»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками
Образовательная область : Художественное творчество
Возрастная группа: Подготовительная группа
Тема: «Сделаем мир ярче!»
Основная цель.
Развитие познавательной активности и исследовательских умений в процессе художественного экспериментирования с нетрадиционными изобразительными материалами (солью, манной крупой, соком овощей)
Задачи:
Публикация «Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками „Сделаем мир ярче“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
Образовательные :
• Расширять представления детей о традиционных и нетрадиционных изобразительных материалах, их свойствах.
• Формировать представления детей об истории возникновения рисования, о древних изобразительных материалах.
• Способствовать формированию интереса к экспериментированию.
Развивающие:
• Содействовать развитию мыслительных операций: наблюдения, сравнения, анализа.
• Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
• Содействовать развитию зрительного внимания и восприятия.
• Развивать мелкую моторику, точность и координацию движений.
• Содействовать развитию художественно-творческих способностей детей.
Воспитательные:
• Содействовать развитию чувства сопереживания.
• Создавать условия для формирования навыков сотрудничества, взаимодействия, для развития умения договариваться, работать в парах.
• Содействовать формированию опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.
• Содействовать формированию качеств личности: любознательности, активности, настойчивости в достижении цели.
• Обеспечивать поддержку в формировании самооценки и чувства гордости за выполненную работу.
Оборудование (в расчете на 8 детей) :
4 стола,
клеёнки на каждый стол,
салфетки,
8 стульев,
8 фартуков.
Демонстрационный материал:
мешочек с манкой - 1,
банка с солью - 1,
«волшебный» сундучок – 1,
картинки с образцами древних наскальных рисунков (размер А4)– 6,
овощи и фрукты: яблоко, лимон, апельсин, свекла, морковь.
Материалы для работы (раздаточный) :
стаканчик с манной крупой – 4 (по 1 на стол)
стаканчик с солью – 4 (по 1 на стол)
бутылочки с овощным соком – 4 (по 1 на стол)
коробка с цветными мелками – 4 (по 1 на стол)
клей ПВА (в бутылочке с узким аппликатором) – 8 (по 1 на каждого ребенка)
стеки – 8 (по 1 на каждого ребенка)
терки (маленькие) – 8 (по 1 на каждого ребенка)
тарелки одноразовые – 8 (по 1 на каждого ребенка)
пустые стаканчики – 16 шт (по 2 на каждого ребенка)
ложки маленькие – 16 (по 2 на каждого ребенка)
картинки для раскрашивания – 10-12 (для возможности выбора) (размер А2)
Предварительная работа:
Знакомство со свойствами соли, техникой рисования солью и крупой.
Краткая аннотация к работе.
Автором данной работы рассматривается вопрос об условиях и принципах организации деятельности детей, отвечающие задачам формирования и развития познавательной активности и исследовательских умений в процессе художественного экспериментирования с нетрадиционными изобразительными материалами в технологии деятельностного метода.
Данная образовательная ситуация включена в систему занятий на основе художественного экспериментирования с изобразительными средствами и техниками.
Материал предназначен для воспитателей, преподавателей изостудий, педагогов дополнительного образования и может быть использован для повышения интереса к продуктивным видам деятельности детей старших возрастных групп.
Ход образовательной ситуации:
Организационный момент:
Дети встают в круг, повторяют за воспитателем слова:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, теплый ветерок!
Здравствуй, маленький цветок!
Здравствуй, утро, здравствуй, день,
Нам здороваться не лень!
Введение в ситуацию.
Воспитатель:
-Ребята, так приятно, что мы смогли поделиться друг с другом хорошим настроением.
Скажите, пожалуйста, а вы верите в чудеса? И я тоже верю. Послушайте, что со мною сегодня случилось: утром, когда я завтракала, вдруг услышала тоненький шелестящий голосок, который был чем – то недоволен:
(Воспитатель показывает мешочек с манной крупой и баночку с солью. На них изображение грустного лица)
Соль: Посмотри, какое все вокруг яркое и красивое! Апельсины оранжевые, а яблоки! И красные, и зеленые, и желтые…. А я! Я просто белая и все.
Крупа: А я! Я тоже белая и нужна только для каши, меня съедят и тут же забудут! Как это обидно и досадно! А я бы так хотела стать разноцветной и оказаться на картинах художников.
-Мне очень захотелось им помочь, и я захватила их с собой на нашу встречу.
