Наталья Чурсинова
Сценарий коррекционно-образовательной деятельности «Путешествие на остров Правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический замысел:
Создание единого образовательного пространства; Воспитание доброжелательности, умение работать в команде;
Создание положительного эмоционального настроя участников.
Образовательные области: «Музыка», «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Форма педагогического мероприятия: Совместная деятельность учителя-логопеда и детей
Возраст: 6 лет
Цели и задачи:
Публикация «Сценарий коррекционно-образовательной деятельности „Путешествие на остров Правильной речи“» размещена в разделах
Коррекционно-образовательные : Совершенствование правильной, эмоционально насыщенной речи;
Формирование языкового чутья, памяти, слухового внимания;
Совершенствование фонематического восприятия;
Выделение звука, слога из состава слова;
Развитие связной речи (диалогической и монологической)
Совершенствование коммуникативные функции речи;
Активизация словаря.
Коррекционно-развивающие : Развитие индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности;
Развитие интереса, любознательности
Развитие общих речевых навыков (речевого дыхания)
Совершенствование общей моторики.
Расширение и закрепление представлений об окружающем мире
Коррекционно-воспитательные : Повышение активности и сознательности ребёнка
Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия и доброжелательного отношения друг к другу, умения работать в команде
Средства Интерактивная доска и компьютер;
Презентация с циклами заданий, картинками;
Бутылочка с картой следования;
Фишки в виде морской звезды;
Фуражка моряка;
Руль - имитация штурвала на корабле, бинокль;
Мяч;
конверты с заданиями;
Фонограмма песен: Г. Фрид «Песенка о буквах», «А рыбки в море плавают …», «Остров Сокровищ», И. Дунаевский «Песенка отважного капитана»
Форма организации Музыкальный зал
Виды детской деятельности Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая Игровые ситуации
Двигательная Развитие речи с движением, комплекс артикуляционной гимнастики
Коммуникативная Вопросы – ответы в игровых упражнениях, звукоподражание, слогоповторение, отгадывание загадок
Познавательно-исследовательская Решение проблемных ситуаций
Предварительная работа педагога с детьми Подбор музыкального репертуара и литературного материала.
Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дети входят в зал под песню Г. Фрида «Песенка о буквах».
Логопед. Посмотрите ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними!
Дети. Здравствуйте!
Логопед. А теперь со мной поздоровайтесь ладошками– прохлопайте слово «Здравствуйте» (Дети хлопают)
А теперь протопайте! (Дети выполняют задание)
- Мы сегодня услышим и увидим, как наши ребята умеют правильно и красиво произносить звуки, слова и предложения.
-Ребята, а для чего нужно правильно говорить?
Дети. Чтобы общаться друг с другом, понимать друг друга, общаться с другими людьми, …
Логопед. Ребята, давайте вспомним правила речи, которые необходимо всегда соблюдать и выполнять.
Слайд №1 (Правила)
Говори всегда красиво, смело и неторопливо.
Больше говори красивых приятных слов.
Прежде чем говорить, подумай, о чём хочешь сказать.
Говори на выдохе плавно и ясно.
Логопед. Да, красивую речь приятно слушать. Ну, а, чтобы наш язычок был готов к беседе, давайте сделаем разминку:
Комплекс артикуляционной гимнастики «Дорога в сказку»
Если в сказку всем сердцем поверить, в мир волшебный откроются двери. (приоткрыть рот)
Вы туда без труда попадёте на волшебном ковре – самолёте, (удерживать широкий расслабленный язык на нижней губе на счёт от 1до 10)
На летучем большом корабле (Поднять боковые края и кончик языка - «Чашечка»)
Или с Бабой – Ягой на метле (кончик узкого языка ритмично движется вправо- влево).
