Марина Макшаева
Сценарий логопедического мероприятия «Праздник правильной речи» (первый год обучения, группа с ОНР)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель праздника : Закрепить представления о твердых и мягких согласных звуках. Упражнять в четком произношении «р», «рь», в их дифференциации, в составлении предложений по картинкам. Развивать слуховое внимание, умение ритмично двигаться под музыку.
Предварительная работа: Составление предложений о весне с помощью картинок на фланелеграфе.
Публикация «Сценарий логопедического мероприятия „Праздник правильной речи“ (первый год обучения, группа с ОНР)» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2016
Материал и оборудование: Фланелеграф, картинки (деревья, кусты, солнышко, ручеек, облако, подснежник, дятел, белка, медведь, лиса, заяц, волк, шапочки (Рысенок, Тигренок, Сорока, стол, чашки, корзина, синий и зеленый бант, конверт с загадками, картинки (животные, птицы, рыбы, насекомые, в названиях которых есть звуки «р», «рь»); шапочки с картинками (мышь, иволга, рыба, дыня, морковка, облако).
Ход праздника:
Логопед. Мы живем в волшебном мире слов. Они окружают нас везде. Давайте поищем их в лесу. Какое сейчас время года? (Весна). Составим рассказ о весеннем лесе по картинкам на фланелеграфе. Я начну, а вы продолжайте. Итак, пришла весна… (Дети поочереди прикрепляя картинки к фланелеграфу, составляют предложения о весенних приметах: солнышко стало пригревать землю и нечаянно зацепило облако. «Ой, мне стало жарко!» - сказало облако. «Не бойся меня» - ответило солнышко. - Смотри, что внизу делается». Внизу протекал голубой ручеек. А около ручейка расцвел первый подснежник.)
Интересный рассказ получился. Кто прочтет стихотворение о весне. (Дети по желанию читают наизусть стихи о весне.
- Какие цветы распускаются ранней весной? (первоцвет, гусиный лук, пролеска, фиалка). Вспомним стихотворение Т. Собакина «Цветы»
Дети поочереди читают стихотворение – каждый по одной строке, а последние слова «Если мы сорвем цветы» - хором.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все, и я, и ты –
Если мы сорвем цветы
То окажутся пустыми:
Деревья и кусты.
И не будет красоты
И не будет доброты.
Я и ты, если мы сорвем цветы.
Если только я и ты
Если мы сорвем цветы.
Логопед. Эти строки напомнили нам о том, что к природе надо относиться бережно. Вернемся в наш лес. Кого – то в нем не хватает. Кого - вы узнаете, если отгадаете загадки. Их прислали мои друзья. (показывает конверт, достает письмо с загадками.) Кто загадку отгадает, тот получает картинку и составляет предложение со словом – отгадкой.
Все время стучит,
Деревья долбит
Но их не калечит
А только лечит (Дятел)
В сосне дупло
В дупле тепло.
А кто в дупле
Живет в тепле! (Белка)
Зимой спит
Летом ульи ворошит (Медведь)
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет.
В деревне кур крадет. (Лиса)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный. (Волк)
Разгадав загадку, ребенок берет нужную картинку и размещает ее на фланелеграфе: дятла и белку на дереве, других животных под кустом или деревом. Потом дети составляют предложения: Дятел долбит дерево клювом. Белка прыгает с ветки на ветку. Медведь вылез из берлоги. Волк рыщет по лесу и тд.
Логопед. Молодцы! А теперь произнесите слово, которое мы «нашли» в весеннем лесу. (Солнышко, облако, ручеек, подснежник, протекает, пригревает, голубой, разговорчивый, долбит, прыгает, крадется, рыщет и тд.).
Хорошо. А теперь давайте поплаваем как облачко, полетаем как птицы, покиваем головками, как подснежники. (Движения дети выполняют под музыку).
Однажды в лесу я услышала в лесу разговор двух зверей
Рысенок. Ты кто?
Тигренок. Тигренок. А ты?
Рысенок. …фсенок.
Тигренок. Кто- кто?
Рысенок. …ысенок.
Тигренок. А мама у тебя кто?
Рысенок.. ысь.
Тигренок. А папа?
Рысенок.. ысь.
Тигренок. Ничего не понимаю!
Рысенок. Почему?
Тигренок. Да потому, что нет такого зверя.
Рысенок. Как нет? А я?
Тигренок. Ну тогда ты неправильно говоришь! Какой-то звук не выговариваешь!
Логопед. Какой звук не выговаривает рысенок? (звук «Р»)
Тигренок. Я знаю, что делать!
Рысенок. Что?
Тигренок. Бежим в детский сад. Там быстро научишься все звуки выговаривать.
Тигренок. Здравствуйте!
Логопед. Здравствуйте!
Тигренок. Здесь учат звук «р» выговаривать?
Логопед. Здесь. Заходите, садитесь. Дети, назовите зверей, который умеют рычать. (Львы, тигры, леопарды, пантеры, медведи) Поиграем в игру «Звери». Встаньте в круг, представьте, что вы звери, закройте своими «лапками» «мордочки».
Не стучите в эти двери
Спят уже, наверно звери!
Если будете стучать – звери могут зарычать! (р-р-р)
Логопед стоит в центре круга и легонько постукивает по «лапкам» «зверушек»; после слова «зарычать» дети дружно выглядывают из своих укрытий и рычат.