Актуализация знаний детей:
Воспитатель:
-Давайте попробуем их приободрить, чтобы и у них стало хорошее настроение. Объясните, пожалуйста, Манной крупе и Соли, как они нужны нам всем.
-Ребята, для чего нам нужна соль? (солить пищу, посыпать дороги при гололеде, чистить посуду)
-А манная крупа для чего нужна? (кашу варить, пирог печь, пудинг сделать)
-Как вы думаете, ребята, могут ли они быть яркими и цветными? (Могут, если их покрасить).
-Можно ли рисовать яркие рисунки при помощи манной крупы и соли? (можно, нельзя)
-Так что же делать? Мы можем помочь манке и соли стать красивыми яркими картинами? (Можем)
-Как мы сможем это сделать? (Покрасить манную крупу и соль)
-Чем можем покрасить соль и манную крупу? (краской)
-А вы думаете, у нас получится? (Да)
-Хотите попробовать? (Да)
-Чтобы это выяснить, нам нужно как настоящим ученым, провести опыт.
Для этого я предлагаю вам отправиться в нашу художественную лабораторию.
Дети подходят к столам.
На столах: соль, манная крупа, лабораторная посуда (стаканы, ложки, тарелки, стеки, терки). Воспитатель предлагает детям надеть передники, чтобы не испачкаться.
Затруднение в игровой ситуации.
Воспитатель:
-Ребята, где у нас лежат краски?
Дети идут в уголок изодеятельности, но выясняют, что в шкафах ничего нет.
-У нас нет красок, тогда чем же мы сможем покрасить крупу и соль? (варианты ответов детей)
-А вы знаете, из чего делали краски раньше, в древности? (варианты детей)
-Подойдите сюда, на коврик присядьте.
Дети садятся на коврик.
Воспитатель показывает картинки и рассказывает:
-С древних времен люди украшали себя и свое жилище. Они считали, что украшения – это знаки, которые помогают людям понять друг друга, а также защитить себя от злых духов. Человек стал украшать свой дом, вещи и орудия труда, которые он сам создал.
Древний охотник прекрасно рисовал зверей. Самой первой краской была глина. Она бывает разная - желтая, красная, зеленоватая, белая…
И человек использовал вместо красок простую растертую глину или уголь, а вместо бумаги – стены пещер. А уже позже стали делать разноцветную краску: желтую краску вырабатывали из коры деревьев, коричневую из отвара луковой шелухи, красную из некоторых ягод.
- Если в нашей группе пропали все краски, может, попробуем их изобрести сами? Вы хотите? (хотим)
- Давайте посмотрим, что есть в группе такого, что помогло бы нам помочь? (Дети ищут по группе, что могло бы пригодиться: мелки, морковь, свекла. Если дети не находят данные предметы, их замечает воспитатель и обращает внимание детей, предлагает взять их и пройти снова в лабораторию.)
Открытие детьми нового знания:
Воспитатель:
-Выберите себе место за столом. Кому неудобно стоять, могут взять себе стул.
Воспитатель показывает детям морковь и свеклу.
-Чем же эти предметы могут нам помочь? (из них можно сделать краску)
- А как сделать краску из овощей? (варианты ответов детей)
-Ребята, вы верите, что есть на свете волшебные вещи? (да, нет)
-У меня как раз есть волшебный сундучок, который мне всегда помогает.
Воспитатель показывает «волшебный» сундучок.
-Ну, волшебный сундучок, помоги нам.
На виду у детей воспитатель кладет морковь в сундучок. Далее дети закрывают глаза и повторяют волшебные слова:
Ты, морковка, не ленись,
Быстро в краску превратись!
Воспитатель достает бутылочку с морковным соком.
-Какая красивая краска получилась!
-Попробуем свеклу превратить.
Дети закрывают глаза и повторяют волшебные слова:
Ты, свеколка, не ленись,
Быстро в краску превратись!
Воспитатель достает бутылочку со свекольным соком:
-Что же теперь будем делать? (Красить)
-Думаете, получится? Давайте попробуем.
Дети действуют по словесной инструкции воспитателя
-Начнем с манки.
-Возьмем стакан, насыплем 4 ложки манной крупы. (насыпаем)
-Ребята, как вы думаете, сколько нужно добавить краски? (немного, много)
-Если много, то, возможно, получится манная каша. А нам это не нужно.
-Значит, добавляем по чуть-чуть. Чтобы не ошибиться, добавляем аккуратно одну ложку краски. Помешали.
-Получилась цветная крупа? (да, нет)
-Если нет, то почему? (потому что краски добавили слишком много)
-если да, то достаточно. Крупа покрашена.