На плоту по молочной реке (широкий расслабленный язычок)
И верхом на Коньке – Горбунке (поцокать язычком)
Можно в сказку взлететь на жар-птице (широкий язычок движется вверх –вниз)
Можно на Колобке закатиться (круговые движения кончиком языка по губам)
Можно въехать как слон на еже («пожевать» язычок)
Мне кажется, что мы на пути к сказке …
Логопед. За высокими горами
За глубокими морями
Чудный остров там есть
Под названием «Правильная речь»
Отправляемся в путешествие : закрываем глаза и дружно скажем: «Один, два, три – волшебство к нам приходи».
Песня «Остров Сокровищ»
Логопед. Приглашаю вас совершить путешествие на остров «Правильной речи».
Остров - это часть суши (земли, небольшой по размеру, со всех сторон окруженный водой.
Но прежде, чем отправиться в путешествие, давайте вспомним секреты правильной и красивой речи, поможет нам в этом ЦВЕТИК-РЕЧЕЦВЕТИК.
Слайд №1 (Цветик)
(Дети смотрят на цветик-речецветик, размещённый на интерактивной доске, вместе с логопедом хором отвечают)
Ухо – Слушаем всегда внимательно логопеда и воспитателя.
Язык – Язычком своим играем, напрягаем, выгибаем.
Губы – Губами двигаем красиво, плавно и неторопливо.
Правильное дыхание – Плавно, долго выдыхаем, звук протяжный получаем.
Рука – С пальчиками мы играем, лучше речь мы развиваем.
Книга – Книги разные читаем, в них о многом мы узнаем.
Логопед. Эти правила помогут вам в путешествии по бескрайнему пространству красивой речи. Отправимся в путешествие на красивейшем корабле.
Слайд №2 (Корабль)
Я буду вашим капитаном.
Надеваю капитанскую фуражку и под музыку И. Дунаевского «Песенка отважного капитана», маршируем по залу
Вот мы уже слышим шум моря, крики чаек, вдыхаем свежий, чистый, морской воздух. Сделайте глубокий вдох через нос, вдыхая в себя доброту и волшебство. Выдохните через рот все огорчения и обиды. Выполняют по 3 раза.
Ребята, смотрите, что приплыло к нашему берегу! (бутылочка с картой следования до острова «Правильной речи»)
Давайте посмотрим, что в этой бутылочке.
Ребята, кто-то нам решил помочь добраться до острова и прислал карту следования к острову «Правильная речь», но нам сначала нужно посетить остров «Трудные звуки», остров «Грамотей», остров «Загадок» и посетить бухту «Пропавших слов»; и выполнить задания приготовленные жителями этих островов. Вы готовы?
Да!
Ну, тогда, по местам. Снимаем с якоря корабль!
Отрывок песни «Остров Сокровищ»
Логопед. Наша первая остановка остров «Трудные звуки»
Конверт с заданием появляется на воздушном шарике
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи
Мы их точно знать должны!
Шуршит опавший лист: ш-ш-ш.
Насоса слышен свист: с-с-с.
Жуки в саду жужжат: ж-ж-ж.
Комарики громко звенят: з-з-з.
Летит самолё т: л-л-л.
А мотор ревё т: р-р-р.
Задание №1 «Замени звук»
Игра с мячом
Замени первый звук на «Р», «С». Дети ловят мяч, заменяют первый звук в слове на предложенный феей и называют получившееся слово, возвращая мяч.
«Р» «С»
Кот – рот дом – сом
Козы – розы бок – сок
Забота – работа Тоня – Соня
Хобот – робот ранки – санки
Задание №2 Игра «Эхо».
Повторяйте последний слог каждого слова трижды. Готовы?
Начинается игра! Ра-ра-ра
Собирайтесь детвора! Ра-ра-ра
Да ладошек не жалей! Лей-лей-лей
Бей в ладоши веселей! Лей-лей-лей
Сколько времени сейчас? Час-час-час
Сколько будет через час? Час-час-час
И не правда, будет два! Два-два-два
Думай, думай, голова! Ва-ва-ва
Как поет в селе петух? Ух-ух-ух
Да не филин, а петух? Ух-ух-ух
Вы уверены, что так? Так-так-так
А на самом деле как? Как-как-как
Это локоть или глаз? (показывает на локоть) глаз-глаз-глаз
А вот это что у нас? (показывает на нос) нас-нас-нас
Это ухо или нос? (держится за ухо) нос-нос-нос
Или может сена воз? воз-воз-воз
Вы хорошие всегда? Да-да-да
Или только иногда? Да-да-да
Не устали отвечать? Чать-чать-чать
Разрешаю помолчать.
