Марина Бычкова
Сценарий интеллектуальной игры в подготовительной группе «Что? Как? Почему?»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуальная игра в подготовительной группе «Что? Как? Почему?»
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие. Речевое развитие. Социально – коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое.
Цель: Развивать познавательный интерес детей в процессе познавательно– экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные задачи:
• Научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
Публикация «Сценарий интеллектуальной игры в подготовительной группе „Что? Как? Почему?“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2017
• Формировать потребность дошкольников делиться своими впечатлениями со взрослыми и детьми, вовлекать в речевое и экспериментально - игровое взаимодействие.
Развивающие:
• Развивать исследовательские навыки, умение сравнивать, анализировать и делать выводы;
• Способствовать развитию любознательности, развивать внимание и наблюдательность детей;
• Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – экспериментальной деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к познавательно экспериментальной деятельности;
• Продолжать воспитывать культуру поведения общения со взрослыми и сверстниками, проявлению эмоциональной отзывчивости;
• Соблюдать правила техники безопасности при проведении экспериментальной деятельности.
Методы и приемы: постановка вопроса, беседа, рассказ персонажа и воспитателя, экспериментальная деятельность.
Материалы, оборудование: мультимедийная презентация с записью ведущего и сказочных персонажей, волчок, 6 конвертов, круг разделённый на 6 секторов, чёрный ящик, тарелка, крупа, мелкие металлические предметы, магнит, лёд, графин с горячей водой, сердце из пластика, воздушный шарик, шерстяная тряпочка, мелко нарезанная бумага и нитки, глиняный горшочек, три пустые пластиковые бутылки, воронки 4 шт., графин с холодной водой, пустая емкость, пищевая сода, две соломинки, уксус, варенье, стакан с грязной водой, ватные диски, вата, пустой стакан, объемная поделка из бумаги «Умная сова».
Предварительная работа:
Проведение кружкового объединения с подгруппой детей в детском саду, рассматривание иллюстраций, книг, показ несложных опытов в группах, инструктаж по технике безопасности, разучивание танца «Фиксиков» для физкультминутки.
Ход занятия
Шторы зашторены за шторами стоят стол и стулья. Заставка совы. Музыка из передачи «Кто? Где? Когда?»
Ведущий за кадром: Уважаемые гости! У нас сегодня 26 февраля, и мы начинаем трансляцию финала сезона зимних игр «Что? Как? Почему?» Команда сказочных персонажей играет против команды Знатоков!
(Под музыку из телепередачи входят дети- Знатоки и занимают места вокруг игрового стола. Помощник под музыку выносит волчок.)
Наши Знатоки:
- Миназутдинова Амалия
- Волкова Полина
- Харисов Ильдар
- Большакова Анна
- Демидов Кирилл
И капитан команды Знатоков- Бадертдинова Александра!
Ведущий за кадром: Внимание, условия нашей игры. Перед нами стол с 6 секторами и конверты, в которых видео задания от сказочных персонажей. На какой конверт покажет стрелка, тот персонаж задаёт вопрос. Если Знаток затрудняется ответить, то потребуется помощь зала.
Ведущий за кадром: Внимание, игра начинается.
Помощник крутит волчок, (звучит музыка волчка) стрелка показывает на 1 конверт.
Ведущий за кадром: Итак, конверт. Отгадайте загадку:
Работу знала и золу,
Но побывала на балу,
Обиды были от сестриц,
Но ей, не им достался принц. (Золушка).
Ответы детей. На слайде появляется Золушка.
Золушка: «Ребята, злая мачеха разозлилась на меня и не пускает на бал. Она смешала металлические предметы с крупой, и заставила меня все это перебирать. Что мне делать, ведь мне так хочется попасть на бал?»
Ведущий за кадром: Знатоки, как можно помочь Золушке, время пошло.
(Часы тикают) Дети совещаются.
Ведущий за кадром: Время вышло, капитан, кто отвечает?
Капитан: Отвечает Знаток …
Знаток: Золушке легко помочь, просто магнитом надо собрать металлические предметы, а крупа останется на месте. Я сейчас вам продемонстрирую.
