Марина Савина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Счет до 5. Число и цифра 5»
▼ Скачать
Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками «Счет до 5. Число и цифра 5».
Образовательная область : познание.
Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет).
Тема: «Счет до 5. Число и цифра 5».
Основные цели:
1) сформировать представление о числе и цифре 5, умение считать до пяти, соотносить цифру 5 с количеством;
Публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками „Счет до 5, Число и цифра 5“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
3) закрепить счетные умения, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству;
4) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.
5) способствовать развитию познавательного интереса и любознательности, воспитывать навыки общения, умение действовать сообща.
Дидактические материалы:
Демонстрационный: карточки с изображением 2,3,4,5 предметов, карточки с цифрами 1 - 7, 6 орешков, 6 грибов.
Раздаточный: по 6 орешков и грибов на каждого ребенка, карточки с цифрой 5 на каждого ребенка, коробочки для орехов и грибов, рабочие тетради «Игралочка» (математика для детей 4-5 лет, ч. 2) Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасовой, простые карандаши.
Оборудование: телевизор, корзинка с угощением для детей, ноутбук, доска, магниты для фиксации картинок и цифр.
Краткая аннотация к работе: Образовательная ситуация разработана в соответствии со структурой занятия "Открытия нового знания» в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон. Содержание образовательной деятельности соответствует целям и задачам реализуемой в ДОУ комплексной образовательной программы "Мир открытий", рабочей программы группы и возрасту детей. В рамках образовательной ситуации дети приобретают опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия. В результате имеет место ситуация успеха для каждого ребенка. В образовательной ситуации использовались такие виды деятельности как игра, общение, познавательная деятельность. Данная образовательная ситуация представляет интерес для педагогов дошкольных организаций.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: *мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя и говорит, что сегодня в нашем компьютере появилось важное сообщение. А вот от кого? - узнаете, если отгадаете загадку: В дупле живет
Да орешки грызет. (Белка)
-- Давайте вместе послушаем сообщение.
Белочка: (Слайд 1.) Ребята, помогите мне, пожалуйста. В этом году я собрала много запасов на зиму. Мамочка попросила разложить их в коробочки по 5. Я разложила, но не знаю правильно ли. Я не очень хорошо считаю. Поможете?. Спасибо.»
--Ребята, вы хотите помочь Белочке? (Да.) Сможете? (Да.) Итак, где живет белочка? (В лесу.)
Сегодня я предлагаю отправиться в лес на электричке. Согласны? (Да.)
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра «Билет на электричку».
Дидактические задачи:
*актуализировать представление о числе 4 и о понятии «столько же»;
*закрепить умение считать в пределах 4, различать левую и правую сторону;
*тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, сформировать опыт самоконтроля.
-- Что нужно сделать, прежде чем сядем в электричку? (Купить билет.)
-- Где покупают билеты? (В кассе.)
-- На электричку сядет тот, кто купит правильно билет, а это карточка, где нарисовано 4 предмета. (Дети подходят к столу-кассе, выбирают билет, подходят к «электричке», воспитатель-проводник проверяет билеты.)
Дети: У меня нарисовано 4 груши…
-- Все пассажиры на местах, можно ехать. (Под музыку дети по просьбе воспитателя смотрят то в левое окошко, то в правое.)
-- Вот мы в лесу. (Слайд 2.)
2. 2. Игра «Поможем Белочке».
Дидактические задачи:
*закрепить представления детей об образовании последующего числа из предыдущего, сформировать представление о числе 5, умение считать до пяти, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих из пяти предметов;
*тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.
Белочка: (Слайд 2.) Ребята, здравствуйте. Проходите в мою кладовку, там лежат орехи и грибы. (Дети проходят и садятся за столы по 2 человека. На столе у каждого ребенка по 2 коробки запасов (4 ореха и 4 гриба, на середине стола вперемешку лежат орехи и грибы по 2 на каждого ребенка.)
-- Дети, сосчитаем, сколько орехов отобрала Белочка. (4)
-- Сколько она отобрала грибов? (4)
--Что можно сказать о количестве орехов и грибов? (Их по 4, поровну.)
-- Но орехов и грибов по 4, а мама просила разложить их по сколько? (По 5.)
-- Положите рядом с орехами еще один орех. Посчитаем сколько теперь орехов. ( Дети считают хором: 1 орех, 2 ореха,3, 4, 5 орехов.)
-- Сумели ли вы сосчитать орешки? (Да.)
--Почему сумели? (Потому что Максим подсказал, как считать дальше.) Молодец, ты нам очень помог. Правильно, при счете после 4 идет 5.
