Надежда Сапожникова
Сценарий образовательной деятельности по речевому развитию с инструментами ТРИЗ-технологии «Осень, до свидания»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий образовательной деятельности
(подготовительная группа)
(Сапожникова Н. В.)
Блок Программы: Речевое развитие
Тема: «Осень, до свидания!»
Интеграция видов деятельности : познавательная, речевая, игровая, коммуникативная,
Задачи:
Образовательные (направлены на формирование компетенций ребенка) :
• Совершенствовать все стороны речи: учить пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа.
Публикация «Сценарий образовательной деятельности по речевому развитию с инструментами ТРИЗ-технологии „Осень, до свидания“» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
• Формировать умение самостоятельно анализировать необходимую информацию.
• Учить пользоваться инструментами ТРИЗ в образовательной практике.
• Формировать коммуникативные навыки.
Развивающие (направлены на развитие психических процессов, в т. ч. речи) :
• Закреплять умение выделять последовательность звуков в простых словах.
• Развивать фонематический слух : определять место звука в слове.
• Упражнять в составлении предложений при помощи матрицы.
• Закрепить признаки осени.
Воспитательные (направлены на воспитание личностных качеств и межличностных отношений) :
• Воспитывать познавательный интерес к русскому языку, любознательность, творческую активность, самостоятельность.
Планируемый результат:
• Дети выделяют последовательность звуков в словах
• Составляют предложения при помощи матрицы.
• Определяют место звука в слове.
• Дети успешно применяют модели и инструменты ТРИЗ-технологии
Средства, оборудование, материалы:
наглядные (демонстрационный материал) : планшеты для игры с местом звука в слове, Тетушка Рифма с загадкой, Матрицы для составления предложения.
Технологическая карта образовательной деятельности
№ Этап образовательной деятельности Ход образовательной деятельности
Деятельность педагога Деятельность детей
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент -Ребята, чем примечателен сегодняшний день?
- Я вам предлагаю сегодня на занятии попрощаться с осенью. Согласны?
-Пароль на вход «Осенняя рифма»
1р. Тучка –.
2р. Листок –
3р. Рябинка –
4р. Листопад – Сегодня первый день зимы
Да
Подбирают рифму к предложенным словам
1. внучка, почемучка, кучка, злючка
2. цветок, сморчок, снежок, дружок, стебелёк, грибок.
3. снежинка, льдинка, калинка, разминка, слезинка, кабинка, дождинка, осинка, малинка, Крестинка, корзинка, машинка, мандаринка.
4. лимонад, детский сад, виноград, водопад.
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности -Ребята, посмотрите, кто это?
- Тетушка Рифма, наверное, что-то приготовила для нас. Как вы думаете, что это за схема?
Верно, дети, Тетушка Рифма предлагает отгадать загадку. Попробуем?
Какое имя признака в загадке использует т. Рифма?
Какое действие может обозначать 1 картинка?
2 картинка?
3 картинка.
Кто прочитает 1 строчку
Кто прочитает 2 строчку
Осталась 3 строчка.
Кто готов прочитать загадку?
- Что это? Тетушка Рифма
Это модель составления загадки
Да
Действие
Дети предлагают действия, обозначенные картинкой
Читают 1 строчку
Летает, но не бабочка.
Читают 2 строчку
Кружится, но не юла.
Читают 3 строчку
Меняет цвет, но не хамелеон.
Летает, но не бабочка, кружится, но не юла; меняет цвет, но не хамелеон.
Лист
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности Я предлагаю поработать сегодня со словом лист
Согласны?
Да
«Открытие» детьми новых знаний, способа действий
Давайте произнесем слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук. Какой же первый звук в слове лист?
ЛЛЛист -Какой это звук?
Давайте выделим второй звук в слове.
ЛИИИст – А это какой звук?
Выделяем 3 звук. лиСССт – Какой звук вы услышали?
Что вы можете сказать об этом звуке?
Выделяем последний 4 звук лисТТТ.
-Какой звук вы слышите?
- Что вы можете сказать о этом звуке?
- Посчитайте сколько звуков в слове лист, простучите пальчиком.
- Сколько согласных звуков?
- Сколько гласных звуков?
- Скажите сколько слогов в слове ЛИСТ?
Молодцы ребята. Верно. Дети произносят хором и по одному- Л-
Это согласный звук. Т. к. произносить его мешает язычок
Дети выделяют, называют гласный.
Гласный. Его произношению ничего не мешает, его можно пропеть.
- Звук С
- Он согласный, так как
произнести этот звук мешают зубки.
-Звук Т
- Он согласный, так как произнести этот звук мешают зубки.
Дети считают, простукивают называют.
- 4 звука
- 3 согласных звука
1 гласный
Дети считают слоги, называют
1 слог
2. Самостоятельное применение нового на практике,
либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)
-Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Определи место звука в слове лист. Ваша задача: Определить куда в слове ЛИСТ спрятался ваш звук в начале, середине или конец слова.
- Берите планшеты, определите.
Справились. Молодцы.
-Предлагаю поиграть ещё в одну игру. Согласны?
-Я зашифровала вам предложение и предлагаю прочитать его при помощи матрицы.
-Посмотрите из скольких слов состоит наше предложение?
-Что мы будем определять в первом слове?
-Что будем определять во втором слове?
-Что будем определять в третьем слове?
-Что будем определять в 4 слове?
-Что нам понадобиться для работы с матрицей?
-Кто желает найти первое слово.
-Второе слово.
-Третье слово.
-Четвертое слово.
-Кто готов прочитать предложение?
Дети на схеме помечают на каком месте (в начале, середине, конце) стоят звуки (Л, И, С, Т) в слове ЛИСТ.
Подходят к гостям и объясняют свой выбор.
Да
Ребенок на матрице показывает.
Из 4 слов
Объект
Действие
Маленькое слово
Место
Таблица с объектами, местом, маленьким словом, действием)
По таблице с объектами ребенок определяет картинку с изображением листа, изображение ставит в 1 ячейку.
По таблице с действиями ребенок определяет картинку с изображением обозначающее падение, изображение ставит в 2 ячейку.
По таблице с маленьким словом (предлоги) ребенок определяет картинку с изображением предлога, изображение ставит в 3 ячейку.
По таблице с местом ребенок определяет картинку с изображением места, изображение ставит в 4 ячейку.
Ребенок читает получившееся предложение
ЛИСТ ПАДАЕТ С ДЕРЕВА.
.3 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний. Ребята я вам сейчас предлагаю по признакам дать характеристику прошедшей осени.
Это будет наш пароль на выход.
Осень по температуре какая?
Осень по влажности какая?
Подбирают характеристику по предложенному признаку
Осень по цвету желтая, красочная, яркая, оранжевая, радужная, серая.
Осень по температуре теплая, морозная, холодная, приятная.
Осень по звуку шуршащая, звенящая, стучащая.
Осень по влажности влажная, мокрая, сырая, сухая.
Рефлексия Молодцы. Сегодня на занятии мы с вами прощались с осенью. Какие задания «Осени» вам понравились больше всего?
Выполняя какие задания, вы испытывали трудность?
Что вам запомнилось?
Предлагаю взять матрицы, пройти в группу и научить других детей составлять предложения используя матрицы. Согласны?