Елена Шмигиривская
НОД «Счет до пяти. Число и цифра 5» по программе математического развития «Игралочка»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по парциальной образовательной программе «Игралочка»
по теме: «Счет до пяти. Число и цифра 5»
Цели:
1 формировать представление о числе и цифре 5, умение считать до пяти, соотносить цифру 5 с количеством;
2 формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода, закреплять умение преодолевать затруднение способом «спроси у того, кто знает»;
Публикация «НОД „Счет до пяти, Число и цифра 5“ по программе математического развития „Игралочка“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
3 закреплять счетные умения, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству.
Материалы к занятию
Демонстрационный
Игрушки – Ежик и зайчонок
Изображение земляники и черники
Карточки с изображением 2,3,4,5 предметов
Карточки с цифрами от 1-7
Раздаточный
По 6 кругов красного и синего цвета
Карточки с цифрой 5 по одной на каждого ребенка
Ход занятия
Дети собираются вокруг воспитателя
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, какое время года вы больше всего любите?
Дети: Лето, зиму…
Воспитатель внимательно выслушивает все ответы детей.
Воспитатель: Все времена года прекрасны. Каждое время года удивительно посвоему.
Воспитатель: Ребята, чем вы любите заниматься летом?
Дети: Плавать, купаться, ходить в лес…
Воспитатель выслушивает ответы детей.
Воспитатель: А вы знаете ежик и зайчонок любят ходить в лес за ягодами и приглашают вас с собой.
Хотите отправится в лес с ежиком и зайчонком за ягодами?
Сможете помочь зверушкам набрать корзинку ягод?
Дети: Да!
Воспитатель: А, как же нам добраться с вами до леса?
Дети: На автобусе, на электричке, на машине…
Воспитатель: Молодцы! Я вам предлагаю отправиться на поезде. Но скажите пожалуйста, что необходимо сделать, прежде чем мы сядем в поезд?
Дети: Купить билеты.
Воспитатель: Где же мы можем купить билеты, и кто нам их продаст?
Дети: В кассе у кассира. Билетера.
Дети подходят к столу- билетной кассе, на котором находятся карточки- билеты с нарисованными на них геометрическими фигурами.
Карточек, на которых нарисовано 4 геометрические фигуры, столько же, сколько детей. Также имеются карточки с 2, 3, 5 фигурами. Карточки лежат вперемешку.
Воспитатель: Ребята, билетом на наш поезд будет служить карточка, на которой изображено 4 геометрические фигуры.
Воспитатель: Сколько геометрических фигур должно быть на карточке?
Дети: Четыре!
Дети покупают билеты (выбирая на столе необходимую карточку)
Воспитатель-билетер проверяет билеты около поезда и если билет выбран правильно, то ребенок присаживается на место в вагоне, если неверно выбран билет, то воспитатель просит пересчитать, и выявить ошибку, и исправить ее. Проверенные билеты сразу забираются у детей.
Воспитатель: Все ребята заняли в поезде свои места?
Можем отправляться в путь?
Дети: Да!
Воспитатель: Молодцы! Поехали!
Воспитатель вместе с детьми сидящими на стульчиках имитирует движение поезда.
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно направо (дети поворачивают голову направо, посмотрите в окно налево (дети смотрят налево). Кажется мы приехали на нашу станцию и нам пора выходить, и отправляться в лес к зверятам.
Дети встают со стульчиков.
Воспитатель: Скажите пожалуйста, а как себя необходимо вести в лесу?
Дети: Не мусорить!
Не разводить костер!
Не шуметь.
Не обижать лесных обитателей.
Воспитатель: Какие вы все молодцы, правильно отвечаете.
Воспитатель предлагает детям зайти в лес и полежать на полянке (ковре, погреться на теплом солнышке и рассмотреть природу вокруг.
После отдыха, воспитатель предлагает отправиться дальше по лесу и поискать ягодную полянку.
Воспитатель: Вот ребятки мы с вами пришли на ягодную полянку (воспитатель подводит детей к столам (ягодным полянкам, предлагает детям сесть за столы по 4 человека).
На центре столов лежат круги синего и красного цвета по 4 на каждого ребенка.
Воспитатель: Скажите, на какие ягоды похожи круги синего цвета?
А красного?
Дети: На чернику, клюкву, малину, землянику…
Воспитатель: Правильно, молодцы. Красные круги - это будет малина, а синие- черника.
Воспитатель: Ежик собрал 4 малинки, соберите столько же.
Дети отсчитывают 4 красных круга и кладут перед собой
Воспитатель: Зайчонок собрал столько же ягод черники. Столько же-это сколько?
Дети: Четыре!
Дети отсчитывают 4 синих круга.
Воспитатель: Что можно сказать о количестве ягод малины и черники?