ОПЫТ № 1 «МАГНИТ»
В зал выносится тарелка с крупой вперемешку с металлическими предметами и магнит. Знаток демонстрирует опыт и делает вывод: магнит обладает способностью притягивать металлические предметы.
Ведущий за кадром: Итак, проверим, справился ли с заданием Знаток. (Слайд, где Золушка отправляется в карете на бал). Правильно 1: 0 (отражается на табло) в пользу Знатоков.
Ведущий за кадром: Игра продолжается.
Помощник крутит волчок, (звучит музыка волчка) стрелка показывает на след. конверт.
Ведущий за кадром: Внимание, загадка:
Чтоб друга верного спасти,
Ей полстраны пришлось пройти:
От разбойников бежать,
В снежной буре замерзать,
Через льды перебираться,
С королевою сражаться. (Герда.)
Ответы детей. На слайде Герда.
Герда: «Ребята, пожалуйста, помогите! Снежная королева превратила сердце Кая в льдинку. Я вам пришлю с посылкой замороженное сердце Кая».
(В зал выносится поднос с замороженным сердцем)
Ведущий за кадром: Каким образом можно помочь Герде?
(Часы тикают) Дети совещаются
Ведущий за кадром: Капитан, время вышло, кто отвечает?
Капитан: Отвечает Знаток…
Знаток: Вода имеет 3 состояния: жидкое, твёрдое, парообразное. Сердце Кая- ледяное, лёд- это твёрдое состояние воды. Значит надо превратить его в воду. Для этого нам нужно лёд растопить. Лёд тает в тепле. Значит нам нужно тепло или горячая вода.
ОПЫТ № 2 «СВОЙСТВА ВОДЫ»
Перед Знатоком лёд и горячая вода. Знаток просит помощи у взрослого из зала. Помощник помогает налить горячую воду и садится на место. Ребё нок наблюдает и делает вывод: налив горячую воду в лед, воду из твёрдого состояния превратили в жидкое, сердце Кая растоплено. Достаёт сердце Кая и демонстрирует его зрителям.
Ведущий за кадром: Хорошо, наш Знаток справился. ( На слайде: счастливые Кай и Герда)
2:0 в пользу Знатоков.
Ведущий за кадром: Знатоки, продолжаем игру.
Помощник крутит волчок, (звучит музыка волчка) стрелка показывает на след. конверт.
Ведущий за кадром: Внимание, загадка:
Человечки очень споро,
Чинят электроприборы!
Их не видно, не смотри,
Ведь они живут внутри.
Нету места мистике,
Если рядом… (Фиксики.) Ответы детей. На слайде Фиксики.
Фиксики: «Здравствуйте, ребята. Вот незадача, пока мы с Симкой устраняли в компьютере неполадки, мы так наэлектризовались, что все предметы липнут к нам, выручайте ребята».
Ведущий за кадром: Кто поможет Фиксикам?
(Часы тикают) Дети совещаются.
Ведущий за кадром: Тишина, капитан, ваш ответ?
Капитан: Отвечает Знаток…
Знаток: Фиксики, вам легко помочь. Вы наэлектризовались статическим электричеством, из-за трения предметов, (все предметы состоят из атомов, а в атоме есть поровну протоны и электроны, в протонах заряд – положительный, а у электронов – отрицательный, когда эти заряды равны, предмет называют нейтральным и тогда они перестают притягиваться друг к другу) на примере шерсти и воздушного шарика я вам продемонстрирую простой опыт.
ОПЫТ № 3 «ПОНЯТИЕ О ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЗАРЯДАХ» или «ВОЗДУШНЫЙ ШАР И ШЕРСТЬ»
Знаток берет воздушный шарик и трет об шерсть и дотрагивается до разных предметов (мелкие бумажки, нитки, ткань). Шарик начинает прилипать ко всем предметам, однако через некоторое время шарик и притягиваемые предметы станут нейтральными и перестанут притягиваться друг другу.