-А теперь настала очередь соли.
Возьмите второй стакан, насыпьте 4 ложки соли.
-Как вы думаете, если добавить ЖИДКОЙ краски, что может случиться с солью? (ответы детей)
-Мы уже знаем, что соль растворяется в воде, значит, окрасить ее таким способом нельзя. Нам такой способ подходит?
-Что же делать?
-Посмотрите внимательно, может ещё есть что-то в группе, что бы нам помогло?
-У нас есть цветные мелки. Скажите, можно покрасить соль мелками?
(Чтобы смешать мелки с солью, их нужно измельчить)
-Как можно измельчить мелки? (варианты ответов детей)
Дети измельчают мелки с помощью терки, смешивают их с солью.
Соль покрашена.
Воспитатель:
-Ребята! Вы сами изобрели новую краску, стали настоящими изобретателями!
Введение в систему знаний:
Воспитатель:
-Как мы будем рисовать солью и манкой?
(сначала намажем клеем и посыплем сверху солью или манкой)
-Ребята, как вы думаете, на каком рисунке захотелось бы покрасоваться такой красивой соли и манной крупе? (цветок, божья коровка, лиса и т. д.)
Воспитатель:
-Ну-ка, волшебный сундучок,
Службу нам сослужи,
Картинки покажи!
Воспитатель вынимает из сундучка картинки
-Ребята, выбирайте, какая картинка вам нравится.
Дети самостоятельно с помощью аппликатора наносят клей на рисунок и посыпают его подкрашенной крупой или солью.
-Вот какие получились яркие картины!
Осмысление.
Воспитатель:
-Как вы думаете, соль с манной крупой довольны? (конечно, довольны)
-Чем же они довольны? (тем, что мы их покрасили, и они украсили собой рисунки)
-Чем нам удалось покрасить их? (волшебными красками)
-У нас получилось им помочь? (получилось, мы исполнили их желание)
-Почему у нас это получилось? (потому что мы умеем рисовать, думать, дружить и были сообразительными, изобретательными)
Воспитатель показывает мешочек с манкой с улыбкой:
-Посмотрите, какими довольными стали Манная крупа и Соль, заулыбались! Поняли они свою важность и нужность, обещали больше никогда не ворчать и не жаловаться!
Образовательная область : Художественное творчество
Возрастная группа: Подготовительная группа
Тема: «Сделаем мир ярче!»
Основная цель.
Развитие познавательной активности и исследовательских умений в процессе художественного экспериментирования с нетрадиционными изобразительными материалами (солью, манной крупой, соком овощей)
Задачи:
Образовательные :
• Расширять представления детей о традиционных и нетрадиционных изобразительных материалах, их свойствах.
• Формировать представления детей об истории возникновения рисования, о древних изобразительных материалах.
• Способствовать формированию интереса к экспериментированию.
Развивающие:
• Содействовать развитию мыслительных операций: наблюдения, сравнения, анализа.
• Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
• Содействовать развитию зрительного внимания и восприятия.
• Развивать мелкую моторику, точность и координацию движений.
• Содействовать развитию художественно-творческих способностей детей.
Воспитательные:
• Содействовать развитию чувства сопереживания.
• Создавать условия для формирования навыков сотрудничества, взаимодействия, для развития умения договариваться, работать в парах.
• Содействовать формированию опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.
• Содействовать формированию качеств личности: любознательности, активности, настойчивости в достижении цели.
• Обеспечивать поддержку в формировании самооценки и чувства гордости за выполненную работу.
Оборудование (в расчете на 8 детей) :
4 стола,
клеёнки на каждый стол,
салфетки,
8 стульев,
8 фартуков.
Демонстрационный материал:
мешочек с манкой - 1,
банка с солью - 1,
«волшебный» сундучок – 1,
картинки с образцами древних наскальных рисунков (размер А4)– 6,
овощи и фрукты: яблоко, лимон, апельсин, свекла, морковь.
Материалы для работы (раздаточный) :
стаканчик с манной крупой – 4 (по 1 на стол)
стаканчик с солью – 4 (по 1 на стол)
бутылочки с овощным соком – 4 (по 1 на стол)
коробка с цветными мелками – 4 (по 1 на стол)
клей ПВА (в бутылочке с узким аппликатором) – 8 (по 1 на каждого ребенка)
стеки – 8 (по 1 на каждого ребенка)
терки (маленькие) – 8 (по 1 на каждого ребенка)
тарелки одноразовые – 8 (по 1 на каждого ребенка)
пустые стаканчики – 16 шт (по 2 на каждого ребенка)
ложки маленькие – 16 (по 2 на каждого ребенка)
картинки для раскрашивания – 10-12 (для возможности выбора) (размер А2)
Предварительная работа:
Знакомство со свойствами соли, техникой рисования солью и крупой.