Дети: Их поровну. Их 4
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Зверушки еще маленькие и не умеют считать, они сомневаются, что у них ягод поровну. Что нужно сделать, чтобы сразу было видно, что ягод поровну.
Дети: Нужно около каждого красного круга положить синий круг.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Воспитатель: Зайчонок нашел еще одну ягодку черники
Воспитатель кладет на столы по 4 синих круга. Дети берут синий круг и кладут с остальными.
Воспитатель: Сколько теперь ягодок черники?
Возникает затруднение, не все владеют счетом до пяти.
Воспитатель: Сумели мы сосчитать ягоды черники?
Дети: Нет
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что не знаем как считать дальше.
Воспитатель: Ребята, а что необходимо сделать, если чего-то не знаешь, но хочешь узнать?
Дети: Спросить у того кто знает.
Воспитатель: Я предлагаю вам позвонить старому филину, который все знает.
Дети берут телефон и звонят филину. Воспитатель помогает сформулировать вопрос
Филин: При счете за числом 4 идет 5
Дети: Спасибо!
Дети начинают считать ягоды.
Воспитатель: Ребята, сколько у нас получилось ягод черники?
Дети: Пять.
Воспитатель: Как получилось пять ягод?
Дети: Было четыре, а зайчонок нашел еще одну.
Воспитатель: Поровну теперь ягод черники и малины?
Дети: Нет.
Воспитатель: Что нужно сделать, что бы стало поровну?
Дети: Добавить 1 ягодку. Убрать 1 ягодку.
Воспитатель: Правильно. Я предлагаю вам добавить одну ягодку малины.
Воспитатель раздает каждому ребенку по красному кругу.
Воспитатель: Теперь у зверят ягод поровну?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, ежик и зайчик хотят написать письмо своему другу бельчонку и рассказать о том сколько они собрали ягод. Но зверята пока еще маленькие и не знают, как записываются числа. Поможем зверятам?
Дети: Да.
Воспитатель кладет на середину каждого стола карточки с числами 3,4,5, 6. Карточек с числом 5 столько же, сколько и детей.
Воспитатель: Ребята, выберите на столе карточку с числом 5
Возникает затруднение, так как не все дети знают, как пишется цифра 5.
Воспитатель: Смогли вы выбрать карточку с числом 5?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему не смогли?
Дети: Потому что не знаем, как пишется цифра 5.
Дети: Надо позвонить мудрому филину и узнать.
Воспитатель Правильно.
Дети звонят филину, и он присылает фото цифры 5.
Воспитатель закрепляет карточку с цифрой 5 на доске.
Воспитатель: Этот значок говорит о то, что предметов 5
(воспитатель показывает карточку на доске)
Дети находят на своем столе правильную карточку с цифрой 5 и кладут около собранных ягод.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам прогуляться по нашей прекрасной полянке и полюбоваться на цветы. Вдохнуть их аромат. Скажите, а как называются цветы, которые растут на поляне?
Дети: Полевые цветы.
Воспитатель: Молодцы!
Дети гуляют по полянке (ковру, нюхают цветы.
Физминутка
Наши чудные цветки (Дети сидят на корточках)
Распускают лепестки. (Начинают медленно вставать)
Ветерок чуть дышит, (Раскрывают руки над головой)
Лепестки колышет. (Раскачиваются)
Наши чудные цветки
Закрывают лепестки. (Руки вниз)
Головой качают, тихо засыпают. (Медленно принимают исходное положение)
Воспитатель: Ежик и зайчонок приглашают вас полакомится вкусными ягодами, которые они собрали.
Дети возвращаются к столам
Воспитатель: Зайчонок предлагает съесть вот столько ягод черники (воспитатель показывает карточку с числом 1)
Дети отсчитывают один синий круг и кладут его на центр стола.
Воспитатель: Зайчонок предлагает съесть вот столько ягод черники (воспитатель показывает карточку с цифрой 5)
Воспитатель: Сколько ежик предлагает вам съесть ягодок малины?
Дети: Пять!
Дети пересчитывают синие круги и говорят, что их всего 4
Воспитатель: Правильно. Съешьте эти ягодки.
Воспитатель: Ежик предлагает вам съесть вот столько ягод малины (воспитатель показывает карточку с цифрой 5)
Дети отсчитывают и кладут 5 красных кругов в центр стола.
Воспитатель: Ребятки, пока вы лакомились ягодами, вы испачкали губы, я предлагаю вам их облизать.
Дети выполняют круговые движения языком по губам.
Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и присесть.
Рефлексия
Воспитатель: Где мы сегодня побывали?
Кому помогли? Что интересного узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы все сегодня молодцы! Вы помогли зверушкам, научились считать до пяти и узнали, как пишется цифра 5.
Так же, в течении недели, выполняется индивидуальная работа в рабочих тетрадях по закреплению материала.