Анна Царевская
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
На сегодняшний день современному обществу необходимы любознательные, активные, физически развитые, способные решать интеллектуальные и личностные задачи, члены общества. Современные стандарты требуют от воспитателей формирование у дошкольников целостной картины мира, расширение кругозора детей. И решение этих задач возможно через игровую деятельность.
Дидактические игры, используемые в условиях современного дошкольного учреждения помогут воспитателю правильно и эффективно организовать работу с дошкольниками, научат ребенка применять имеющиеся знания на практике.
Публикация «Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
В сборнике предлагаются различные дидактические игры для формирования элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста, которые представлены в 5 разделах: количество и счёт, величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве, развитие логического мышления. В пособии имеются игры, головоломки для работы с детьми 4-5 лет.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений такой материал включают в ход самого занятия или используют в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах.
Во вне учебное время занимательные математические игры наряду с другими воспитатель использует для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе. Формы организации ребят разнообразны: игры проводятся со всем коллективом воспитанников, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий для игр, поддержании и развитии интереса, поощрение самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы.
Раздел 1.
Количество и счет.
Дидактическая игра «Весёлый счёт»
Цель: учить устанавливать соответствие между числом и количеством предметов; развивать умение считать предметы.
Ход игры: В ходе игры (на начальном этапе с помощью взрослого, а потом самостоятельно) ребенок выбирает персонажа, размещает его в одном из окошек вагона, в другом – помещает цифру равную количеству предметов, которые надо привезти этому персонажу; в верхний карман помещает эти предметы.
Дидактическая игра «Божьи коровки»
Цель: учить устанавливать соответствие между числом и количеством предметов.
Ход игры: Попросить ребенка или детей сначала разложить ромашки по порядку, пересчитать их. После сосчитать в обратном порядке. Посадить божьих коровок на свою ромашку (сосчитать точки на крыльях).Варианты игры: построить божьих коровок по порядку; показать самую старшую (младшую) божью коровку; подобрать соседей для этой божьей коровки (с тремя точками, с четырьмя точками и т. д.).
Дидактическая игра «Сколько не хватает»
Цель: формировать умение выполнять простые арифметические действия, развивать произвольное внимание и мелкую моторику пальцев рук.
Ход игры: Задача ребенка – правильно собрать весь блок, присоединив к центральной карточке-заданию 4 дополняющие ее карточки-ответа. Количество круглых карточек-заданий следует увеличивать постепенно, с учетом подготовленности и успехов ребенка.
Дидактическая игра «Поиграем - посчитаем»
Цель: учить устанавливать соответствие между числом и количеством предметов; сравнивать группы предметов по количеству, развивать умение считать предметы.
Ход игры: Вариант 1. На дереве или полянке размещаются предметы одной из групп счетного материала, затем дети, посчитав, выкладывают карточку с необходимой цифрой. Вариант 2. На дереве или полянке размещаются предметы двух групп счетного материала, затем дети, посчитав, выкладывают карточку с необходимой цифрой и производят сравнение по количеству.
Раздел 2.
Величина.
Дидактическая игра «Большой, средний, маленький»
Цель: учить сравнивать предметы по величине; закреплять понятия «большой», «средний», «маленький». Развивать зрительную память, внимание.
Ход игры: Дать ребенку несколько комплектов карточек. Попросить найти карточку с изображением самого большого предмета, затем найти карточку с изображением самого маленького предмета. После чего показать карточку с изображением среднего размера предмета. Спросить какой это предмет большой или маленький? Куда его нужно положить? После чего попросить выложить ряд начиная с самого маленького - возрастающий. Затем ряд начиная с самого большого - убывающий.
Дидактическая игра «Подбери по размеру»
Цель: учить сравнивать предметы по величине; закреплять понятия «большой», «средний», «маленький». Развивать зрительную память, внимание.
Ход игры: Воспитатель отбирает для игры карточки с предметами, которые контрастно отличаются по размеру. Раскладывает их в произвольном порядке и просит ребенка распределить карточки по размеру. Например, большому зайчику – большую морковку, маленькому зайчику – маленькую.
Дидактическая игра «Гаражи и машинки»
Цель: учить сравнивать предметы по ширине; закреплять понятия «широкий - узкий». Развивать зрительную память, внимание.
