Соболева Ирина
Сценарий НОД по развитию речи с применением ТРИЗ «Путешествие с волшебником Наоборот в сказку «Красная шапочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения: Путешествие на улицу «Волшебная».
Интегрируемые образовательные области: познавательное, физическое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, музыкально – ритмическая, восприятие художественной литературы.
Цель:
Развитие творческих способностей дошкольников на основе использования инструментов ТРИЗ.
Задачи: Обучающие:
Публикация «Сценарий НОД по развитию речи с применением ТРИЗ „Путешествие с волшебником Наоборот в сказку „Красная шапочка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- «Красная шапочка»
- Темочки
Учить детей решать ситуации, возникающие в результате воздействия Волшебника - Наоборот на функцию объекта;
Умение находить противоположные качества;
Целенаправленное развитие системно – диалектического мышления.
Развивающие :
Развивать потребность в познавательной деятельности, способствовать развитию аналитических способностей;
Развивать речевую инициативу и самостоятельность ребенка.
Воспитывающие:
Воспитывать умения выстраивать межличностные отношения в процессе коммуникации.
Развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.
Материалы: Улица «Волшебников – преобразователей» (методическое пособие); карточки с изображением объектов (утюг, пылесос, стул); мнемотаблица, элементы костюма волшебника, телеграмма.
Методы и приемы: Использование приемов ТРИЗ (мозговой штурм, игра «Заколдованное место», речетворчество (сказка по кругу, загадывание загадок, здоровьесберегающие технологии (физкультминутка, зарядка «Наоборот», восприятие художественной литературы, сюрпризный момент.
1. Вводная часть: Ввод в игровую ситуацию
Воспитатель: Сюрпризный момент: Почтальон приносит телеграмму от волшебников, в ней они приглашают в гости детей.
Воспитатель: Ребята, вы готовы отправиться в гости к Волшебникам? Они живут на улице «Волшебной» (ответы детей)
А попадем туда с помощью волшебного заклинания :
«Через тропы острова,
Через реки и моря,
Все пройдем!
На улицу «Волшебная» - попадем»
2. Основная часть. Развитие игровой ситуации.
Воспитатель: Вот мы и попали на улицу, где живут волшебники – преобразователи (методическое пособие «Улица Волшебников»)
Волшебник – преобразователь : Здравствуйте, ребята. На нашей улице живут волшебники. Я волшебник «Наоборот» и хочу с вами поиграть.
Я все делаю наоборот.
Волшебник показывает карточку с изображением утюга, его свойство разглаживать белье, а наоборот? (мять его)
Как практически можно использовать новое свойство? – ответы детей (делать складки у юбки, делать новую ткань – мятку, прятать в складки пятна, которые не отстирать)
Волшебник показывает карточку с изображением пылесоса - дети называют его предназначение, находят противоположное – распылять. Придумывают, как использовать новое качество – распылять на праздниках конфетти, на бумажной вечеринке – бумажки, делать фонтан из конфет или шоколада….)
Волшебник – Наоборот : Я хочу с вами поиграть в игру «Заколдованное место». Я заколдовал группу в вашем детском саду. Как она изменилась?
(Дети описывают изменения каждого объекта и его функции – можно проходить сквозь стены, а через двери нельзя пройти, цветы растут вверх корнями и. т. д. ….)
Динамическая пауза: Зарядка «Наоборот» Волшебник показывает движения, а дети делают все наоборот.
Волшебник : Ребята, вы любите сказки?
Отгадайте, какая сказка придет к нам в гости? - дети отгадывают сказку по мнемотаблице. – это «Красная шапочка»
Как догадались? – ответы детей.
Волшебник : Чему учит нас эта сказка? Найдите лишний ответ.
Варианты:
1. Навещать бабушек!
2. Слушаться мам.
3. Не доверять незнакомцам!
4. Не носить красную шапочку! – ответы детей.
Волшебник : Какие ошибки допустила Красная шапочка? – остановилась для разговора с посторонним, рассказала куда идет, где живет бабушка, как попасть в дом.
Волшебник : Мне очень жалко Красную шапочку, бабушку и волка. Я хочу, чтобы вы при помощи моего волшебства изменили сюжет сказки. Что можно сделать наоборот, чтобы все изменилось? – дети предлагают отправить волка по длинной дороге, а Красная шапочка пойдет по короткой.
Дети придумывают сказку на новый лад по кругу.
Результат речетворчества детей:
Волк побежал по длинной дороге, а Красная шапочка отправилась по короткой. По дороге волк танцевал, бегал за бабочками, рвал и нюхал цветы. Красная шапочка, наоборот, очень спешила, потому что волновалась за здоровье бабушки. Девочка очень быстро добралась до дома бабушки. Бабушка обрадовалась внучке, они не забыли закрыть дом на засов. Потом сели пить чай. Они пили чай и ели пирожки. Вдруг услышали стук в дверь. Красная шапочка хотела открыть дверь, но бабушка забеспокоилась и не позволила это сделать. «Кто там?» - спросила бабушка. «Как, кто! Я Красная шапочка, принесла пирожки и горшочек масла» - ответил волк. Бабушка и Красная шапочка только рассмеялись. Волк понял, что опоздал. Он начал выть от голода. Красной шапочке жалко стало волка, она чуть - чуть открыла окно и протянула 3 пирожка. Волк их сразу проглотил, ведь он был очень голодным. Ему ничего не оставалось, как вернуться в лес. Бабушка услышала, что идут охотники мимо дома. Они были грустными, потому что им волк не попался. Вот и сказке конец, Красная шапочка с тех пор была очень осторожной и не разговаривала с незнакомцами.
Волшебник : Чья сказка вам понравилась больше наша или Ш. Перро? – ответы детей: наша, потому что все остались живы, даже волк.
Волшебник : Как мы изменили сюжет?
3 часть: Заключительная.
Волшебник при помощи волшебных слов отправляет детей в детский сад.
«Через тропы острова,
Через реки и моря,
Все пройдем!
В детский сад попадем»
Рефлексия:
Воспитатель: Где мы были? С каким волшебником ознакомились?
Что больше всего запомнилось в нашем путешествии? Если вам понравилось наше путешествие, покажите веселый смайлик, если не очень – грустный.
Методическая литература:
Т. А. Сидорчук «Способы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников на основе ОТСМ – ТРИЗ» -КТК «Галактика» Москва 2020 год.