Евгения Запонова
Сценарий квест-игры «Путешествие по родному краю» для детей старшей группы
воспитатель:Запонова Е. В.
Цель: расширять представления детей о малой Родине.
Задачи:
- закрепить знания детей о достопримечательностях, лекарственных растениях и животных родного края;
- познакомить с геральдикой Нижегородской области и Ковернинского района (герб);
- обогащение словаря;
- на основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические чувства и любовь к малой Родине.
Оборудование:
- телеграмма от Незнайки
- эмблемы «Любознайки» и «Всезнайки»
- коробочка для эмблем
- фишки
- карта
Публикация «Сценарий квест-игры „Путешествие по родному краю“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- герб Нижегородской области, Ковернинского района
- разрезные картинки гербов
- иллюстрации лекарственных растений
- раскраски животных
- открытка
- фломастер
- магнитофон
- фото-пазл «Детский сад».
Предварительная работа:
- беседа «Моя любимая деревня»
- презентация «Мое Ковернино»
- презентация «Животные Нижегородской области»
- альбом «Лекарственные растения родного края»
- рассматривание иллюстраций с достопримечательностями родного края
- слушание музыкальных композиций о родном крае
- экскурсия по деревне
- чтение стихотворений о Нижнем Новгороде, Ковернино.
Ход квест-игры :
Воспитатель: Ребята! Сегодня я получила телеграмму от Незнайки. Сейчас я вам ее зачитаю «Здравствуйте дорогие ребята! Я знаю, что вы очень много знаете о своей малой родине. Нашему Ковернинскому району исполнилось 90 лет. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по родному краю. Вам помогут ваши знания, находчивость и смекалка. В конце путешествия вас ждет сюрприз.»
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что такое квест-игра? (ответы детей-это путешествие с заданиями)
Для этого нам надо поделиться на 2 команды. Сейчас каждый из вас достанет из волшебной коробочки эмблему и затем по ней найдет остальных игроков команды. (дети достают эмблемы команды «Любознайки» и «Всезнайки» и делятся на две команды)
Воспитатель: Чтобы пройти этот квест, нам нужна карта. Незнайка нам решил помочь и отправил эту карту. Давайте ее рассмотрим и узнаем какие же станции мы должны пройти, чтобы добраться до сюрприза от Незнайки. После прохождения каждого испытания команды, которые лучше и быстрее справятся с заданиями, получают пазл.
В 1712 году по указу царя Петра Великого новопоселенье Рыбновские починки (ныне одна из улиц рабочего посёлка Ковернино) вместе с рядом волостей Юрьевецкого уезда были даны в вотчину тайному советнику, князю Якову Федоровичу Долгорукову. По его указанию при деревне Коверниной был поставлен боярский двор для надзора и сбора податей с рыбновских жителей. В то же время на селе срублена церковь Святого пророка Ильи.
В 1720 году князь Долгоруков умирает, а волость причисляется к дворцовому ведомству. В 70-е годы XVIII века Рыбновская волость из Юрьевецкого уезда Нижегородской губернии была передана в Макарьевский уезд Костромского наместничества.
Ковернинские старообрядцы, торговые мужики, благодаря природной смекалке, оборотистости и добропорядочной жизни сумели поднять статус волостного центра до уровня одного из самых крупных торговых селений Макарьевского уезда. Развиваются промыслы: сапожный, обечечный (ободы для колес повозок, кузнечный, столярный, изготовление и роспись деревянных ложек и посуды, выработка коромысел, ткачество холста и половиков.
С 1918 по 1922 год Ковернино числилось уездным городом, входившим в состав Костромской губернии
В конце 1922 года Ковернинский уезд был упразднён, Ковернино перестало быть городом. С октября 1922 по 1929 год Ковернинская волость была в составе Семёновского уезда.
10 июня 1929 года был образован Ковернинский район.
Первая станция «Размышляй-ка»
Команда, первая ответившая на вопрос, получает фишку
- Как называется область, в которой мы живем? (Нижегородская)
-Как называется наш район? (Ковернинский)
- В какой деревне мы живем? (Сухоноска)
- Какие достопримечательности находится в нашей деревне? (краеведческий музей, памятник погибшим воинам, библиотека, школа, детский сад, музей «Хохломы», кафе, 3 магазина)
- Какие улицы есть у нас в поселке? (ответы детей)
- На какой улице находится наш детский сад? (Юбилейной)
- Какой памятник находится в центре нашей деревни, на площади? (Памятник воинам, погибшим в ВОВ)
- Какие производства располагаются на территории нашей деревни (хохломской цех, молокозавод, колбасный завод, гараж)
Воспитатель: Вы большие молодцы! Команда, которая заработала большее количество фишек, получает первый пазл.
Вторая станция «Запоминай-ка»
Воспитатель: У каждого города, у области и района есть своя геральдика – это герб и флаг. Наша деревня относится к Ковернинскому району, а район-к Нижегородской области, а у нашей области и района есть свой герб. (показать детям картинки гербов)
На гербе Нижегородской области изображение идущего в серебряном поле красного оленя, имеющего рога с шестью отростками и чёрные копыта; геральдический щит увенчан исторической российской короной и обрамлён золотыми дубовыми листьями, соединёнными исторической андреевской лентой.