-- Так сколько всего орешков? (5)
-- Как получилось 5 орехов? (Было 4, добавили 1 орех, получилось 5.)
--Чего теперь больше? (Больше орехов.)
-- Как сделать поровну? ( Дети предлагают два варианта: убрать один орех или добавить один гриб.)
-- Добавьте один гриб. Сколько теперь грибов? (5)
-- Что можно сказать о количестве орехов и грибов? (Их по 5, поровну.)
-- Вот, Белочка, мы очень старались помочь тебе. У нас получилось.
3. Затруднение в игровой ситуации.
3.1. Игра «Поможем Белочке» (продолжение).
Дидактические задачи:
*создать мотивационную ситуацию для введения записи числа 5 — цифры 5;
*сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
*тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.
(Воспитатель кладет на стол карточки с цифрами 1,2,3,4,6,7 и карточки с цифрой 5 по количеству детей.)
Белочка: (Слайд 4.) Ой, друзья, зима такая длинная. Как же я запомню, по сколько орешков и грибочков в коробочках?
--Ребята, если нельзя о чем-то забыть, что нужно сделать? (Записать.) Выберите на столе карточку, которую надо положить рядом с коробочками, чтобы Белочка всегда помнила, что орехов и грибов по 5.
(Возникает затруднение, так как многие дети не знают, как пишется цифра 5.)
-- Все смогли найти нужную карточку? (Нет)
-- Почему не смогли этого сделать? (Потому что не знаем, как записывается число 5.)
4. Преодоление затруднения.
4.1. Игра «Поможем Белочке» (окончание).
Дидактические задачи:
*познакомить детей с цифрой 5, сформировать у них умение распознавать цифру 5 среди других цифр и соотносить ее с количеством;
*закрепить умение преодолеть затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
*тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь.
-- Что же нам нужно сделать? (Узнать, как записать число 5.)
-- Как это узнать? (Надо у кого-либо спросить).
-- Число пять записывается с помощью цифры 5. (Воспитатель показывает карточку с цифрой 5. Каждый ребенок выбирает нужную карточку и кладет рядом с орехами и грибами.)
-- Ну вот, теперь Белочка никогда не забудет, сколько у нее запасов.
-- Ребята, мы молодцы, справились с заданием и помогли Белочке. Посмотрите, как она рада. (Слайд 3.) Давайте порадуемся вместе с ней. (Видеоролик – ФИЗМИНУТКА – вместе с Белочкой.)
5. Включение нового знания в систему знаний.
5.1. Игра «Посчитаем посуду».
Дидактические задачи:
*закрепить умение соотносить цифру 5 с количеством предметов, считать по названному числу, развивать речь.
Белочка: (Слайд 5.) Спасибо, ребята, за все. Побегу, расскажу обо всем маме и помогу ей по хозяйству.
--Дети, мы тоже сможем помочь маме Белке, если откроем наши тетради на этой странице. (Показываю, дети открывают тетради, находят задание.)
-- Сколько полок в буфете? (4)
-- Сколько чашек можно положить на первую полку? (5) Посчитайте чашки до 5, сколько лишних. (1) Зачеркните лишнюю чашку.
-- Сколько заварочных чайников можно поставить на вторую полку? (3) Дальше считайте и выполняйте задание самостоятельно по образцу. (Дети выполняют задания, обмениваются тетрадями и проверяют выполненные задания друг у друга.)
Белочка: (Слайд 6.) Молодцы, ребята, вы очень помогли сегодня мне и моей мамочке. За вашу доброту и внимание, мы с мамой хотим угостить вас нашими лесными запасами.)
-- Что нужно сказать Белочкам за угощение? (Спасибо.)
6. Итог занятия.
Дидактические задачи:
*восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
--Белки занимаются своими делами, а нам пора возвращаться в детский сад. (Дети садятся в электричку.)
-- Где вы сегодня побывали?
-- Что вам больше всего понравилось в лесу?
-- Кому вы сегодня смогли помочь и чем?
Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они добрые, находчивые, смогли помочь Белочке, потому что научились считать до пяти и узнали, как записывается это число.
Комментарии к сценарию
Использованная литература:
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки № 655 от 23 ноября 2009 года).
2. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М. : АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.
3. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). Научно-методическое пособие / Под. ред. Л. Г. Петерсон. – М. : Институт СДП, 2011.
4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Л. Г. Петерсон / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012.
5. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Научный руководитель Петерсон Л. Г. / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012.
6. Материалы Федеральной инновационной площадки: Рекомендации по разработке сценариев занятий "Открытия" нового знания в технологии "Ситуация", 2017.