Черкашина Оксана Петровна
Конспект интегрированного занятия «Хлеб — всему голова» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
«Хлеб-всему голова»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Дать детям представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека. Способствовать знакомству детей с процессом посадки зерна и выпечки хлеба, бережного отношения к хлебу и труду людей, устанавливать причинно-следственные связи, помочь усвоению словаря по теме.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Хлеб — всему голова“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задачи:
• Побуждать детей отвечать на вопросы, пополняя словарный запас.
• Упражнять в развитии координации речи с движениями, умение согласовывать слова действия, общей моторики.
• Способствовать знакомству детей с этапами выращивания и изготовления хлеба.
• Дать представления о последовательности посева зерен, изготовления и выпечки хлеба.
• Вызвать бережное отношение к хлебу, с уважением относится к труду.
• Способствовать развитию интереса у детей к устному народному творчеству.
• Обеспечение атмосферы доверия, партнерства, взаимопомощи.
• Развитие эмоциональной сферы ребенка, активизация внимания, мышления.
Использованные технологии: игровые, ИКТ, здоровьесберегающие, такие, как: пальчиковые игры, психогимнастика, дыхательная гимнастика, динамическая пауза., проблемные ситуации.
Методы:
• Словесные – художественные средства (фольклор, пословицы, чтение стихов, загадывание загадок, беседы.
• Наглядные – образец действия взрослого, выставка хлебобулочных и кондитерских изделий.
• Практические – хоровод, движения в соответствии с текстом, физминутка, посадка зерен пшеницы, изготовление изделий из соленого теста.
Приемы:
Игровой, сюрпризный момент, похвала, поощрения.
Материал:
1. Демонстрационный: посылка, каравай, хлеб, выставка из хлебобулочных изделий, маски для детей, разные крупы для угадывания, мультимедийная презентация «Как хлеб на стол попал», «Какой разный хлеб».
2. Раздаточный: поддоны с землей, лейка, зерна пшеницы, палочки на каждого ребенка,связка баранок, фартуки, доски, мука, кусочки белого и ржаного хлеба на шпажках, шапочки- маски колосков, костюмы мельника и пекаря, коронки каравая и хлебопашца, гречневая, овсяная, рисовая, кукурузная крупы на тарелочках на детском кукольном столике и в тканевых мешочках, и в нетрадиционном здоровьесберегающем оборудовании (змеи сшитые из галстуков)
Музыкальное сопровождение:
1. Хоровод «Каравай».
2. Музыка из кинофильмов «Необыкновенные приключения Маши и Вити», «Усатый нянь».
3 Песня «Хлеб всему голова» в исполнении Л. Зыкиной.
4 Легкая музыка-релакс для создания фона.
Предварительная работа:
1. Заучивание пословиц, загадок о хлебе, чтение литературных произведений по теме.
2. Обучение русской народной хороводной игре «Каравай».
3. Сюжетно-ролевые игры: «Булочная», «Пекарня».
4. Обучение дидактическим играм «Назови профессию», «Что из какой муки пекли», «Что сначала, что потом»
Ход НОД
1. Организационный момент.
Воспитатель:
- Ребята,«Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руку, побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно на вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься, все хотим мы много знать?»
Воспитатель показывает красивую коробку, в которой находится загадка и каравай хлеба.
Отгадать легко и быстро- мягкий, пышный и душистый
Он и чёрный, он и белый, а бывает загорелый (хлеб)
Воспитатель:
- Правильно, ребята, это хлеб (достает из посылки каравай)
Добрый день, добрый час, побеседуем сейчас
Тогда не ленитесь, полукругом садитесь.
Показ презентации (Слайд 1)
Пальчиковая гимнастика:
«Рос сперва на воле, в поле, -слегка покачивают руками, поднятыми вверх.
Летом цвел и колосился-шевелят пальцами рук.
А когда обмолотился- постукивают кулаками друг о друга.
Он в зерно вдруг превратился-пальцы в щепоть и перетирают.
Из зерна - в муку и тесто-имитируют лепку.
В магазине занял место-постукивают по ладони ребром другой ладони.
Вырос он под синим небом-поднимают руки вверх и шевелят пальцами
А пришел на стол к нам хлебом-вытягивают руки ладонями вверх.»
