Белева Анна
Самостоятельная работа по теме «Звуки и буквы» в 4 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: звуки и буквы.
АЛФАВИТ. В русском алфавите 33 буквы. Буквы мы видим и пишем. Звуки – слышим и произносим. Гласных букв – 10, согласных букв – 21. Буквы ъ и ь звуков не обозначают.
ГЛАСНЫЕ БУКВЫ.
Гласные буквы А, О, У, Ы, Э обозначают гласный звук и указывают на твёрдость предыдущего согласного.
Публикация «Самостоятельная работа по теме „Звуки и буквы“ в 4 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Гласные буквы Е, Ё, И, Ю, Я обозначают гласный звук (или 2 звука) и указывают на мягкость предыдущего согласного звука.
Гласные Е,Е,Ю,Я, обозначают 2 звука, если
• стоят после гласной, например: поем – буква е обозначает два звука, так как стоит после гласной буквы о, значит в слове маяк – 4 буквы, 5 звуков;
•
стоят в начале слова, например: ем – буква е обозначает два звука, так как стоит в начале слова, значит в слове ем – 2 буквы, 3звука;
•
стоят после Ь или Ъ знака, например: вьюга – буква ю обозначает два звука, так как после него стоит Ь.
4. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Твёрдые/мягкие.
Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Всегда твёрдые – [Ц] [Ж] [Ш]. Всегда мягкие – [Ч’] [Щ’] [Й’]. Чтобы определить твёрдость или мягкость остальных согласных смотри на гласную или знак, которые стоят после согласного.
5. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Глухие/звонкие.
Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р. Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ. Остальные согласные звуки образуют пары :
Б В Г Д Ж З - ЗВОНКИЕ
П Ф К Т Ш С - ГЛУХИЕ
Схема «основные трудности фонетического разбора» стр. 45
Упражнение №1.
Подчеркни слова, написание которых соответствует их произношению.
1. Охота, шнур, бросок, стрела.
2. Успех, схема, основа, план, мастер.
3. Орбита, кресло, мыши, собака, вьюнок
4. Город, народ, иголка, камень, подъезд
5. Скорость, машина, трактор, форма, время.
6. Станок, почерк, новинка, летчик, еще.
7. Эскиз, люди, балкон, парашют, аппарат
Упражнение № (2)
В каких рядах все слова начинаются с согласного звука? Подчеркни.
1. Купол, цирк, арена, клоун.
2. Январь, февраль, март, декабрь
3. Школа, учебник, класс, коллектив
4. Шелк, атлас, сатин, велюр
5. Смелый, храбрый, отважный, трусливый
6. Забавный, смешной, веселый, грустный.
7. Стол, стул, табурет, диван.
8. Удача, успех, улыбка, удовольствие
9. Семья, единство, братья, доверие.
10. Юля, Яков, Егор, Елисей
Упражнение №3
В каких рядах все слова начинаются с одного и того же согласного звука.
1. Зоя, земляника, зерно, золото
2. Корочка, курочка, коробок, каша
3. Клюква, кисточка, козочка, горошинка
4. Булка, бирка, береза, башня
5. Директор, деньги, дятел, дело
6. Ель, Елизавета, юбилей, ящик
7. Малина, мешок, мыло, миллион
8. Жираф, железо, жизнь, жук
9. Щука, часы, чучело, чудо
10. Виноград, веник, весла, вишня.
Упражнение № 4
В каких рядах все слова начинаются с одного и того же гласного звука? Подчеркни.
1. Орбита, облако, обстоятельства, огненный.
2. Опыт, олово, Ольга, осенью
3. Яма, яблоня, якорь, ястреб
4. Улитка, юбилей, уже, удача
5. Абрикос, открытие, арбуз, атлант
Упражнение 5.
Сделай фонетический разбор слов жираф, ягодка, подъемник, варежка, моем, лист, солнце.
Упражнение 6.
Запиши слова в алфавитном порядке.
Холод, яблоко, черепаха, урожай, хорошо, ученик, учитель, тетрадь, малина, огурцы, багряный, урожай, окрестность, лестница.
Контрольное задание.
Придумай и запиши
1. Слово, которое состоит из одного звука - ___
2. Слово, в котором буква е обозначает 2 звука - ___
3. Слово, в котором звуков больше, чем букв ___
4. Слово, в котором звуков столько же, сколько и букв ___
5. Слово, в котором звуков меньше, чем букв ___
6. Слово, в котором буква ю обозначает 2 звука ___
7. Слово, в котором буква я обозначает один звук ___