Светлана Коваленко
Развитие графомоторных навыков дошкольников с ОНР. Первый год обучения.
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием движений пальцев рук. Функции руки оказывают стимулирующее воздействие на деятельность детского мозга, тем самым помогая естественному развитию второй сигнальной системы.
На сегодняшний день в системе дошкольного образования существует немало технологий, обеспечивающих развитие мелкомоторных умений и навыков. В этой статье хотелось бы поделиться опытом использования авторского альбома индивидуальных заданий для детей с общим недоразвитием речи.
Публикация «Развитие графомоторных навыков дошкольников с ОНР, Первый год обучения,» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Материал в нем расположен согласно календарно-тематическому планированию дошкольного учреждения и охватывает практически все образовательные области. В данном пособии учтены психо - физиологические особенности детей с ОВЗ, задания подобраны с учетом границ ближайшего развития.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Уважаемые коллеги Развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием движений пальцев рук](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-5426-1462948370.jpg)
Я постаралась систематизировать графические упражнения таким образом, чтобы реализовать основную задачу коррекционно - образовательной работы с данным контингентом воспитанников с учетом требований ФГОС – организовать предшкольную подготовку детей в игровой, занимательной форме. Практические упражнения, логические игры, познавательные и творческие задачи, содержащиеся в альбоме, станут основой для формирования у дошкольников необходимых учебных знаний, умений и навыков, обеспечат развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, воображения, а также графических навыков, мелкой моторики и координации движений руки.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Функции руки оказывают стимулирующее воздействие на деятельность детского мозга тем самым помогая естественному развитию второй сигнальной системы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-5426-1462948455.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 На сегодняшний день в системе дошкольного образования существует немало технологий обеспечивающих развитие мелкомоторных умений и навыков](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-5426-1462948483.jpg)
В арсенале педагога-практика существуют разнообразные средства и оборудование для развития кисти руки, подвижности пальцев рук: пластилин, коллекция бусин для нанизывания, крупы для сортировки и выкладывания,пуговичные планшеты, массажные мячики, колечки Су-джок, шнуровки и т. д.
Для работы с моим альбомом индивидуальных заданий также используются как традиционные изобразительные средства: простой и цветной карандаш, ручка, кисть,- так и нетрадиционные средства изображения – нитки, вата (например, чтобы сделать пушистым зайчонка на странице «Дикие животные зимой», фольга, наложенная на пластилин (аналог чеканки) и многое другое.
Помня о том, что при подаче материала необходимо соблюдать принципы доступности, систематичности и последовательности, мною продумана методика работы с альбомом.
Наиболее доступным способом развития мелкомоторных навыков является простое раскрашивание объектов. При этом я ставлю перед детьми четкую задачу: раскрашивать надо с хорошим нажимом на карандаш, стараться не выходить за контуры рисунка, закрашивать в одном направлении. При выполнении этой работы корректируется положение карандаша в руке ребенка, его посадка на стуле, положение альбома на столе.
Следующий этап – дорисовка, активирующая не только умения руки, но и логическое мышление, способность анализировать, рассуждать.
Наряду с предметной дорисовкой детям предлагаются задания в виде линейных прописей,где необходимо закончить ряд по образцу.
Как бы ни казалось это странным, но у дошкольника с ОНР на первоначальных этапах работы вызывают затруднения даже самые простые задания: нарисовать прямые линии, волнистые, ломаные, в прямом и обратном направлении. Поэтому на первых страницах альбома много времени мною уделяется таким простым упражнениям, как дорисовке струй дождя из тучи, дорожки к домику героя, моря под корабликом и т. д
Но уже на третьем месяце работы видна положительная динамика: рука становится уверенней, линии, штрихи, дорисовки четкими, наступает понимание, как ориентироваться на листе бумаги, сколько отступать клеток при работе на графической полосе, дети начинают понимать сложные инструкции педагога перед началом работы. И главное – дошкольники с ОНР приучаются анализировать свои действия, описывать последовательность действий, подключать речь при выполнении пальчиковой разминки, при ответах на устные вопросы заданий.
Наиболее трудоемкой работой в альбоме является выполнение детьми графических диктантов. Эти упражнения требуют сосредоточенности, умения отсчитывать определенное количество клеток,четко по инструкции выполнять движения рукой, не путая понятия «влево – вправо», «вверх – вниз».Такая работа доступна детям на более поздних этапах работы, но она становится очень важным фундаментом для формирования письменных навыков, умения работать с листом в клетку, что несомненно пригодится в школе на уроках по математике.
Современный ребенок избалован информационным изобилием. Сегодня практически всем доступны интерактивные обучающие игры, видеотренажеры, электронные игрушки с кнопками – активаторами. С их помощью дети учатся действовать по заданным алгоритмам, расширяют кругозор, они способны научить малыша читать, писать, печатать, познакомить с азами разных наук.
Но несомненным остается и тот факт, что для ребенка по-прежнему важна продуктивная деятельность, результаты которой будут зависеть от его ручной умелости. Поэтому пособия, подобные альбомам индивидуальных заданий, созданных мною, безусловно станут полезным подспорьем для педагогов и родителей, стремящихся в дальнейшем увидеть своих детей уверенными в своих навыках, а значит - успешными в учебе и в жизни!
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Материал в нем расположен согласно календарно тематическому планированию дошкольного учреждения и охватывает практически все образовательные области](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-5426-1462951858.jpg)