Вывод: Предметы могут из-за трения наэлектризоваться, а потом это свойство потерять. И у вас,Фиксики, наэлектрилизованность сейчас пройдет.
Ведущий за кадром: Внимание, правильный ответ. А вот и они – Музыкальная Пауза!
Под веселую музыку появляются радостные Фиксики.
Фиксики: Спасибо, ребята! Вы нам так помогли, и мы решили прийти и предложить вам и Зрителям нашего клуба размяться.
Физминутка
Ведущий за кадром: Итак, 3:0 в пользу Знатоков (высвечивается на табло).
Ведущий за кадром: Игра продолжается.
Помощник крутит волчок, (звучит музыка волчка) стрелка показывает на след. конверт.
Ведущий за кадром: Внимание, следующая загадка:
С поросёнком я дружу,
В гости по утрам хожу,
Просто обожаю мёд,
И стихи, когда придёт Настроенье, сочиняю.
Кто же я? Узнать желаю! (Винни-Пух)
Ответы детей. На слайде появляется Винни-Пух.
Винни-Пух: «Привет, ребята. Я вот спешу на День Рождения Иа и несу пустой горшочек. А пустой ли он? Решите мне задачку».
Ведущий за кадром: Знатоки, кто поможет Винни-Пуху?
(Часы тикают) Дети совещаются.
Ведущий за кадром: Капитан, время вышло ваш ответ?
Капитан: Мы затрудняемся ответить на этот вопрос.
Ведущий за кадром: Тогда нам ответит ваш помощник?
(Помощник демонстрирует опыт и делает вывод)
ОПЫТ № 4 «В ПУСТОЙ БУТЫЛКЕ ЕСТЬ ВОЗДУХ».
Помощник вставляет в две бутылки воронки. Замазывает горлышко одной из бутылок вокруг воронки пластилином, чтобы не осталось никаких щелей. Наливает в бутылки воду. В одну из них всю воду из стакана выливает, а в другую (там, где пластилин)видно, как пролилось совсем немного воды, вся остальная вода осталась в воронке. Почему? В бутылке – воздух. Вода, текущая через воронку в бутылку, выталкивает его оттуда и занимает его место. Вытесненный воздух выходит через щели между горлышком и воронкой. В запечатанной пластилином бутылке тоже есть воздух, но у него нет возможности оттуда выйти и уступить место воде, поэтому вода остается в воронке. Если сделать хотя бы маленькую дырочку, то воздух из бутылки сможет выходить через нее. И вода из воронки потечет в бутылку.
Вывод: Бутылка только кажется пустой, но в ней есть воздух.
Ведущий за кадром: Знатоки не справились. (Слайд грустных друзей). (Музыка поражения) Внимание, 3: 1 в пользу сказочных персонажей.
Ведущий за кадром: Итак, игра продолжается.
Помощник крутит волчок, (звучит музыка волчка) стрелка показывает на след. конверт.
Ведущий за кадром: Внимание, загадка:
Он в землянке жил тридцать три года,
И рыбачить ходил в любую погоду.
Да бранила его жена-старуха открыто
За разбитое, негодное корыто.
Он с владычицей морскою вёл беседу,
И исполнила она три желания деда.
А когда рассердилась, взбунтовалась –
Море синее почернело, взволновалось.
Назови мне скорей с улыбкой!
– Это сказка о…
Ответ: О Рыбаке и рыбке
(А. С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке».)
Дети отгадывают. На слайде появляется Рыбак.
Рыбак: «Живем мы со старухой у самого синего моря. Забросил я однажды невод в море и вытащил … нет, не «одну тину морскую», а еще ржавые банки, битые бутылки, рваные пластиковые пакеты. Закинул я невод во второй раз – выловил рваный башмак и изношенную шину. В третий раз, как и полагается, попалась мне рыбка. Да не простая, а известное дело, золотая. Заговорила она человечьим голосом. Но вот чудо: не стала просить золотая рыбка, мол, отпусти меня старче, в море. А наоборот, взмолилась: «Только не отпускай меня обратно в морские воды! Лучше кинь в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу превратиться в рыбку нефтяную, а хочу остаться рыбкой золотою!». Жалко мне стало рыбку, забрал ее домой…Только лучше ей жить на воле, в синем море, а оно грязное…Помогите нам, ребята, расскажите, что надо сделать, чтобы море снова чистым стало? До свидания!»
