Марина Станиславовна Озерова
Самостоятельная музыкальная деятельность детей старшей группы в процессе непосредственной образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект самостоятельной музыкальной деятельности в старшей группе «Находчивые оркестранты»
Цель: развитие творческого мышления
Задачи:
- обогащать музыкальный опыт детей, учить слышать звуки окружающих предметов
- развивать фантазию, ассоциативное мышление, навыки игры на импровизированных шумовых инструментах, умение играть в ансамбле
Публикация «Самостоятельная музыкальная деятельность детей старшей группы в процессе непосредственной образовательной деятельности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- воспитывать умение сотрудничать, помогать друг другу
Вид деятельности : игровая, познавательно-исследовательская
Форма организации: групповая.
Формы реализации детских видов деятельности : решение проблемной ситуации, оркестровка.
Методы и приемы реализации: наглядные (находим предметы, рассматриваем их); словесные (рассказ об окружающих нас предметах); практические (используем найденные предметы для извлечения звуков)
Организация среды: изготовление подставок под используемые предметы в виде пеньков, полянок (специально оформленная ткань, кукольных стульчиков и т. п.
Оборудование: СД проигрыватель, аудио запись с голосом, аудио запись с музыкальным фрагментом, счетные палочки в коробке, пустые пластиковые и кофейные банки, деревянные и пластмассовые линейки, горсть пластмассовых пуговиц, горсть металлических пуговиц или крышек от бутылок, пустые коробочки из-под сока, пустые киндер-сюрпризы, пластмассовые расчески.
Все это заранее подготовлено и сгруппировано, разложено на «пенечках», «полянках» в разных частях зала за спиной детей.
Ход непосредственной музыкальной деятельности.
I. Вводная часть
1.1 Введение в тему (создание проблемной ситуации)
Дети под музыку заходят в зал. Приветствие.
Муз. рук. Ребята, мы получили письмо, и не простое, а говорящее. Хотите послушать?
Ответы детей.
В записи звучит голос Карлсона: «Привет, друзья! Это я, ваш дорогой Крлсончик! Я живу на крыше как раз над вашим музыкальным залом! И я слышал, как здорово вы умеете играть на музыкальных инструментах! Я через полчаса улетаю к своему другу Малышу! Я хочу, чтобы он тоже услышал, как звучит ваш оркестр! Запишите для него вашу чудесную игру на диск и передайте мне на крышу! Заранее спасибо!»
Муз. рук. Ну что, ребята? Исполним просьбу Карлсона? Сыграем?
Ответы детей.
Восп. Конечно, ребята будут рады, что их исполнение услышат в далеком Стокгольме! А что мы будем исполнять?
1.2 Мотивация деятельности.
Муз. рук. Давайте послушаем музыкальное произведение и подумаем, какие инструменты могут нам пригодиться.
Прослушивание фрагмента русской народной песни «Утушка луговая» в инструментальной обработке.
Обсуждение характера музыки, какие инструменты лучше подойдут для подчеркивания ее выразительности.
Муз. рук. Саша! (обращается к ребенку) Принеси, пожалуйста, нашу коробку с музыкальными инструментами.
Ребенок приносит коробку, открывает, в коробке пусто.
Муз. рук. Как пусто?
Восп. Смотрите, записка! (читает) Ваши инструменты у меня! Никакого оркестра не будет! Дюдюка.
Восп. Ой, ребята, что же делать? Через полчаса Карлсон улетает! Неужели Малыш никогда не узнает, как хорошо вы умеете играть7
1.3. Целеполагание.
Муз. рук. Как вы думаете, ребята, что мы можем сделать?
Ответы детей.
Муз. рук. (по обстановке) Правильно! Надо найти, чем мы можем заменить инструменты нашего шумового оркестра. Давайте пройдем по залу и посмотрим, сможем ли мы найти предметы, из которых можно извлечь подходящие нам звуки.
II Основная часть.
II.1. Добывание нового знания
Музыкальный руководитель и воспитатель вместе с детьми ходят по залу, останавливаясь у каждой группы предметов. Дети стараются понять, как можно использовать те или иные предметы для звукоизвлечения.
- можно в банку из-под кофе насыпать железные пуговицы. Будет звучать, похоже на румбу или бубен;
- по зубцам расчески можно провести линейкой - получится очень интересный звук;
- в пластмассовую банку насыпать пуговицы (или фасоль) – похоже на звук маракаса.
- по коробке из-под сока можно стучать ладошками, а можно деревянной линейкой;
В общем, дети сами «создают» шумовые инструменты. Вариантов множество, они могут экспериментировать сами, предполагая, какой звук получится, могут действовать по подсказке воспитателя или музыкального руководителя. Пробуют те или иные методы звукоизвлечения.
II.2. Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания.
Дети самостоятельно используют свои импровизированные музыкальные инструменты, сопровождая звучание оркестрового произведения.
Воспитатель «записывает» их исполнение. (можно реально записать на телефон или другое имеющееся в арсенале звукозаписывающее устройство и дать прослушать детям)
Срочно отправляем готовый музыкальный файл Карлсону!
III Анализ и самоанализ деятельности детей.
Дети отвечают на вопросы о том, какие предметы они использовали, из каких материалов сделаны эти предметы, на тембр какого шумового инструмента похоже их звучание.
Для того, чтобы инструменты звучали ярче, музыкальный руководитель может исполнить произведение на фортепиано.
IV. Дальнейшая разработка темы
Выступление с необычными инструментами перед детьми младшей и средней группы.
Использование их на фольклорных праздниках (например, Масленица, Жаворонки)
Интернет ресурсы.
Музыкальный материал взят на сайте LALAMUS.CC