Виктория Резун
Сценарий коррекционно-развивающего занятия для детей 5–6 лет с ОВЗ ЗРР, СДВГ «Ежик Пыхтя»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий коррекционно-развивающего занятия для детей 5–6 лет с ОВЗ ЗРР
Эмоциональная регуляция поведения является ведущей в дошкольном возрасте, а социальные эмоции играют важнейшую роль в нравственном воспитании и воспитании межличностных отношений. Нравственное развитие и воспитание ребенка стоит начинать с формирования его эмоциональной сферы. Понимание своих эмоций и чувств является важным условием в становлении личности маленького человека.
Цель: развитие психических процессов (внимания, мышления, памяти) воспитание сострадания, формирование умения освободиться от напряжения, повысить самооценку, развитие образного мышления.
Темочки:
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ежик. Сценарии развлечений
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Задачи:
-активизация познавательной и игровой деятельности учащихся;
- развивать устойчивость и концентрацию внимания;
- корректировать нежелательные личностные особенности поведения, настроения;
Интеграция образовательных областей:
1. «Познавательное развитие детей». Развивать творческого воображения, внимание, речь.
2. «Физическое развитие». Развивать мелкую моторику, снимать мышечное напряжение, гармонизировать эмоциональное состояние.
3. «Речевое развитие». Снижение скованности в речи, развитие умения сотрудничать, активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение.
4. «Социально-коммуникативное развитие». Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей к проблемной ситуации, желание прийти на помощь. Воспитывать умение играть дружно, выслушивать своих друзей и выполнять инструкцию.
5. «Художественно-эстетическое развитие». Способствовать творческой самореализации.
Методы и приемы:
- Практические (игровая ситуация);
- Словесные (рассуждения, беседа, объяснение);
- Проблемно-поисковые: самостоятельное выполнение творческого задания.
На занятии использованы следующие технологии:
- игровые;
- технологии арттерапии;
-здоровьесберегающие.
Планируемые результаты: наличие у детей положительных эмоций, новых впечатлений, активизация воображения. Понимание детьми причинно-следственных связей, умения выделять и озвучивать проблему, которую необходимо решить, поиск решений, усовершенствование умений делать выводы. Повышение у детей мотивации к познавательной деятельности.
Количество участников (7 человек)
Возраст: 5-6лет.
Продолжительность мероприятия: до 30 минут.
Инструментарий: магнитофон с музыкальным сопровождением, короткофокусный проектор, ноутбук, программа Погумакс Дизайнер, дидактическая игра «Мои эмоции», пиктограммы, ватные палочки, влажные салфетки, ватман, гуашь, корзины.
Ход занятия:
Обучающиеся заходят в кабинет к педагогу-психологу и видят изображение Ежа визуализированное с помощью 3-Д проектора. Психолог приглашает детей в путешествие на лесную поляну, где их ждет сказка о смелом ежике Пыхте. Для этого необходимо взяться за руки, идти по кругу и повторять действия за педагогом:
-Отправляемся гулять,
-Вместе сказку искать.
-А дорога здесь трудна,
-Без асфальта ведь она,
-Вот извилистая тропка,
-С нею справимся мы ловко,
-Дружно за руки беритесь,
-Только лишь не оступитесь,
-Аккуратно проходите,
-И к бревну вы подходите,
-Ноги широко расставьте,
-Друг за другом вы ступайте.
-В сказку попадайте!
«Сказка про ежика Пыхтю»
В одном лесу под старой сосной жил в своей маленькой норке ежик Пыхтя. Он был маленьким серым ежиком с кривыми лапками и множеством колючек на спинке. Пыхте очень плохо жилось в этом лесу. Никто из зверей не хотел дружить с ним.
Упражнение «Колючий ежик» :
Дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, защищаются иголками, сильно-сильно сжимаясь в клубочек. Но когда все неприятели разбегутся, ежи остаются в кругу друзей. Медленно они вытягиваются и греются на солнышке (упражнение повторить несколько раз).
С помощью 3-Д проектора визуализируется Лиса, Медведь, Зайка, Соловей (изображения меняются поочередно)
– Посмотри, какой у меня красивый и пушистый хвост. Разве я могу дружить с такой колючкой, как ты? – говорила Пыхте Лиса.
– Ты слишком маленький, я случайно могу раздавить тебя одной левой, – бурчал Медведь.
– Ты такой неуклюжий, ни попрыгаешь с тобой, ни побегаешь, – пищал Зайка.
– У тебя же нет ни голоса, ни слуха. Лягушки на болоте – и те поют лучше тебя, – напевал ему прямо в ухо соловей.
Упражнение «Зайцы, медведи, лисы, соловьи» :
Психолог называет то одно, то другое животное или птицу, а воспитанники выполняют характерные для него движения, «любуются» собой.
– «Зайцы» – легко скачут;
– «Медведи» – медленно переваливаются, изображая тяжелую походку;
– «Лисы» – крадутся за добычей;
– «Соловьи» – порхают, легко махая крылышками.