Дети: Это хлеб!
Воспитатель: Правильно, это хлеб! У народа есть слова:
«Хлеб- всей жизни голова» (слайд 2)
Славится он первый на земле, ставится он первый на столе.
О хлебе есть очень много пословиц: «Хлеб - всему голова», а еще какие вы знаете? (Ответы детей)
(дети рассказывают пословицы и поговорки о хлебе)
• Не трудиться - хлеба не добиться.
• Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.
• Плох обед, коли хлеба нет.
• Без сохи и бороны и царь хлеба не найдёт.
• Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.
Воспитатель:
Существует такая легенда. Это было давно. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб. (Слайд 3)
Дидактическая игра
Воспитатель : «А какой он- хлеб?» (мяч передают друг другу и называют)
Пример: хлеб- румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый,белый, горячий, воздушный, ароматный, витаминный, ноздреватый.
Воспитатель :
-Итак, хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. (Слайд 4)
В: А кто знает, откуда к нам пришёл хлеб на стол?
Д: Его покупают в магазине.
В: А хотите я расскажу, как он попал в магазин. Но сначала, скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?
Д: Из муки.
В: А что такое мука? Из чего её получают?
Д: Из зёрен
В: Это зёрна пшеницы. Из таких зёрен делают пшеничную муку. Получается пшеничный белый хлеб. Потрогайте какое зерно?
Д: Желтое, твердое.
Артикуляционная гимнастика
1 «Хомячок-толстячок»-показать, какие толстые щечки у хомячка (надуть обе щеки) хомячок высыпал запасы в норку (втянуть щеки).
2 «Спрятать зернышки попеременно то за левую, то за правую щеку (надувать попеременно обе щеки).
В: какая мука? потрогайте её.
Д: мягкая. Белая. Сыпучая. Сухая. (Слайд 5)
Ребята, на Руси издавна садили и убирали и пшеницу, и рожь. Из пшеницы пекли белый хлеб, а из ржи- черный. Давайте угадаем на вкус, где какой хлеб?
Игра «Угадай на вкус».
Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или черный.
Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного ржаного.
В: А вы хотите узнать, как хлеб к нам на стол попал? Может он на дереве вырос? (Ответы детей)
-Поле вспахать (слайд 6)
-затем боронить (слайд 7)
-готовое поле (слайд 8)
-затем сеют (слайд9)
Растёт хлеб. Сколько он растёт, ребята?
-Д: Всё лето (слайд 10)
Этюд «Колоски».
-А сейчас мы с вами превратимся в колоски.
Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)
Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки).
Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).
Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)
Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)
Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).
В: вырос хлеб (слайд 11)
Психогимнастика и дыхательные упражнения
В: Ребята, а когда пшеница растет, вы видели, она как будто шевелится, качается, ходит волнами? Отчего это бывает?
Дети: от ветра.
Воспитатель: Хотите сами побыть этим ветерком и покачать нашу пшеницу?
Д: да
В:Тогда пробуйте быть сначала легким ветерком, потом посильнее дуть.
Колоски золоченные по ветру качаются -дети дуют легко.
По ветру качаются, низко наклоняются -дети дуют сильнее.
В: Когда убирают хлеб?
Д: Летом. Жатва (слайд12)
В: где хранят зерно?
Д: Зернохранилище. Элеватор. (слайд13)
Как называются профессии тех, кто работает в поле?
Д: ХЛЕБОРОБЫ (слайд 14)
-Обмолачивают зерно (слайд15)
-Замесили тесто (слайд16)
-Где выпекают хлеб? В печи. (слайд17)
Кто хлеб выпекает? Пекарь. (слайд 18)
-Куда хлеб увозят с завода?
-В магазин (слайд 19)
Давайте обобщим и вспомним профессии всех тружеников полей, которые помогали хлебу прийти к нам на стол. (слайд 20)
Воститатель: А давайте мы с вами тоже побудем в роли хлеборобов и посадим пшеницу, хотите?
Практическая часть 1.
Звучит запись песни «Хлеб-всему голова»
На столе стоят поддоны с заготовленной землей.
Детям раздаются палочки для проделывания бороздок в земле, потом дети делятся на пары. Один ребенок делает бороздки, другой садит зернышки, дети высеивают зернышки и закрывают их землей.
