Ирина Буткова
Интеллектуальное развитие детей средствами физической культуры в процессе непосредственной образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Гиподинамия – нарушение функций организма при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. Угрожает ли она современным детям дошкольного возраста?
Движение – не только врожденная, жизненно необходимая потребность человека, но и предупреждение разного рода болезней, и эффективнейшее лечебное средство.
Полное удовлетворение в движении, особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Публикация «Интеллектуальное развитие детей средствами физической культуры в процессе непосредственной образовательной деятельности» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Без движения ребенок не может вырасти здоровым. Двигаясь, ребенок не только развивает свои физические качества организма, но и познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших детей – форма проявления этих важных человеческих качеств.
В наш век современных технологий, гаджетов, компьютерных игр, которые "приковывают"(не без помощи взрослых) маленьких детей к диванам и креслам, заменяя подвижные игры статическим положением. С одной стороны гаджеты могут стать развивающим инструментом, а но с другой стороны ведут к нарушению осанки – дети за компьютером часто сутулятся, что чревато искривлением позвоночника и многочисленными трудностями с осанкой в будущем, нарушениям зрения, снижению двигательной активности.
Одна из основных задач дошкольного учреждения - создание условий для охраны жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей.
Согласно новым ФГОС дошкольные образовательные учреждения поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.
Главная особенность организации НОД в ДОУ на современном этапе: уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. Умственное развитие и физическое -единое целое.
Познавательная и двигательная активность человека диалектически связаны между собой. К. Маркс писал по этому поводу: «Отдельный человек не может воздействовать на природу, не приводя в движение своих собственных мускулов под контролем своего собственного мозга, как в самой природе голова и руки принадлежат одному тому же организму, так и в процессе труда соединяется головной и ручной труд» [9, 355].
Так и в дошкольном учреждении вся задачи по развитию ребенка в непосредственно - образовательной деятельности (далее НОД, можно решать через двигательную активность, направленную на решение познавательных задач в различных областях.
Можно проводить НОД в форме путешествия, перемещаясь по всей групповой комнате и решая не только познавательные задачи, но и физическое развитие (прыгни столько, сколько грибочков (счет, прыжки в высоту, внимание);прокати машинку под маленьким мостиком,под большим (величина, лазание. и т. тд,в виде эстафет "Построй по образцу", в ходе которых идет не только умственное развитие : закрепление знаний о геометрических фигурах, цвете, величине, развитие внимания и зрительного восприятия, но и развитие ловкости, быстроты движений, координации и т. д., а также умение действовать в команде.
В образовательной области "Речевое развитие " при делении слова на слоги так же можно выполнять движения, количество которых соответствует, количеству слогов и считать их; можно использовать элементы драматизации в комплексе дыхательной гимнастики "Путешествие по сказкам". Которая направлена не только на речевое развитие, но и на физическое воспитание дошкольника. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться); способствуют развитию основных видов движений, координации. Так что дыхательную гимнастику можно использовать в различных образовательных областях и видах деятельности.
В процессе работы над творческим проектом "Старые сказки новый лад", в котором дети под руководством педагога сочиняли сказки на основе русских народных сказок. Педагог ставил перед собой задачу, чтобы в процессе сочинения сказок, дети выполняли основные виды движения: бег, прыжки и т. д. В процессе драматизации сочиненных сказок проводится отработка основных видов движений, которые способствуют, не только физическому развитию, но и решают задачи эстетического развития дошкольника (Увидела мышка теремок, но чтобы подойти к нему, ей необходимо преодолеть препятствия: пролезть под дуги или перепрыгнуть ручеек).
На занятиях по художественно-эстетическому развитию, педагог решает не только задачи по формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия, и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими; формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Учит правильно выполнять танцевальные движения, развивает координацию движений, выносливость, согласованность движений с характером музыки и т. д.
Если проведение непосредственно -образовательной деятельности проходит сидя за столами (рисование, лепка,то не каждый ребенок дошкольного возраста может "высидеть" пусть даже небольшой отрезок времени. Для смены деятельности используются физминутки, которые направлены снятие напряжения мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей. Учитывая то, в какой образовательной области проводится физминутки ее можно подобрать таким образом, чтобы она еще и решала познавательные задачи. Кроме традиционных физкультминуток, которые проводятся при необходимости развитию, можно выполнять и другие задания: можно использовать знакомые песни - дети выполняют танцевальные движения, элементы знакомых спортивных упражнений и т. д.
Выявлен и научно обоснован комплекс педагогических условий повышения эффективности интеллектуального развития детей средствами физической культуры. Эти условия включают:
1) подбор физических упражнений с учетом эффективности их воздействия на интеллектуальное развитие детей :
2) более широкое использование с учетом возрастных особенностей детей словесных методов в процессе обучения двигательным действиям;
3) использование при организации процесса обучения физическим упражнениям элементов проблемного обучения
4) использование в качестве основного способа организации деятельности детей игрового метода;
5) оптимальное соотношение организованного обучения и самостоятельной физкультурной деятельности посредством создания для детей благоприятной развивающей предметной среды и группового пространства.
Давайте вместе сделаем наших детей счастливее.
Педагог-психолог: Буткова Ирина Александровна
Воспитатель: Чуфарнова Наталья Александровна