Ведущий за кадром: Знатоки, как помочь старому рыбаку вернуть золотую рыбку в море?
(Часы тикают) Дети совещаются.
Ведущий за кадром: Капитан, время истекло, ваш ответ?
Капитан: Отвечает Знаток…
Знаток: Можно помочь рыбаку и золотой рыбке, для этого надо море очистить от всякого мусора. А заводам поставить очистительные сооружения (это фильтры, чтобы в море выливалась чистая вода.
Знаток: А теперь, я продемонстрирую простой опыт, как можно очистить воду.
ОПЫТ № 5 «ФИЛЬТР»
Знаток берет банку с грязной (маслянистой) водой, и выливает тоненькой струйкой в пустую емкость с воронкой нанизанной ватой (ватные диски) и углем. Посмотрите, какая вода выливается через фильтр.
Вывод: вода, проходя через фильтр, оставляет частички грязи и выходит уже чистой.
Ведущий за кадром: Посмотрим, справился ли наш Знаток. (На слайде рыбак с золотой рыбкой). Внимание 4:1 в пользу Знатоков (высвечивается на табло).
Ведущий за кадром: Игра продолжается.
Помощник крутит волчок, (звучит музыка волчка) стрелка показывает на след. конверт.
Ведущий за кадром: Внимание, вынесите черный ящик.
В зал выносят черный ящик, в котором все для изготовления газированной воды. (Соломинки разного диаметра, пластиковая бутылка с продырявленной пробкой, емкость с водой, смешанной с вареньем, пищевая сода половина столовой ложки, 100 мл уксуса)
Ведущий за кадром: Внимание вопрос, что с помощью этих предметов можно сделать? Знатоки?
(Часы тикают) Дети совещаются.
Капитан: Мы затрудняемся ответить, нам нужна помощь зала.
Ведущий за кадром: Кто из зала может найти применение этим предметам и помочь Знатокам?
(Ответы зала и демонстрация опыта ведущим).
ОПЫТ № 6 «ГАЗИРОВАННАЯ ВОДА»
Воздух состоит из разных газов, но многие из них невидимы и не имеют запаха, поэтому их трудно обнаружить. Углекислый газ – один из газов, входящих в состав воздуха и… газированной воды. Но его можно выделить в наших условиях. Возьмем две соломинки для коктейля, но разного диаметра, так, чтобы узкая на несколько миллиметров плотно вошла в более широкую. Получилась длинная соломинка, составленная из двух. Проделаем в пробке пластиковой бутылки острым предметом сквозное вертикальное отверстие и вставим туда любой конец соломинки. Если соломинок разного диаметра нет, то можно в одной сделать небольшой вертикальный надрез и воткнуть ее в другую соломинку. Главное, чтобы получилось плотное соединение. Нальем в стакан воды, разбавленной любым вареньем, а в бутылку через воронку насыпать половину столовой ложки соды. Затем нальем в бутылку уксус – примерно сто миллилитров. Теперь нужно действовать очень быстро: воткнем пробку с соломинкой в бутылку, а другой конец соломинки опустим в стакан со сладкой водой.
Что происходит в стакане? Уксус и питьевая сода активно взаимодействуют друг с другом, выделяя пузырьки углекислого газа. Он поднимается вверх и по соломинке проходит в стакан с напитком, где на поверхность воды выходит пузырьками. Вот газированная вода и готова.
Ведущий за кадром: Игра «Что? Как? Почему?» завершилась счетом 4:1. Наши Знатоки выиграли в финальной зимней игре. Они показали свои знания и доказали на опытах, тем самым помогли сказочным героям. Команде Знатоков вручается поощрительный приз Умная Сова. До свидания!