Бедному Ежику было очень обидно слышать такие слова. Пыхтя подолгу сидел на берегу старого лесного пруда и смотрел на свое отражение в воде. «Ну почему я такой маленький, такой колючий, неуклюжий, почему у меня нет музыкального слуха?» – плакал он. Маленькие слезки ежика градом лились в пруд, но некому было даже пожалеть бедняжку.
Упражнение «Печаль» :
Педагог выкладывает на стол дидактическую игру «Мои эмоции» и предлагает ребятам от имени Ежика выбрать пиктограмму, изображающую печаль. Затем педагог-психолог просит детей изобразить эмоцию «печаль» – глаза грустные, уголки губ опущены. Дети ладонью круговыми движениями мягко гладят себя по груди, успокаивают.
Пыхтя так грустил и переживал из-за того, что никто не хотел с ним дружить, что чуть не заболел.
Упражнение «Закончи фразу».
Воспитанникам предлагается изобразить маленького ежика и проговорить : «Да, я маленький – но я…» (добрый, сильный, смелый и т. д.).
Однажды утром Пыхтя как обычно отправился на лесную поляну поискать грибов и ягод себе на завтрак.
Упражнение «Кто больше соберет»
Обучающиеся собирают в корзинки мелкие игрушки, детали, фишки, палочки и т. п., но с условием:
а) только правой рукой,
б) только левой рукой;
в) пальцами ног;
г) сжав пальцы в кулак.
Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась Лиса и чуть было не сбила его с ног. Пыхтя огляделся вокруг и увидел, что за Лисой гонится охотник с ружьем. Ежику стало очень страшно. «Охотник такой большой, а я такой маленький», – подумал он.
Упражнение «Страх чужого»
Психолог исполняет роль «чужого», все дети – «ежики». Сначала раздаются раскаты грома в записи. Затем ведущий кричит низким голосом: «У-у-у! Зачем вы здесь?» Дети изображают страх, а затем по очереди встают и гордо выпрямляются, как бы победив свой страх.
Но, несмотря на страх, Пыхтя, ни минуты не раздумывая, свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги. Охотник споткнулся об острые колючки Ежика и упал. Пока охотник поднимался на ноги, Лиса уже успела убежать, а Ежик поспешил спрятаться за куст. Там, дрожа от страха, Пыхтя дождался, пока охотник уйдет. Только под вечер, сильно хромая, Ежик побрел к своей норке. Спасая Лису, он повредил себе лапку, и теперь ему было очень трудно идти, потому что она сильно болела.
Упражнение «Боль»
Воспитанникам предстоит показать, как они ощущают боль (без слов).
Когда Ежик, наконец, добрался до старой сосны, там его ждала Лиса.
– Спасибо тебе, Ежик. Ты очень смелый. Все в лесу испугались охотника и спрятались в норки. Никто не решился помочь мне, а ты не испугался и спас меня. «Ты настоящий друг», – сказала Лиса.
С тех пор Ежик и Лиса стали лучшими друзьями. Лиса заботилась о нем и приносила Пыхте лекарственные травы, грибы и ягоды, пока у него болела лапка и ему трудно было ходить. Ежик быстро поправлялся, ведь теперь он был не одинок, теперь у него был настоящий друг.
Ведь настоящий друг – это не тот, у кого красивый хвост, великолепный голос или быстрые ноги. Настоящий друг – это тот, кто не бросит в беде и не отойдет в сторону, если тебе нужна помощь.
Далее педагог-психолог предлагает ребятам сделать подарок своему другу и нарисовать картину на ватмане совместно с помощью ватных палочек в технике пуантилизма. Суть техники достаточна проста: рисунок создается при помощи отдельных точек (или мазков) разного цвета. Точки можно ставить близко друг к другу или, наоборот, оставлять больше свободного места. При рисовании можно пользоваться шаблоном, просто заполняя части рисунка точками нужного цвета. Можно, наоборот, рисовать только цветные контуры предметов с помощью точек.
Упражнение «Обратный путь»
Воспитанники видят изображение железнодорожной остановки (визуализируется с помощью 3-Д проектора). Педагог-психолог напоминает детям о том, что пора возвращаться в детский сад и приглашает каждого занять свое место, обращая внимание на отличительные внешние признаки детей :
- Мальчик, у которого короткие светлые волосы и голубые глаза, пройдет в первый вагончик, девочка в красном с каштановыми волосами во второй и т. д.
Движение сопровождается следующей песенкой:
Поезд мчится и грохочет -
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Машинист во всю хлопочет –
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Поезд мчится под горой –
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
Для детей вагон второй –
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Поезд мчится вдоль полей –
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
Эй, цветы водой полей –
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Рефлексия.
Вопросы для обсуждения:
1. За что было обидно Ежику, почему он плакал?
2. Кто такой настоящий друг, по мнению Ежика? А как считаешь ты?
3. Что больше всего понравилось на занятии?
Упражнение «Молодцы!»
Все обучающиеся встают в круг, вытягивают ладошки к центру так, чтобы они легли друг на друга, и ритмично произносят: «Раз, два, три, мы сегодня молодцы!»
Педагог-психолог В. С. Резун