Елена Студенникова
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Сборник «Дошкольное образование : традиции и инновации», 2017 г.
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации :
теоретические аспекты
Студенникова Елена Анатольевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №80», г. Орла
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Проблема адаптации детей раннего возраста к детскому саду остается. И поэтому педагогам необходимо искать пути безболезненной адаптации детей, создавать условия для них, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. И конечно, работа по адаптации детей должна идти в тесном контакте с родителями и начинаться уже в семье, до поступления в детский сад. Многочисленные исследования учёных (Э. Торидайк, В. Штерн) убедительно доказали, что привыкание малыша к новым условиям в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду.
Дети, оказавшись в новой обстановке испытывают волнение, тревогу, страх. Для каждого педагога важно создать оптимальные условия для успешной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения, ставя перед собой следующие задачи:
1. Сохранение, укрепление и формирование здоровья ребёнка путём оптимальной организации педагогического процесса; создания условий для игровой деятельности и двигательной активности; привития культурно-гигиенических навыков, основ здорового образа жизни.
2. Формирование положительного отношения к окружающей действительности на основе активной познавательной деятельности, направленной на ознакомление с объектами ближайшего окружения.
3. Передача социального опыта игры, основ коммуникации.
4. Создание единого образовательного пространства на основе формирования доверительных партнёрских отношений на основе использования оптимальных форм взаимодействия сотрудников ДОО с родителями детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок».
Используя метод для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОО В. Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной, наблюдая за каждым малышом и внося данные в специальную таблицу, педагог сможет сделать вывод о результате по каждому ребенку. Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.
Вслед за Самоходкиной Л. Г. можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации :
• эмоциональное состояние ребенка;
• социальные контакты ребенка;
• послеполуденный сон;
• аппетит ребенка.
Каждый из критериев может оцениваться от отличной адаптации до полной дезадаптации.
Продолжительность процесса адаптации может быть различной: от недели до года.
Успешность адаптации, оценивается во взаимосвязи продолжительности адаптационного периода и поведенческих реакций.
Следует учитывать потребность ребёнка в общении. Главное для ребёнка - это взрослый. От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался – это хороший аппетит, спокойный сон, охотное общение с другими детьми, адекватная реакция на любое предложение педагога, нормальное эмоциональное состояние.
В заключении следует отметить, что процесс социально-психологической адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации проходит быстрее и качественнее при соблюдении следующих условий : создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в детский сад.