Воспитатель: - Молодцы ребята, хорошо потрудились, теперь вместо дождика мы польем из леечки землю, чтобы зернышки стали прорастать.
(предложить одному ребенку полить землю).
- Ребята, давайте вспомним, с чего мы начинали посев пшеницы?
- взрыхлили землю т. е. сделали бороздки;
- положили зернышко в землю;
- закрыли землей, разровняли и полили водичкой.
Куда мы поставим поддоны с пшеницей, чтобы они быстрее взошли? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Вы знаете, что пшеницу и рожь сеют не только весной, но и осенью.
Пшеница и рожь, которую сеют осенью называют озимая, а которую сеют весной называют яровой. (слайд 21)
Повторите- озимая. (все вместе и индивидуально)
В-ль: А на какое слово похоже слово озимая? А на какое слово похоже слово «яровая»? На слово ярко, яркое. А в старину бога солнца называли Ярило, поэтому и дали такое название.
Хороводная игра «КАРАВАЙ» (Рус. нар.)
(Звучит музыка «Каравай»)
К дошколятам на машине каравай приехал ныне.
Вот такой вышины, вот такой нижины,
Вот такой ужины, вот такой ширины.
Каравай, каравай, кого хочешь - выбирай!
Каравай:
Я выбираю пекаря.
Он не грел на печке бок - каравай ребятам пек!
Пекарь, с нами поиграй, кого хочешь - выбирай!
Пекарь:
Мельника! Не молол он чепуху, а смолол зерно в муку!
Мельник, с нами поиграй, кого хочешь - выбирай!
Мельник:
Хлебопашца!
Он в тенечке не лежал, а хлеба растил и жал!
Хлебопашец, в круг вставай, кого хочешь выбирай!
Хлебопашец :
Я ребят всех выбираю, с днем веселым поздравляю! Вам награда - урожай! Место в танце занимай! (дети танцуют)
Воспитатель: А теперь новая игра, вспомните и назовите какие хлебобулочные изделия вы знаете? Ответы детей.
Пальчиковая гимнастика «Хлебные изделия»
Бублик (большой и указательный палец образуют круг)
Баранку (большой и средний палец образуют круг)
Батон (большой и безымянный палец образуют круг)
И буханку (большой и мизинец образуют круг)
Пекарь из теста испек спозаранку. (имитация лепки теста)
Воспитатель: -Из зерен злаков люди научились не только выпекать вкусный и ароматный хлеб, но и готовить множество других блюд.
[ Воспитатель: - «Хлеб да каша – пища наша», - говорили люди.
Игра «Из чего сварили кашу»
Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к детскому кукольному столику и посмотрим, какую кашу сегодня могут кушать малыши? На кукольном столике стоят тарелочки с разными крупами, ребята называют прилагательные.
-Какую кашу варят из гречи (гречневую).
-Из овса – (овсяную).
-Из риса – (рисовую) и т. д.
Игра «Угадай на ощупь».
(Дети поочередно на ощупь определяют и называют крупы, которые находятся в тканевых мешочках и змеях, сшитых из галстуков).
-Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену, никогда не бросят кусок хлеба. Недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково "батюшка", "кормилец".
Заключительная часть:
Игра «Пожелания»
Воспитатель:
-А сейчас мы улыбнемся крепко за руки возьмемся и друг другу на прощанье мы подарим пожеланье!
(дети напоминают друг другу и гостям заповеди бережного отношения к хлебу)
- Не берите больше хлеба, чем можете съесть.
- Не крошите его за столом, не сорите хлебом.
- Никогда не выбрасывайте хлеб!
- Хлеб нужно беречь, нельзя играть с хлебом.
- Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
- Хлеб нельзя бросать на пол.
• Без хлеба не обедают.
• Будет хлеб - будет и обед.
• Ешь пироги, хлеб береги.
• Много снега - много хлеба.
• Не шуба греет, а хлеб.
• Не трудиться - хлеба не добиться.
• Хлеб да вода - богатырская еда.
• Хлеб всему голова.
Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Что нового вы сегодня узнали? Что было для вас интересным? А сейчас мы возьмем наш каравай и другое угощение и пройдем в группу, чтобы их попробовать.