Материал: полоски разного цвета и ширины, конструктор, машинки.
Ход игры: Построить гаражи, подходящие по ширине и цвету дорожки. Затем подобрать к ним соответствующую машинку.
Дидактическая игра «У кого хвост длиннее»
Цель: формировать умение сравнивать предметы по длине; закреплять понятия «длинный - короткий». Развивать зрительную память, внимание.
Материал: фигурки животных и их хвостов, мерные полоски.
Ход игры: Животные поспорили чей хвост длиннее. Предложить детям определить где чей хвост. Затем с помощью условной меры определить у кого он длинный, а у кого короткий.
Дидактическая игра «Чей домик?»
Цель: формировать умение соотносить предметы по длине, ширине, высоте.
Материал: фигурки животных и их домиков.
Ход игры: Детям необходимо расселить животных по домикам, соответствующим их величине и цвету.
Раздел 3.
Геометрические фигуры, цвет.
Дидактическая игра «Город фигур»
Цель: формировать представления об основных цветах и геометрических фигурах.
Ход игры: На начальном этапе знакомим детей с городом фигур и его жителями. Затем, на пример, квадратик идет в гости к своим друзьям (путешествие сопровождать вопросами: "К кому пришел в гости квадратик?", "Какой формы этот домик?", "По какой дорожке идут друзья?" и т. д.).
Следующий вариант - фигурки вышли на прогулку, где увидели солнышко, облака, деревья и т. д. (здесь можно уточнять не только форму, но и цвет увиденного).
Дидактическая игра «Подбери фигуры»
Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине).
Материал: набор геометрических фигур, разных по цвету и величине.
Ход игры: Детям раздаются геометрические фигуры, разного цвета. Выкладывается начало ряда, они должны его продолжить и аргументировать свой выбор.
Дидактическая игра «Соберем бусы»
Цель: формировать умение видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
Ход игры: Воспитатель предлагает сделать бусы. Выкладывает на шнурочке начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.
Дидактическая игра «Найди похожий предмет»
Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, умение находить предметы одинаковой формы, сравнивать и объединять их в группы, развивать мышление, зрительное восприятие, внимание, память.
Ход игры: Игровое правило: сначала рассмотреть карточку с геометрической фигурой, брать только по одной карточке с предметом, подходящим к данной фигуре по форме. В игре могут принимать участие несколько человек.
Дидактическая игра «Совы»
Цель: закрепление знаний о свойствах геометрических фигур, развитие мыслительных операций обобщения, классификации.
Материал: набор карточек с геометрическими фигурами и совами им соответствующими.
Ход игры: Ребенку необходимо найти пары: геометрическая фигура «домик» - сова. Не забывая называть каждую геометрическую фигуру, в которую спрятались совы.
Дидактическая игра «Заплатки»
Цель: развитие умение видеть целую картинку; зрительного восприятия величины, цвета, формы; внимания, памяти.
Ход игры:
Вариант 1: Ребенку выдаются карточки с отсутствующими частями картинки, а также так называемые «заплатки». Ребенок должен подобрать нужную заплатку по цвету. Вариант 2: Нескольким детям выдаются по 1-2 карточки с отсутствующими частями. Ведущий предлагает карточки – «заплатки». Дети должны подобрать свою «заплатку».
Раздел 4.
Ориентировка в пространстве.
Дидактическая игра «Направо - налево»
Цель: формировать умение различать понятия "справа-слева", "направо-налево", ориентироваться в пространстве; развивать зрительное восприятие, внимание и память.
Материал: набор карточек.
Ход игры:
Предложите детям выполнить разные задания:
- найти все машинки, которые едут направо (налево,
- найти зверят, которые держат предмет в правой (левой) лапке,
- выбери картинки, на которых солнышко светит справа (слева,
- выбери зверят, у которых бантик справа (слева) и т. д.
Дидактическая игра «Что где находится?»
Цель: развивать пространственные представления детей, тренировать в словах, описывающих положение предмета в пространстве.
Материал: 6 игровых полей, набор карточек с предметами из предлагаемых сюжетов.
Ход игры: Дети как в домино раскладывают поле с картинками и подбирают к нему предметы, относящиеся к предметной картинке. Отвечают на вопросы воспитателя, что находится справа, слева, около, за, по, посередине и т. д.