Герб Ковернинского района представляет собой геральдический щит зеленого цвета, символизирующий географическое расположение Ковернинского района в лесной зоне.
1. На щите выступает белое поле рушника, расшитого в верхней части красными колосьями, расходящимися от центра в противоположные стороны; а в нижней части расшитого «витейкой» – основным художественным кодом Хохломской росписи – на кромке красного фона.
Ниже распускается декоративная бахрома.
В центре рушника по белому полю идет славянский шрифт красного цвета: «Родина Хохломы».
Рушник символизирует гостеприимство.
В верхней части рушника расположена золотая братина – символ хохломского промысла.
На верхней части геральдического щита славянским шрифтом обозначено наименование поселка «Ковернино».
Каждой команде предлагается собрать из пазлов «Герб Нижегородской области» и «Герб Ковернинского района» по памяти.
Команда, первая собравшая картинку, получают пазл.
Третья станция «Вспоминай-ка»
Участники команд, которые называют растение – получают фишку
Воспитатель: На этой станции мы с вами вспомним, какие же лекарственные растения растут в нашем краю. (дети называют лекарственные растения, а воспитатель рассказывает, каким действием они обладают)
1. Одуванчик лекарственный- обладает ранозаживляющими, обезболивающими и противовоспалительными свойствами.
2. Душица – применяется при ангине, кашле, головных болях, бессоннице и сыпях.
3. Зверобой – кровоостанавливающее, противовоспалительное и де-зинфицирующее средство.
4. Иван-чай – обладает высоким содержанием витамина С.
5. Клевер – принимают при простудных заболеваниях и головных болях.
6. Крапива – принимают при болезнях почек, печени и астме.
7. Календула – используется при заболеваниях горла, печени, сердца и глазных болезней.
8. Подорожник – используют при кашле, болезнях желудка и для заживления ран.
9. Ромашка аптечная - принимают при простуде, для полоскания горла и в косметологии.
10. Чабрец – содержит витамины В и С, хорошо заживляет раны.
А какие же из этих растений растут на территории нашего детского сада? (ответы детей) Воспитатель сопровождает ответы детей соответствующими картинками. Команда, которая заработала больше фишек - получает пазл.
Четвертая станция «Угадай-ка»
Воспитатель: На этой станции я буду загадывать загадки, какие дикие животные обитают на территории нашего края, а вы должны их отгадать.
1. Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек? (Белка)
2. Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (Ёж)
3. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода — кора. (Заяц)
4. Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу. (Кабан)
5. Хищный маленький зверек,
Но не норка, не хорек.
Белочка в дупле боится,
Что ее найдет (Куница)
6. Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса)
7. Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый (Лось)
8. Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)
9. Он идёт неторопливо,
Зацепил хвостом он сук.
Полосатый он, красивый.
Зверь хозяйственный (Барсук)
10. Он пушистый, длиннотелый,
Длиннохвостый, гибкий, смелый,
Мышку в норке подстерёг,
Ловкий шустренький (Хорёк)
11. Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждёт добычу.
Не робей, но берегись,
В том лесу, где бродит … (Рысь)
12. Кто зимой холодной,
В лесу ходит злой и голодный? (Волк)
После отгадывания загадок воспитатель раздает детям раскраски, отгаданных животных.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали, настоящими знатоками себя показали. Предлагаю вам потом раскрасить эти раскраски и оформить в группе выставку «Животные Ковернинского края». Команда, у которой будет больше раскрасок – получает пазл.
Пятая Станция «Поздравляй-ка»
Нашему Ковернину исполнилось в прошлом году 90 лет, и мы можем его поздравить. У меня есть красивая и необычная открытка. Но вот беда, из нее пропали слова-пожелания. Вы поможете мне их придумать и вписать в открытку. (Дети придумывают пропущенные слова-пожелания, а воспитатель их вписывает в открытку)
Дорогой и … наш Ковернинский район….!
Поздравляем тебя с 90-летием!
Желаем больших … и верных,
Чистого ….над головой и яркого!
Пусть сбываются все….!
Желаем безмерного …., крепкого ….,
Большого ….и пусть во всем сопутствует….
С наилучшими пожеланиями Дети старшей группы «….»
Дети получают фишку за каждое придуманное слово
Воспитатель: какие вы все творческие и креативные! Команда, у которой больше фишек – получает очередной файл. А сейчас мы отправляемся на последнюю шестую станцию.
Шестая станция «Потанцуй-ка»
Дети приходят к крыльцу детского сада, где их встречает Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рад, что вы выполнили все задания, показали ваши знания, умения и навыки. Но чтобы собрать ваш пазл, не хватает еще одного элемента. Я очень люблю веселиться и танцевать. А вы любите? (ответы детей) Я предлагаю вам потанцевать вместе со мной и за это вы получите недостающий пазл. (Танец Барбарики «С днем рождения» - флэшмоб)
После этого дети собирают картинку из заработанных пазлов. (фотография нашего детского сада) и получают призы от Незнайки.