Анна Грицук
Сценарий образовательного события по финансовой грамотности в старшей группе по стандартам ФГОС доо
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1 «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»
г. Минеральные воды
Сценарий образовательного события по финансовой грамотности в старшей группе
по стандартам ФГОС ДОО
Публикация «Сценарий образовательного события по финансовой грамотности в старшей группе по стандартам ФГОС доо» размещена в разделах
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Сценарии развлечений
- Темочки
Комплексная программа «От рождения до школы»
под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
«Экономия тепла, света"ю
Составила: Грицук Анна Николаевна
2022 – 2023 учебный год
Аннотация инновационного педагогического опыта работы по теме:
«Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста»
Современная жизнь диктует свои стандарты : в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Проблема. Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах.
А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
И так же следует понимать, что формируется нефинансовая грамотность, а финансовая культура ребёнка, т. е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира.
Контингент участников: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.
Введение:
Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой. Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни. Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь. В раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
Новизна опыта состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается
Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Цель опыта работы - разработка и апробация в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения методических приемов формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ детский сад комбинированного вида №1 "Аленький цветочек". г. Минеральные воды.
Задачи:
Образовательные :
Развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;
Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощённое объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла; формировать у детей потребность в их экономии.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;
Познакомить с понятиями "экономия", "бережливость"; показать, что экономия помогает учитывать ограниченность ресурсов.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к дарам природы;
Воспитывать финансовую грамотность, способствуя целостному развитию личности ребенка, формированию у него адекватной системы ценностей и полной картины мира.
Условия применения: МБДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Аленький цветочек» Ставропольский край г. Минеральные Воды
Старшая «группа «Росинка»
Сценарий образовательного события по финансовой грамотности в старшей «к группе по стандартам ФГОС ДОО
Тема: «Экономия тепла, света, воды»
Программное содержание :
Образовательные области : Познавательное развитие, физическое развитие.
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные :
Развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;
Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощённое объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла; формировать у детей потребность в их экономии.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;
Познакомить с понятиями "экономия", "бережливость"; показать, что экономия помогает учитывать ограниченность ресурсов.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к дарам природы;
Воспитывать финансовую грамотность, способствуя целостному развитию личности ребенка, формированию у него адекватной системы ценностей и полной картины мира.
Ожидаемые результаты:
Объяснять понятие «энергосбережение», «экономия», «бережливость», их функции,
понятие семейного бюджета, расходов и доходов, понятия «экономия».
-Усвоить, как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые
решения;
- Ответственно относиться к финансовым обязательствам.
- Развивать внимание и воображение, способность искать и находить новые решения,
новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
- Применять практические советы к решению конкретных ситуаций.
- Развивать мышление через умение анализировать, сравнивать, синтезировать,
обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать. - Развивать навыки сотрудничества
со взрослыми и сверстниками.
- Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
Предварительная работа:
Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций и беседа по теме «Техника в
вашем доме», чтение художественных произведений: «Сказка о трёх братьях» Г. Злобенко,
«Уроки Берегоши», «Домашняя экономия» С. Галкина, выставка творческих детских работ
«Учимся беречь энергию»; дидактические игры «Свет, вода, звук», «Основы
безопасности».
Словарная работа: электричество, энергосбережение, природные ресурсы,
электростанция, экономия, электрический ток.
Развивающая предметно-пространственная среда: дидактические игрушки Буратино и Мальвина, демонстрационный материал «Электроприборы», колокольчик, материал для
эксперимента, наклейки-энергосберегалочки, листы с изображёнными, лабиринтами, конверт.
Ход:
Организация детской деятельности.
1. Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу:
Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх
Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг
Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки на ковер
Здравствуй, планета Земля! Описать большой круг над головой
Здравствуй, наша большая семья! Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх
Сюрпризный момент
Стук в дверь, входит Мальвина (персонаж взрослый) :
Здравствуйте, мои друзья,
Меня зовут Мальвина.
Я очень бережлива,
И ко всем советам, я.
Прошу прислушаться, друзья!
Я пришла сегодня к вам
С таким предложением,
Давайте все обучимся энергосбережению.
Воспитатель: Здравствуй Мальвина, мы рады с тобой подружиться, а кто это к нам стучится?
Основная часть
2. Входит Буратино: Это я, Буратино. Я ходил по улицам и очень, замерз, вот зашел к вам погреться, а у вас в группе тепло, уютно, и, наверное, вода горячая есть, я люблю поплескаться в воде.
Восп: А правила бережного и экономного отношения к воде ты знаешь?
Буратино: А мне воды не жалко у нас в доме водопровод есть. И горячей и холодной воды сколько хочешь. Я даже иногда даже кран не закрываю.