Задание №3 «Скажи правильно». Если я правильно назову слово, хлопните в ладоши.
Шанки-фанки-сянки-санки -ханки
Сляпа-шьяпа-фляпа – шляпа
Фтаруфка – штарушка- сталуска – стаюска –старушка
Пченец – птенец –птенесь –тинеть –птинеч
Логопед. Отправляемся дальше.
Пред нами остров «Загадок»
Отрывок песни «Остров Сокровищ»
Конверт с заданием появляется на воздушном шарике
Слайд №3
Задание №1
1. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
2. Долговязый Тимошка
Бежит по узенькой дорожке
Его следы - твои труды. (Карандаш)
3. Сели на странички
33 сестрички,
Сели рядом не молчат,
Нам загадки говорят. (Буквы)
4. Если ей работу дашь
Зря трудился карандаш. (Ластик)
Задание №2
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь. («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь. («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь. («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты. («нашел»!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты. («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай. («конец»)
Логопед: Молодцы, ребята!
А сейчас объявляется,
Что корабль наш,
В путь отправляется.
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Следующая остановка остров «Грамотей»
Отрывок песни «Остров Сокровищ»
Конверт с заданием появляется на воздушном шарике
Задание 1.
Из 4 картинок найти одну лишнюю и объяснить, почему она лишняя.
Репка, свекла, груша, морковь.
Ответы детей: «Лишняя груша, потому что она – фрукт, а все остальные овощи».
Набор картинок на интерактивной доске:
Кот, лиса, волк, заяц.
Ворона, синица, курица, дятел.
Стакан, кастрюля, чайник, стол.
Свинья, медведь, коза, лошадь.
Пальто, сапоги, туфли, ботинки.
Кепка, свитер, шапка, панама.
Колокольчик, дуб, ромашка, василек.
Задание 2.
Игра «У ГНОМИКА» (НАЗОВИ ласково)
корова — коровка
коробка —.
дорога—.
пирамида —.
подарок—.
перо—.
пирожок — пирожочек
дырка—.
норка—.
корка —.
творог —.
сарафан —.
Логопед. Молодцы ребята, хорошо потрудились. Корабль с якоря снимаем, путешествие продолжаем! (Крутит штурвал).
Плыли, плыли и остановились в бухте «Пропавших слов».
Конверт с заданием появляется на воздушном шарике
Ведущий.
Есть ещё игра для вас,
Я начну стихи сейчас,
Я начну, а вы кончайте,
Хором слово добавляйте!
Поднимаем выше руки
Произносим громко… звуки
Звук становится приятен
Лишь тогда, когда … понятен.
Буквы видеть, звуки слышать,
И писать, произносить,
Помогает нам без бед
Наш учитель… логопед.
Для язычка нужна нежная пластика –
Артикуляционная… гимнастика.
Чтобы чётко говорить
Нужно с пальцами … дружить.
Чтоб звуки правильно могли ребята различать,
Они должны с учителем, свой слух фонематический
Усердно. развивать.
Будем вместе мы беречь
Нашу правильную… речь.
Логопед: Вот ребята, мы с вами и преодолели все препятствия
Звучит песня Г. Фрида «Песенка о буквах»
Рефлексия.
Ребята, давайте вспомним где мы с вами побывали?
А какие секреты правильной и красивой речи мы с вами знаем?
А каких правил мы должны придерживаться?
Таким умным ребятам обязательно нужно остаться на острове «Правильной речи?». А в награду я вам дарю медали.
Вручение шоколадных медалей участникам путешествия