Краткая аннотация к работе.
Автором данной работы рассматривается вопрос об условиях и принципах организации деятельности детей, отвечающие задачам формирования и развития познавательной активности и исследовательских умений в процессе художественного экспериментирования с нетрадиционными изобразительными материалами в технологии деятельностного метода.
Данная образовательная ситуация включена в систему занятий на основе художественного экспериментирования с изобразительными средствами и техниками.
Материал предназначен для воспитателей, преподавателей изостудий, педагогов дополнительного образования и может быть использован для повышения интереса к продуктивным видам деятельности детей старших возрастных групп.
Ход образовательной ситуации:
Организационный момент:
Дети встают в круг, повторяют за воспитателем слова:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, теплый ветерок!
Здравствуй, маленький цветок!
Здравствуй, утро, здравствуй, день,
Нам здороваться не лень!
Введение в ситуацию.
Воспитатель:
-Ребята, так приятно, что мы смогли поделиться друг с другом хорошим настроением.
Скажите, пожалуйста, а вы верите в чудеса? И я тоже верю. Послушайте, что со мною сегодня случилось: утром, когда я завтракала, вдруг услышала тоненький шелестящий голосок, который был чем – то недоволен:
(Воспитатель показывает мешочек с манной крупой и баночку с солью. На них изображение грустного лица)
Соль: Посмотри, какое все вокруг яркое и красивое! Апельсины оранжевые, а яблоки! И красные, и зеленые, и желтые…. А я! Я просто белая и все.
Крупа: А я! Я тоже белая и нужна только для каши, меня съедят и тут же забудут! Как это обидно и досадно! А я бы так хотела стать разноцветной и оказаться на картинах художников.
-Мне очень захотелось им помочь, и я захватила их с собой на нашу встречу.
Актуализация знаний детей:
Воспитатель:
-Давайте попробуем их приободрить, чтобы и у них стало хорошее настроение. Объясните, пожалуйста, Манной крупе и Соли, как они нужны нам всем.
-Ребята, для чего нам нужна соль? (солить пищу, посыпать дороги при гололеде, чистить посуду)
-А манная крупа для чего нужна? (кашу варить, пирог печь, пудинг сделать)
-Как вы думаете, ребята, могут ли они быть яркими и цветными? (Могут, если их покрасить).
-Можно ли рисовать яркие рисунки при помощи манной крупы и соли? (можно, нельзя)
-Так что же делать? Мы можем помочь манке и соли стать красивыми яркими картинами? (Можем)
-Как мы сможем это сделать? (Покрасить манную крупу и соль)
-Чем можем покрасить соль и манную крупу? (краской)
-А вы думаете, у нас получится? (Да)
-Хотите попробовать? (Да)
-Чтобы это выяснить, нам нужно как настоящим ученым, провести опыт.
Для этого я предлагаю вам отправиться в нашу художественную лабораторию.
Дети подходят к столам.
На столах: соль, манная крупа, лабораторная посуда (стаканы, ложки, тарелки, стеки, терки). Воспитатель предлагает детям надеть передники, чтобы не испачкаться.
Затруднение в игровой ситуации.
Воспитатель:
-Ребята, где у нас лежат краски?
Дети идут в уголок изодеятельности, но выясняют, что в шкафах ничего нет.
-У нас нет красок, тогда чем же мы сможем покрасить крупу и соль? (варианты ответов детей)
-А вы знаете, из чего делали краски раньше, в древности? (варианты детей)
-Подойдите сюда, на коврик присядьте.
Дети садятся на коврик.
Воспитатель показывает картинки и рассказывает:
-С древних времен люди украшали себя и свое жилище. Они считали, что украшения – это знаки, которые помогают людям понять друг друга, а также защитить себя от злых духов. Человек стал украшать свой дом, вещи и орудия труда, которые он сам создал.
Древний охотник прекрасно рисовал зверей. Самой первой краской была глина. Она бывает разная - желтая, красная, зеленоватая, белая…
И человек использовал вместо красок простую растертую глину или уголь, а вместо бумаги – стены пещер. А уже позже стали делать разноцветную краску: желтую краску вырабатывали из коры деревьев, коричневую из отвара луковой шелухи, красную из некоторых ягод.