В процессе игры дети тренируются правильно характеризовать положение предметов, тренируют речь и обогащают словарный запас.
Дидактическая игра «Вокруг да около»
Цель: формировать пространственные понятия, развивать зрительное восприятие и произвольное внимание.
Материал: 72 карточки с парными сюжетами.
Ход игры: раздать карточки и предложить детям найти пары. Например, на одной карточке котенок сидит перед домом, на второй – за домом. Объясните, в чем различие изображений, используя предлоги и наречия, которые указывают на положение в пространстве. Раздайте участникам половину карточек. Затем показывайте по одной оставшиеся – игроки забирают подходящие карточки, составляют пару и комментируют расположение предметов. Кто быстрее всех собрал все пары – тот выиграл.
Дидактическая игра «Картина»
Цель: развивать пространственные представления детей, закреплять знание времен года.
Ход игры: Вариант 1. Педагог предлагает детям определенные картинки. Воспитанники по инструкции педагога располагают соответствующие картинки на одном из четырех полей, в соответствии с временем года. Воспитатель задает вопросы. А дети полным предложением отвечают на вопросы воспитателя.
Вариант 2. Дети самостоятельно создают картину из предложенного перечня картинок. А затем, рассказывают, что они изобразили.
Раздел 5.
Логическое мышление.
Дидактическая игра «Логические таблицы»
Цель: развитие логического мышления, внимания.
Ход игры: Детям раздаются карты с таблицами, затем поочередно показываются карточки с картинками. Те дети, кому предметы подходят по цвету и форме, берут их себе и выкладывают на подходящую клетку таблицы. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свои таблицы правильными карточками.
Дидактическая игра «Колумбово яйцо»
Цель: учить читать схематические изображения, выстраивать образ по схеме.
Материал: набор «Колумбово яйцо».
Ход игры: Выложить изображение из набора геометрических фигур строго по образцу, используя весь комплект деталей целиком.
Дидактическая игра «Танграм»
Цель: формировать умение выкладывать из комплекта геометрических фигур различные силуэты.
Материал: набор «Танграмм».
Ход игры: Выложить изображение из набора геометрических фигур строго по образцу, используя весь комплект деталей целиком.
Коврик-головоломка «Круги»
Цель: развитие внимания, памяти, мелкой моторики, логического мышления.
Ход игры: Задания для одного игрока:
- выстраиваем детали в ряд таким образом, чтобы, например, все желтые части смотрели вверх;
- ищем одинаковые детали;
- даем ребенку две детали и просим собрать из них, например, красный кружочек;
- просим ребенка собрать из деталей, например, зеленых кружочков строим пирамидку;
Игры для нескольких игроков:
- Домино - выкладываем детали в одну линию таким образом, чтобы цвета в прикладываемых деталях совпадали;
- Странные "крестики-нолики" - дети по очереди выкладывают детали по правилам головоломки. Побеждает тот, кто первым выложил все свои детали.
Дидактические игры со счетными палочками
Цель: формировать умение выкладывать из счетных палочек силуэты геометрических фигур, предметов по образцу, по устной инструкции, по замыслу; учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений геометрических фигур и предметов.
Материал: набор счетных палочек, карточки-схемы.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям различные задания со счётными палочками:
1. Составление заданной фигуры из определенного количества палочек;
2. Изменение заданной фигуры путем удаления определенного количества палочек;
3. Преобразование заданной фигуры путем перекладывания определенного количества палочек.
Дидактическая игра «Продолжи ряд»
Цель: развитие логического мышления, умение находить и продолжать закономерности.
Материал: карты с таблицами, карточки с картинками.
Ход игры: Ребенку необходимо найти закономерности в ряду картинок и продолжить его.
Список литературы:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М. : Просвещение, 1985.
2. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой – М. : Мозаика-Синтез, 2019.
3. Козлова В. А. Квадратенок: дидактические игры по математике для дошкольников. – М. : Школьная пресса, 2002.
4. Колесникова Е. В. Математика для детей 4-5 лет – М. : Сфера, 2020.
5. Помараева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. – М. : М. : Мозаика-Синтез, 2011.
6. Тугунцева Т. С. Дидактическая игра как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы IX Междунар. науч. -практ. конф. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.