Надежда Людская
Сценарий образовательной деятельности на тему «Путешествие колоска»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей со злаковыми культурами, из которых выпекают белый и черный хлеб. Упражнять в различении растений по характерным признакам (строение колоска, цвет, количество зерен). Дать представление о технологии производства хлеба в контексте «река-времени». Развивать интеллектуальные умения дошкольников через использованием. Воспитывать бережное отношение к хлебу, как продукту человеческого труда.
Публикация «Сценарий образовательной деятельности на тему „Путешествие колоска“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Сценарии
- Темочки
Предварительная работа. Чтение украинской народной сказки «Колосок», рассматривание иллюстраций, придумывание нового продолжения сказки.
Материал: Колосья зерновых культур (рожь, пшеница, модели процесса выращивания колосьев и изготовления хлеба, ручная мельница, ингридиенты для приготовления теста, репродукции и иллюстрации (хлебная нива, посев и уборка хлебных культур раньше и теперь) игровые персонажи (мышата Круть и Верть, системный оператор, модель «Машина времени», карта-схема «Хлеб на столе».
Ход занятия.
1. (В гости к ребятам приходят герои украинской народной сказки «Колосок» - мышата Круть и Верть – игрушки-куклы.
М ы ш а т а. Здравствуйте, ребята! Мы узнали, что вы про нас сказку читали и даже придумали свое окончание сказки, вот и решили к вам в детский сад за помощью прийти. Когда Петушок испек свой замечательный, такой ароматный пирог, нам очень стало стыдно, что мы только играли да веселились, пока он трудился, совсем ему не помогали. Мы попросили у Петушка прощения, думали, сразу и получим по кусочку пирожка. Да только Петушок нам ответил народной пословицей: кто не работает, тот не ест! Объясните, пожалуйста, что это значит?
(Ответы детей).
М ы ш а т а. Предложил нам Петушок самим пойти на «хлебное поле» потрудиться! А мы стали смеяться: что за хлебное поле? Что, там булки, ватрушки, пирожки растут? Хлеб черный да белый на грядках поспевает? Помогите нам, объясните, что значит «хлебное поле».
(Рассматривание иллюстраций. Ответы детей.)
Мышата. А мы были на таком поле, но там сейчас кроме вот таких красивых палочек и вот такого колоска (без зерен) ничего нет!
(Рассматривание соломинок и пустого колоска. Ответы детей, почему в сентябре на поле нет зрелых колосков.)
Мышата. Как же нам быть? Очень хочется стать трудолюбивыми и старательными, пирожков СВОИХ поесть?
Педагог. Мы с ребятами поможем вашему горю! Мы вам подарим колоски.
(Рассматривание, сравнивание колосьев ржи, пшеницы, овса. Использование системного оператора: система — колос; подсистема — соломинка, зерно, усики — метелки.)
Педагог. Объясним мышатам, из какого колоска можно вырастить зерна для белой пшеничной муки.
Мышата. Большое вам спасибо, ребята, только ведь мы не знаем, как из этого колоска вырастить достаточное количество колосков с зернышками, чтобы пирога хватило и Петушку, и вам, и нам, и всем нашим друзьям.
Рассказ детей с использованием моделей.
Уточнение значения каждого звена в цепочке. И рассказ детей по карте-схеме «Хлеб на столе». ( Враги: град и очень сильный ветер.) Чтение стихотворения Д. Тихомирова «Два колоска».
Будто солнцу улыбаясь,
На соломе молодой
Дремлет, медленно качаясь,
Ржи колосик золотой.
Весь рогами, как улитка,
Жизни внутренней полна,
Он пригнулся от избытка
Полновесного зерна.
А вблизи, поднявшись важно,
Смотрит с гордостью другой,
Все лишь кверху да отважно, —
Так и видно, что пустой.
Физкультминутка «Колоски растут».
Мышата. Ой, да ведь у нас нет таких машин-помощниц!
Педагог предлагает мышатам вырастить свой урожай хлебных колосьев, как встарь люди растили — вручную.
2. Педагог. Давайте сядем в машину времени и перенесемся в старинную деревню.
(Дети на «ковре-самолете» — обратный счет десятками : 98-88-78. 18.)
Рассматривание иллюстрации, чтение отрывков из стихотворений А. Кольцова «Песня пахаря» (1, «Посев» (2, «Хлебная уборка» (3).
1. Пашенку мы рано
С сивкою распашем,
Зернышку сготовим
Колыбель святую.
Его вспоит, вскормит
Мать-земля сырая;
Выйдет в поле травка —
Ну! тащися, сивка!
Выйдет в поле травка —
Вырастет и колос,
Станет спеть, рядиться
В золотые ткани.
Заблестит наш серп здесь,
Зазвенят здесь косы;
Сладок будет отдых
На снопах тяжелых!
Ну! тащися, сивка!
2. Люди сельские
Богу — Господу
Помолилися,
Чем свет по полю
Все разъехались
И пошли гулять
Друг за дружкою,
Горстью полною
Хлеб раскидывать.
3. Люди семьями
Принялися жать
Косить под корень
Рожь высокую.
В копны частые
Снопы сложены.
От возов всю ночь
Скрипит музыка.
На гумнах везде,
Как князья, скирды
Широко сидят,
Подняв головы.
4. Педагог. А сейчас ребята давайте с вами обомнем колоски, затем перемелим их кофемолкой и из полученной муки замесим с добавлением молока. сахара и яиц, тесто для пирожков. Налепим пирожки на противень и в духовку. (Дети выполняют самостоятельно данную работу). Круть и Верть, угощайтесь с нами пирожками.
Мышата благодарят детей за интересный рассказ, за угощение возвращаясь в свою сказку, прощаются с детьми.