Мальвина: Но воду беречь надо.
Восп. : Правильно Мальвина, воду надо беречь, не открывать кран сильно, струя воды должна быть тоненькой, ремонтировать кран, если он сломается и капает вода, когда чистишь зубы воду надо наливать в стаканчик. Так мы сохраняем природные ресурсы и экономим деньги которые платим за воду.
Буратино: Я постараюсь запомнить эти правила.
А у вас так тепло, и уходить не хочется!
Мальвина: У хорошего хозяина в любой мороз в доме тепло. Только надо как следует его подготовить, тогда никакой холод не страшен. А ты как свой дом утеплил?
Буратино: Да никак! Думал, придёт зима, подключат отопление, тепло будет. А получилось наоборот: пришла зима, отопление подключили, батареи как огонь, а в квартире холодно.
Мальвина: понятно, в твоём доме топить, что на дворе у костра греться. Дров много пропадёт, а тепла не будет.
Восп. : Ребята, как вы думаете, что им необходимо сделать, чтобы в доме было тепло?
(Утеплить окна, закрывать плотно двери, форточки, батарею не зашторивать)
Мальвина: пойдем Буратино, я помогу утеплить твой дом. (уходят)
Восп. : Смотрите Мальвина конверт оставила, наверное, в нём для нас письмо.
На конверте написано: «Детский сад №1 «Аленький цветочек», группа «Росинка». Ребятам. Советы от Мальвины». Как интересно, письмо то в
картинках. Давайте попробуем его прочитать.
Дидактическая игра «Береги тепло и воду».
Восп. : Какие важные советы даёт нам Мальвина?
Выставляются два совета в картинках: «Береги воду. Не выпускай тепло.
Восп. : Ребята, вы, наверное, хотели бы побывать в гостях у Мальвины? А как вы думаете, какой у ее дом? (Чистый, уютный, красивый, аккуратный, тёплый.) А что значит уютный дом? (Когда есть мебель, чисто, тепло, аккуратно.)
Игра «Доскажи словечко».
Мам может стирать бельё в… (стиральной машине).
Папа может пылесосить ковёр… (пылесосом).
Дочь может гладить бельё(утюгом).
Бабушка достаёт продукты из (холодильника).
Можно готовить на (плите).
Когда все дела сделаны, можно отдохнуть:
Посмотреть (телевизор,
Послушать (радио,
Поговорить по (телефону,
Почитать книгу, сидя около… (настольной лампы).
Как можно назвать одним словом все эти предметы? (Электроприборы).
Что служит питанием для электроприборов? (Электричество. Элетроток,
электроэнергия).
А откуда поступает электроэнергия в дом? (С электростанции).
Где в каждом доме живёт электричество? (В розетках).
Как ток попадает к нам в квартиры? (По проводам).
Физкультминутка «Провода».
Воспитатель выполняет роль розетки, а дети—провода. Они берутся за руки,
выстраиваются в линию, садятся на корточки. На одном конце «провода» розетка (воспитатель, на другом –электроприбор (ребёнок).
Воспитатель берёт за руку крайнего ребёнка («пошло электричество по проводу»).
Дети поочерёдно встают, создавая волновое движение
Восп. : Ребята, а что будет в доме, если включить все электроприборы? (Сгорит всё; будет болеть голова от шума; будем много денег платить; не
Успеет вырабатываться электроэнергия; будет загрязняться окружающая среда).
А что делать, если электричество отключиться? Как жить без электроприборов (Свечу зажечь; сохраняются природные ресурсы).
А теперь давайте поиграем в «Загадалки - объяснялки»
Для этого одни ребята загадают предмет по картинке, а другие отгадают и расскажут, как правильно обращаться с электроприборами, чтобы сэкономить электричество. За правильный ответ получите искорку. ( Варианты: этим предметом можно сделать бельё гладким, ровным; с помощью этого устройства можно узнать новости, сведения о погоде, послушать музыку).
Игра «Скажи со словом «электрический» (по картинкам).
Названия предметов из предыдущей игры согласовать со словом «электрический».
Например, электрический утюг и т. д.
Восп. : При правильном обращении с электроприборами мы сможем сэкономить каждую искорку электричества. Учёные тоже думают о сбережении электроэнергии. Они
выяснили, что небольшое её количество можно запасти в батарейке. Если провода подсоединить к батарее, электричество пойдёт по проводам и сможет гореть лампочка.
Проводится опыт с батарейкой.
Восп. : Почему загорелась лампочка? (В батарейке есть запас электроэнергии).
Какие приборы работают на батарейках? (Часы, плеер, фонарик).
Подведение итогов мероприятия.
3 Ребята рассказывают, что они сегодня узнали на занятии.