- Если в нашей группе пропали все краски, может, попробуем их изобрести сами? Вы хотите? (хотим)
- Давайте посмотрим, что есть в группе такого, что помогло бы нам помочь? (Дети ищут по группе, что могло бы пригодиться: мелки, морковь, свекла. Если дети не находят данные предметы, их замечает воспитатель и обращает внимание детей, предлагает взять их и пройти снова в лабораторию.)
Открытие детьми нового знания:
Воспитатель:
-Выберите себе место за столом. Кому неудобно стоять, могут взять себе стул.
Воспитатель показывает детям морковь и свеклу.
-Чем же эти предметы могут нам помочь? (из них можно сделать краску)
- А как сделать краску из овощей? (варианты ответов детей)
-Ребята, вы верите, что есть на свете волшебные вещи? (да, нет)
-У меня как раз есть волшебный сундучок, который мне всегда помогает.
Воспитатель показывает «волшебный» сундучок.
-Ну, волшебный сундучок, помоги нам.
На виду у детей воспитатель кладет морковь в сундучок. Далее дети закрывают глаза и повторяют волшебные слова:
Ты, морковка, не ленись,
Быстро в краску превратись!
Воспитатель достает бутылочку с морковным соком.
-Какая красивая краска получилась!
-Попробуем свеклу превратить.
Дети закрывают глаза и повторяют волшебные слова:
Ты, свеколка, не ленись,
Быстро в краску превратись!
Воспитатель достает бутылочку со свекольным соком:
-Что же теперь будем делать? (Красить)
-Думаете, получится? Давайте попробуем.
Дети действуют по словесной инструкции воспитателя
-Начнем с манки.
-Возьмем стакан, насыплем 4 ложки манной крупы. (насыпаем)
-Ребята, как вы думаете, сколько нужно добавить краски? (немного, много)
-Если много, то, возможно, получится манная каша. А нам это не нужно.
-Значит, добавляем по чуть-чуть. Чтобы не ошибиться, добавляем аккуратно одну ложку краски. Помешали.
-Получилась цветная крупа? (да, нет)
-Если нет, то почему? (потому что краски добавили слишком много)
-если да, то достаточно. Крупа покрашена.
-А теперь настала очередь соли.
Возьмите второй стакан, насыпьте 4 ложки соли.
-Как вы думаете, если добавить ЖИДКОЙ краски, что может случиться с солью? (ответы детей)
-Мы уже знаем, что соль растворяется в воде, значит, окрасить ее таким способом нельзя. Нам такой способ подходит?
-Что же делать?
-Посмотрите внимательно, может ещё есть что-то в группе, что бы нам помогло?
-У нас есть цветные мелки. Скажите, можно покрасить соль мелками?
(Чтобы смешать мелки с солью, их нужно измельчить)
-Как можно измельчить мелки? (варианты ответов детей)
Дети измельчают мелки с помощью терки, смешивают их с солью.
Соль покрашена.
Воспитатель:
-Ребята! Вы сами изобрели новую краску, стали настоящими изобретателями!
Введение в систему знаний:
Воспитатель:
-Как мы будем рисовать солью и манкой?
(сначала намажем клеем и посыплем сверху солью или манкой)
-Ребята, как вы думаете, на каком рисунке захотелось бы покрасоваться такой красивой соли и манной крупе? (цветок, божья коровка, лиса и т. д.)
Воспитатель:
-Ну-ка, волшебный сундучок,
Службу нам сослужи,
Картинки покажи!
Воспитатель вынимает из сундучка картинки
-Ребята, выбирайте, какая картинка вам нравится.
Дети самостоятельно с помощью аппликатора наносят клей на рисунок и посыпают его подкрашенной крупой или солью.
-Вот какие получились яркие картины!
Осмысление.
Воспитатель:
-Как вы думаете, соль с манной крупой довольны? (конечно, довольны)
-Чем же они довольны? (тем, что мы их покрасили, и они украсили собой рисунки)
-Чем нам удалось покрасить их? (волшебными красками)
-У нас получилось им помочь? (получилось, мы исполнили их желание)
-Почему у нас это получилось? (потому что мы умеем рисовать, думать, дружить и были сообразительными, изобретательными)
Воспитатель показывает мешочек с манкой с улыбкой:
-Посмотрите, какими довольными стали Манная крупа и Соль, заулыбались! Поняли они свою важность и нужность, обещали больше никогда не ворчать и не жаловаться!