Людмила Прохорова
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Зима» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по развитию речи тема: «Зима»
Возрастная категория воспитанников: дети с 5-6 лет
Подготовлен: Прохоровой Л. В., воспитателем высшей квалификационной категории.
Интегрируемые образовательные области:
речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Формы образовательной деятельности:
Создание ситуации, вхождение в ситуации, создание проблемной ситуации, словесная игра, ситуация-поиск, составление рассказа, игра, ситуация-итог.
Цель совместной деятельности взрослого и ребёнка:
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Сценарии развлечений
- Зимние праздники
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Расширение объёма словаря, развитие речемыслительной деятельности, подбор однокоренных слов, образование притяжательных прилагательных, закрепление грамматических навыков и навыков использования предлогов; составление рассказов по мнемотаблице; познакомить со словами омонимы.
Обогащение словаря:
Омонимы, однокоренные слова, предлоги.
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за деревьями и природой, чтение стихотворений и рассказов о зиме, рассматривание иллюстраций, беседа.
Материалы и оборудование:
Аудиозапись «Метель», ноутбук, текст стихотворений И. Сурикова «Зима» и И. Лопухиной «Снегопад», мнемотаблица, картина «Кто спрятался в лесу», ватман со следами животных, картинки диких животных и их следы, карточки с опорными словами
Описание деятельности:
1. Создание ситуации.
Предлагаю детям прослушать запись музыки (слушание)
-Ребята, о каком времени года мы будем с вами говорить и почему? (Зима, завывает вьюга)
-Правильно. Сегодня мы поговорим о зиме.
2. Вхождение в ситуацию.
Зима – прекрасное время года. Многие поэты посвящали этому времени года свои произведения. Я предлагаю вам послушать стихотворение Ивана Сурикова «Зима».
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы,
И зима настала.
-Как автор характеризует зиму? Чем зима накрыла землю и деревья? -Какие характерные признаки для зимы он называет? (снег, дни короче, солнце светит мало, морозы.)
Зима, как заботливая матушка укрыла всё снегом, чтобы и деревьям, и полям, всему живому было тепло.
-Подбор определений к слову зима. (холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д.)
3. Создание проблемной ситуации.
Река замёрзла. Девочка замёрзла.
-Что произошло с рекой? (Замёрзла, покрылась льдом)
-Девочка тоже, а покрылась льдом? Как понять предложение?
Есть такие слова, которые совпадают между собой как в звучании, так и написании, но имеют различное значение. Такие слова называются омонимы.
4. Словесная игра «Составь предложения по опорным словам».
Предлагаю детям сесть за два стола и поработать в команде, даю по две карточки.
-Прочитайте, что там написано.
-Можно сказать, что это предложение? Почему?
Из данных слов составляете предложения. При составлении предложений вы можете использовать «маленькие» слова –предлоги.
• Лес, дети, ходили. (Дети ходили в лес.)
• Большой, спит, берлога, медведь. (Большой медведь спит в берлоге.)
• Куст, сидит, заяц. (Под кустом сидит заяц.)
• Норка, нашла, мышка, лиса. (Лиса нашла норку мышки.)
• Волки, лес, рыщут, зимний. (По зимнему лесу рыщут волки.)
5. Ситуация-поиск.
- Давайте рассмотрим картину. (на доске)
-Скажите, кто спрятался в этом лесу? (лиса, волк, лось, заяц) (Показывается картинки животных и изображение следа).
6. Составление рассказа.
-Составьте краткий рассказ об этих животных по мнемотаблице.
7. Ситуация-поиск.
Ребята, когда выпадает снег, и мы по нему ходим, то всегда остаются следы. Я предлагаю вам посмотреть, чьи следы остались здесь. (Лисьи, заячьи, волчьи, лосиные или оленьи, птичьи)
8. Словесная игра «Добавлялка»
Сейчас я буду читать стихотворение Ирины Лопухиной «Снегопад», а ваша задача добавить подходящие слова. Причём все эти слова связаны со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… (снег).
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки).
Кружатся над головой
Каруселью … (снеговой).
На проселки, на лужок
Все снижается … (снежок).
Землю белой, чистой, нежной
Застелил постелью … (снежной).
Вот веселье у ребят –
Все сильнее … (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки).
Снежный ком-на снежный ком,
Всё украсили … (снежком,
Словно в белый пуховик
Мы одели … (снеговик).
Рядом снежная фигура-
Это девочка… (снегурка).
- Какие слова вы добавляли? На какое слово они все похожи? (на слово снег). Это родственные слова или однокоренные.
9. Игра «Родственные слова». (со снежком)
- Я буду говорить слова, а вы подберёте к ним родственные слова.
Лыжи (лыжник, метель (метелица, вьюга (вьюжный, лес (лесник, снег (снеговик, снежинка, зима (зимний, зимушка, мороз (морозит, мороженное, лёд (ледник, ледоход, ледок, холод (холодный, похолодание).
10. Игра «Один-много»
-Я буду говорить слова, а вы мне назовёте эти слова со словом «много»
Гора- много горок, снег- много снега, ёлка- много ёлок, санки- много санок, коньки- много коньков, лёд- много льда, дети- много детей, узор- много узоров, вьюга- много вьюг, забава- много забав, снеговик- много снеговиков.
10. Ситуация-итог.
-О каком времени года мы говорили?
-Какая может быть зима?
-С какими словами мы сегодня познакомились?
-Что такое омонимы?