Логопед. Давайте еще поиграем. Я буду начинать, а вы хором продолжайте. Тигры…рычат, вороны…кричат, ставни…скрипят, кони…хрипят. Скажите, какой бывает звук «р»? (Твердый и мягкий) Поучимся произносить звуки «р», «рь» в словах – названиях картинок. (Каждый ребенок берет картинку, называет слово).
Молодцы! Среди вас находятся две подружки: Зоя – с синим бантом на голове и Зина – с зеленым бантом. Зоя – хозяйка дома, в котором живет твердый звук «р», а в доме Зины живет мягкий звук «рь». Догадались, что начинается новая игра? Представьте, что вы животные, птицы, рыбы, насекомые. Стояла хорошая погода и все пошли гулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучами и начался проливной дождь. Вы увидели Зою и Зину и бросились к ни, но они могут пустить только своих.
Каждый ребенок выбирает хозяйку, называет слово – название своей картинки и спрашивает: «Черепаху принимаешь?» Если хозяйка дает согласие, ребенок встает за е спиной.
Логопед. Проверим, правильно нашли ли вы своих хозяек. У кого должна находится стрекоза? (У Зины) Почему? (Потому что в слове «стрекоза» звук «рь» мягкий) и тд. Различать твердый и мягкий звук «р» вы умеете. А внимательно слушать и узнавать голоса детей умеете?
К нам ворона в огород
Прилетела и поет
А ты Юра не зевай:
Кто ворона – отгадай.
Вызванный ребенок отворачивается, логопед кивком головы дает знать, кто из детей будет вороной, и тот подает голос : «Кар». Если водящий угадает правильно, то новым водящим становится узнанный.
А теперь послушает разговор Тигренка и Рысенка.
Тигренок. Ну что, рычать еще не научился?
Рысенок. Не-е-ет
Тигренок. Не беда. Это не просто!
Рысенок. А как же быть?
Тигренок. Мы с тобой на занятия в детский сад каждый день приходить будем. Научишься.
Сорока (прилетает)
Рассказать скороговорку
Тяжелей, чем взлететь на горку.
Только я одна умею
Не сбиваюсь, не робею…
Жил колпак под колпаком,
С колпачихой был знаком.
Рассказать скороговорку,
Тяжелей, чем взлететь на горку.
Тигренок. Ну и хвастунья ты Сорока! Думаешь, что ты одна скороговорки знаешь?. Да я один знаю целых тридцать три.! Я даже про тебя скороговорку знаю:»Сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок».
Сорока. Подумаешь, морока! (Улетает)
Рысенок. Обиделась.
Тигренок. Пусть не задается. А то расхвасталась! Мы тоже кое – что умеем. А не умеем, так научимся!.
Логопед. Верно Тигренок! Всему можно научиться. Поиграем в игру «Телеграфисты»? Поделимся на две команды. Капитаном первой команды будет Тигренок, а второй – Рысенок. Не забудьте: последние в ряду игроки каждой команды должны громко произнести переданную им скороговорку. Победит та команда, которая раньше закончит передачу и не исказит текст.
Дети обеих команд выстраиваются в две шеренги. Логопед шепотом проговаривает скороговорки капитанам, те – шепотом - передают их дальше. Последний произносит их громко.
Скороговорки
Береги нос в большой мороз.
Наша Ирина спит на перине.
Волки рыщут, пищу ищут.
Рад Яков, что пирог с маком.
Прохор и Пахом ехали верхом.
Логопед. Рысенок и Тигренок, вы умеете читать? (Нет) А дети в нашей группе учатся читать. Не верите? Поиграем в игру «Составь слово». Трое детей надевают шапочки и бегают. До кого я дотронусь рукой, должен остановиться. А потом вы встанете в ряд. Назови свою шапочку… (имя ребенка) (Мышка). Какой первый звук в слове «мышка»? (М). Верно. Твоя картинка (имя ребенка? (Иволга). Назови начальный звук в слове «иволга». (И). Третий ребенок называет свою картинку. (Рыба). Каким звуком начинается слово «рыба». (Р). А теперь из начальных звуков в словах – названиях картинок составьте слово. Какое слово получилось? Кто догадался? (Мир). Правильно! (Аналогично дети составляют слово «дом» из начальных звуков в словах – названиях картинок: дыня, облако, морковка.)
Молодцы! Смотрите: Рысенок и Тигренок, верно проголодались и устроили чаепитие.
Рысенок. Ой, какой горячий чай!
Тигренок. Как ты сказал, Рысенок? Повтори!
Рысенок. Гор-рячий чай! А что?
Тигренок. Ты научился выговаривать «р»!
Рысенок. Не зна-а-ю…
Тигренок. Ну конечно, научился! Скажи : друг.
Рысенок. Друг.
Тигренок. Игра.
Рысенок. Игра.
Тигренок. Ура!
Рысенок. Ура!
Логопед. Порадуемся за Тигренка и Рысенка, похлопаем в ладоши! А на прощанье подарим нашим новым друзьям корзину и сложим в нее все хорошие слова со звуком «р».
Тигренок и Рысенок обходят всех детей, собирают слова: друг, радуга, мир, мороженое, пирог, праздник, торт, дружба, карусель, радость и тд.
Тигренок и Рысенок. Спасибо вам, ребята!
Логопед. Вы положили в корзину слово «радость» (Да) А когда вам радостно, что вы делаете? (Улыбаемся). Верно. Давайте улыбнемся и все вместе споем веселую песенку.
Дети исполнят песню «Мир похож на цветной луг».